Найти тему
А.Смысл

Ответственное творчество: экологическое искусство. Часть 3

Оглавление

Невозможно оставить вас с пониманием того, что люди вот уже 400 лет несут мертвые изобразительные искусства и сделали из этого культ. Что любое творчество способно не только влиять на сознание, но и преобразовывать мир. Что мы вполне можем жить в матрице. Все эти рассуждения уничтожают зерна гуманности, которые получает ребёнок, соприкасаясь с современным миром. А где же кроется соль развития. Думаю, что в экосозидании.

Понятие экологического искусства

Экоарт появился в конце 1960-70-х гг. И существует на стыке с инсталляцией, лэнд-артом, сайт-специфик-артом и деятельностью группы Арте Повера. Из инсталляции, к примеру, экоарт наследует особое внимание к окружающей среде, в которой стирается граница между искусством и жизнью. 

Бывает так, что экологическое искусство не предполагает вовлечение зрителя в пространство. Но при этом оно все равно стремится стереть принципиальную границу между воспринимающим и воспринимаемым.

С лэнд-артом экологическое искусство объединяет стремление обрести близость с жизнью, стать частью реальности. Для этого оно выходит на улицы и в лаборатории, стремится к необозримому, нечеловеческому, геологическому масштабу и времени. Экологическое искусство невозможно встретиться в музеях и галереях.


Изображение Freepik https://ru.freepik.com/free-photo/memory-concept-with-sculpture-and-paper-still-life_23993997
Изображение Freepik https://ru.freepik.com/free-photo/memory-concept-with-sculpture-and-paper-still-life_23993997

Важным для экологического искусства является работа с живым материалом. Это сближает его с перформансом и биоартом. Конечно, впервые художники начали работать с живым уже в 1930-х, хотя идея, что организмы могут стать искусством, существовала и за несколько веков до этого. 

В 1970-х растения и животные появляются в творчестве разных художников. Например, Ханс Хааке, Йозеф Бойс и Агнес Денес. Сегодня художники работают с широким спектром бактерий, грибов, плесени, клеток. Изменения, которые производит биоарт с живым настолько кардинальны, что ставят под сомнение их искусственность, полностью стирая границы.

Объектом экоарта являются отношения между человеком и окружающим его миром. Вобрав множество различных тенденций и жанров, он не имеет особого типа выразительности, а является другим по причине смыслового содержания. Поэтому может приобретать совершенно различные формы.

Проблематики экоарта: стремление к трансформации окружающей среды

Экологическое искусство заявляет стремление к трансформации мира. Поэтому является политическим. Экологические тексты и художественные проекты часто носят характер романтического протеста: против угнетения, за освобождение вытесненного. 

В этом своем стремлении экологическое искусство находит множество точек пересечения, с одной стороны, с феминистским, анархистским и другими «освободительными» движениями. С другой стороны, энвайронментализм выступает за сохранение некоторых ценностей или состояний и в этом сближается с консерваторами, пацифистами и дауншифтерами.


Origin: ChatGPT Midjourney v4.5 Midjourney v5.0.1
Origin: ChatGPT Midjourney v4.5 Midjourney v5.0.1

Такая двойственность позволяет заявлять необходимость политического усилия для сохранения и трансформации любой ситуации.

Суть экологического движения в постоянном сопротивлении существующему режиму, каким бы он ни был. В экологических проблемах виновато все устройство общества, в котором присутствует вертикальная власть и контроль. 

Тот же Мортон рассказывает:

«Фермеры были причиной «пыльных бурь» на Среднем Западе США в 1930-е годы. Такие циклы являются чем-то общим для общества «господства и контроля», которое таким образом управляет окружением, что это приводит к повреждению экосистем».

По сути экологическое движение осуществляет борьбу с капиталом, производством и даже с человеком. Все подлежит кардинальному изменению и пересмотру. И если изменения, которые не касаются экологии, подлежат критическому сомнению, то проблемы окружающей среды кажутся неизбежными, истинными, а решение их жизненной для человека необходимостью.

Проблематики: оторванность человека от природы

Главной темой экоискусства является не разрешение экологических проблем, а отчуждение человека от его собственного окружения, то есть природы. Природа каждый раз в восприятии человека оказывается отчужденным объектом. А когда природа объективируется, она перестает быть средой, в которой мы существуем. Мортон описывает это в таком сравнении: 

«Установить то, что называют Природой, на пьедестал и восхищаться этим издалека близко к тому, как патриархат поступает с фигурой Женщины. Это парадоксальное действие садистского восхищения».

Другими словами, возвеличивание природы противопоставляет её цивилизации. Также пагубным является и восприятие природы только лишь, как ресурса для развития.

Изображение  на Freepik https://ru.freepik.com/free-photo/mountains-lake_1238329
Изображение на Freepik https://ru.freepik.com/free-photo/mountains-lake_1238329

Чтобы преодолеть отчуждение человека от природы, необходимо снять диалектику естественного и искусственного, природного и технического. То есть, когда мы смотрим на дома, ракеты, автомобили, нам важно воспринимать это частью природы. Ведь это всё создано руками человека, который к природе относится непосредственно.

Проблематика: способы донесения экологических идей

Большинство художников экоарта считают, что тексты и изображения экологических катастроф скучны. Шокирующие изображения розливов нефти и мертвых китов уже не удивляют, а наоборот стали незаметной обыденностью.

Из-за потепления в Арктике медведям больше невозможно достать моржей, а значит нечем питаться
Из-за потепления в Арктике медведям больше невозможно достать моржей, а значит нечем питаться

При этом экохудожники считают, что человечество утратило «природу» как принцип навсегда, и сейчас можем лишь рассуждать о природе будущего, а не проповедовать и морализировать об утраченном.

-6

Понятие природы на протяжении своей истории испытывала сильные смысловые изменения. Во времена средневековья природа была синонимом зла, но в романтических период превратилась в социальное благо. По мнению Мортона, сейчас природа стала «трансцендентальным принципом» и способна объединять различия в себе, чем оказывается близкой понятию «нации»: 

«Нация слишком часто совпадает с тем же списком свойств, которые вызывает идея природы. Природа и нация очень тесно переплетены».

Мортон предлагает избавиться в рассуждениях об экологии от понятия «природы», так как благодаря своим трансцендентным свойствам оно очень быстро оказывается в порядке идеологии: 

«Экокритика слишком запуталась в идеологии, которая производит стереотипные идеи природы, оторые могут быть использованы любыми способами».

Экологическое искусство все более стремится избавиться от этого понятия, обращается к неприроде, чему-то противоположному природе, чтобы осуществить свое заявление.

Так умирают короли севера
Так умирают короли севера

«7000 дубов»

Первым и самым известным произведением, которое можно было бы причислить к экоарту является акция 1982 года 7000 Дубов. Её придумал и начал осуществлять художник Йозефом Бойсом. Во время ее проведения художник собирался высадить 7000 дубов через всю Европу – от Германии до России. Но после смерти Бойса она не получила продолжения.

-8

Около каждого посаженного дерева он устанавливал базальтовый блок, что придавало дополнительный смысл каждому дереву. В работу он вовлекал зрителей, призывал к соучастию местное сообщество, что снимало дистанцию между реальной жизнью социума и искусством.

Работа Йозефа Бойса в своем осуществлении перестает быть просто метафорой, она вторгается в реальную жизнь. Художник в ней не делает различий между политикой, экологией, искусством – все превращается в «социальную скульптуру». 

С одной стороны, работа является художественным творением с символическим значением, но лишенной утилитарного смысла, с другой стороны – это политическая акция пацифизма, которая своим существованием меняет социальное устройство того места, где происходит.

Ценность работы в том, что она описывает практики проектирования городских пространств в соучастии с горожанами. Модернистские города проектировались и утверждались институтами, которым было делегировано взаимодействие с реальностью, что дополнительно отчуждало человека от города. 

-9

Бойс указал, что каждый может внести небольшие изменения в свое окружение напрямую, не дожидаясь действия власти. Горожанин может менять город, что позволяет ему относиться к окружающему пространству как к своему, идентифицировать себя с ним, а значит понимать свою с ним связь.

«Пшеничное поле»

Работы художницы Агнес Денес – яркий пример сопротивления современной цивилизации, власти, городу, человеку. В 1982 году она осуществила в Нью-Йорке проект «Пшеничное поле. Противостояние». Художница посадила два акра пшеницы на свалке Нижнего Манхеттена в двух кварталах от Уолл-стрит и Всемирного торгового центра.

-10

Денес понадобилось 200 грузовиков с плодородной почвой, чтобы покрыть землю непригодную для выращивания злака. Пшеница росла в течение четырех месяцев: за ней ухаживали, обрабатывали от грибка и паразитов, установили систему полива. 16 августа был собран урожай – 1000 фунтов здоровой пшеницы.

Засеивание и сбор пшеницы на земле, которая стоит 4,5 млрд долларов, производит впечатление парадокса. Попытка засеять, вырастить урожай пшеницы здесь выглядит как неразумная растрата дорогостоящей земли, что идет вразрез с требованиями и механизмами функционирования системы.

Проект художницы является противостоянием цивилизации, указанием на ее пороки, неуместные приоритеты. Природное пятно выглядело контрастом по отношению к мегаполису, оно было пятном свободы от жутких громад небоскребов. Агнес Денес говорит:

«Пшеничное поле было символом, универсальной идеей, репрезентирующей пищу, энергию, коммерческую деятельность, мировую торговлю, экономику».

-11

Работа демонстрирует отчуждение города от процессов своего собственного существования: производства еды, энергии, воздуха, что приводит к многочисленным экологическим проблемам. Проект художницы может быть понят как заявление о необходимости преобразования города, как акт конфронтации с порядками городской цивилизации, оторванной от самой себя.

«Экосистема эксцессов»

Художница Пинар Йолдаш в своем проекте создает альтернативную экосистему воображаемых организмов. Художница считает, что мы еще даже не смогли поставить вопрос о том, что такое природа. Мы все еще думаем, что природа – это магические леса, пруды, корпоративные туры на Эверест, жертва потребления, мать живого. 

Архив пресс-службы Политтехнического музея
Архив пресс-службы Политтехнического музея

Все эти определения отдаляют нас от позитивного определения природы в XXI веке. Пинар Йолдаш исходит из того, что все искусственное и созданное человеком окружение и есть природа.

Ее новая «экосистема» начинает свое существование на свалке, в «плодотворном» большом тихоокеанском мусорном пятне, которое было открыто в 1985 году Чарьзом Муром и состоит из огромного количества пластиковых отходов, покрывающих площадь 5000 кв.м. 

По ее мнению, свалка в океане – это подвижная скульптура, которую создало все человечество на протяжении многих лет безудержного потребления. Она поражает масштабами и своей онтологической непостижимостью, напоминает первичный бульон, в котором зародилась жизнь. Это мусор, но одновременно новая среда, обладающая огромным потенциалом для эволюции. 

-13

Проект «Экосистема эксцессов» отвечает на простой вопрос: если сегодня жизнь зарождается в океане из пластика, то какого рода жизненные формы могли бы появиться из этого неорганического бульона?

B ответ на него – новое видовое разнообразие, которое может жить и развиваться в искусственных, произведенных человеком условиях, таких как большое тихоокеанское мусорное пятно. 

Проект предполагает ряд взаимосвязанных видов, растущих в пластике, химических отбросах и прочем мусоре. Йолдаш создает бестиарий живых существ: птицы, которые живут на пластиковых крышках; черепахи, которые едят резину; бактерии, которые растворяют поливинил. Художница также разрабатывает систему органов, которые переваривают и растворяют полиэтилен, нейлон, акрил.

-14

Этот проект также снимает дистанцию с природой, переводит все искусственное в природное функционирование. Все элементы, которые существуют в реальности, включены в единую экосистему, все элементы города являются частями экосистемы, так же как природные существа являются частями городской среды. Таким образом, все искусственное функционирует по общим для всего природным законам.

«1600 панд»

Угроза вымирания знаменитых бамбуковых медведей подстегнула французского скульптора Пауло Гранжона на создание необычной передвижной выставки, экспонатами которой стали фигуры из папье-маше. 

1600 панд, сделанных из переработанной бумаги, призваны напомнить человечеству о реальном количестве оставшихся на планете млекопитающих. Проект, организованный совместно с Всемирным фондом дикой природы, уже посетил более 20 стран, включая Францию, Италию, Таиланд и Китай.

-15

Каким бы мы ни представляли себе принципы действия искусства, какие бы картины ни открывал перед нами мозг при взгляде на то или иное произведение, точно ясно одно – у всего есть смысл. И этот смысл насколько бы глубинным и истинным он ни был всегда будет упираться в степень развития самого человека и в массе – человечества.

Сегодня важнейшей тенденцией, которая пробила ростки общественного понимания, является образованность большей части людей. Потому что, если настолько большая человеческая масса будет тупой, мы сами себя уничтожим, даже не успев развиться до пределов Матрицы. И, конечно, не успеем разрушить планету. Потому что, как говорил мой университетский препод по экологии, природа всё равно умнее.