Слово пацана. Кровь на асфальте (сериал 2023) 18+
* прим.
слово "Чушпан" в сериале - оскорбительное обозначение людей, не состоящих в группировке, а потому, подвергающиеся постоянной агрессии со стороны местного быдла
автор же данной рецензии далее по тексту называет чушпанами непосредственно самих гопников, потому что ими они и являются по своей сути.
Ключевой вопрос всего творчества Андрея Першина (Настоящее имя режиссера) звучит так: «Жора Крыжовников, как ты умудряешься это делать?»
Жорины фильмы и сериалы просто не могут остаться незамеченными, это обязательно резонанс, обязательно ошеломительных эпатаж, обязательно самый громкий плюх с разбега
10 лет прошло с момента выхода «Горько», и снова Жора выдал продукт, который разделил массы на тех, кто говорит, что это один из лучших бандитских сериалов со времен Бригады и тех, кто увидел в сериале только романтизацию криминальной составляющей и чрезмерное ультранасилие
Давайте вместе посмотрим на этот сериал со стороны и попробуем разобраться, что это за Слово Чушпана и с чем его едят
А Чтобы в этом разобраться, ответим на пару ключевых вопросов:
Когда?
О ком?
О чем?
Зачем?
И как?
Когда?
Конец 1980 годов, Казань. Советский союз трещит по швам. Города разделены на районы, которые контролируются преступными формированиями, вербующими молодняк для выполнения грязной работы
Если ты жил в Советское время 70-80 или в России 90-х, тебе эта картина будет знакома сразу. Будучи обычным подростком, ты должен был смотреть во все свои глаза, дабы не нарваться на классных пацанов, которые без всяких прелюдий зададут тебе пару гениальных вопросов, по типу: «Кто ты такой» или «С кем ты работаешь», и вне зависимости от ответа, ты останешься без зубов, денег и прочих важных для подростка атрибутов здорового человека
«Работать» понятное дело означает быть причастным к какому-то дружескому объединению быдляков по отбиванию почек и вытягиванию мелочи. Постоянные драки, проблемы с мили-поли-ицией и прочие прелести, которые обычному цивилу были, ясное дело, в тягость, тут являются пиком карьерного роста и мотивируют разве что крайне недалеких ИЛИ социально незащищенных подростков вступать на эту усеянную семками дорожку
Как было обозначено выше, ответить на вопрос правильно или неправильно сильно не роляло. Все зависело от конкретных потребностях и настроения мсье в четком
В это самое время мы и знакомимся с главными действующими лицами, которые по-своему пытаются пережить все вышеописанные прелести.
О ком?
Главные чушпанчики:
Андрюша – пальто.
Оставив музыкалку решает приписаться к местным поцанчикам, в следствии чего продает душу (а ведь он даже не рыжий), теряет мать с сестрой и отправляется драить толчки в местах не столь отдаленных.
Безобразно сыгран Леоном Кемстачем, из-за чего Петров уже нервно считает дни до момента формирования новой отечественной звезды.
Марат – маратка (кличку парню не выдали).
Собстно, мэнчик, втянувший Андрюшку во все это безобразие. Завидовал старшему брату-гопарю настолько, что из мажора превратился в быдло, склеил несовершеннолетнюю, благодаря чему последняя отправилась в таверну без выкупа, тогда как Маратка остался у разбитого корытца.
Самый достойный образ в плане актерской игры в сериале выдал Рузиль Минекаев.
Вовка – Адидас.
Вернулся с афгана, продолжил гнилое гопничество, влетел в переплет из которого смог выбраться только путем отправления на перрон поднебесья.
Воплощён Иваном Янковским, дед которого (Тот самый Мюнхгаузен) был бы местами даже доволен творческими потугами внука, по крайней мере до момента пересъёмки финальной серии
Из остальных персонажей можно выделить Анну Пересильд - Айгулигули, в чьих генах отсутствует актерское ремесло чуть больше, чем полностью
Истерично помешанную Мать Андрюхи, а в реальной жизни, жену режиссера - Юлию Александрову, которую наконец-то отправили в психдиспансер, по крайней мере, в сериале
Анастасию Красовскую - в простонародье местную секс-бомбу-дурочку Ирку , которая своей безобразной игрой переплюнула популярный мем
Ну и мб Бурунова, который в сериале есть
О чем?
Познакомившись с пацанской культурой изнутри, бывший цивил Андрюха вместе с Мараткой и Вовчиком дружно идут к успеху, совершают непотребства разного уровня паршивости под песню «Пыяла» и получают в конце по башке с разбега
Зачем?
Первые серии дают ответ на вопрос, что побуждает молодых людей участвовать в этом чудесном гэнкста-сообществе, тогда как последние показывают результат неминуемой и весьма печальной участи оных.
Есть ли в сериале романтизация преступной жизни, о которой все говорят?
И да, и нет. Первые серии действительно показали, что прельщает молодое поколение вступить в гоп-арт-пространство, но, в тоже время, остальное повествование кричит о том, что все будет не так здорово, а скорее даже наоборот, что разумно и правильно.
По крайней мере так было до пересъемки финала, о которой мы еще поговорим.
И как?
Жора Крыжовников – мастер.
Во-первых, никто не умеет так всрато снимать на дрожащую камеру и так отвратно монтировать художественные произведения.
Во-вторых, подбирать каст и направлять молодых актеров по пути, который заставляет Станиславского крутиться в агонии с гиперзвуковой скоростью, может только этот режиссер
В-третьих, пересъемка последних серий, это отдельный вид кринжа
В изначальном варианте все было лаконично:
главные герои выбрали неверный путь гоповства и получили плохую концовку, при этом, актерская игра в последних сериях норм, повествование нагнетает, а завершение истории получилось крепким и соответствующим тону всего сериала
В переснятом варианте, из гг зачем-то делают мучеников и пытаются пробить зрителя на жалость, тогда как злодеями выставляют не глупые и неправильные решения наших чушпанов, а местную милицию и партию. Мол, не виноваты гопники, просто так получилось, время такое, да и вообще СССР Сталин Пыяла. Что не просто разрушает основную идею сериала, но и приводит к совершенно неправильному восприятию финала.
Добавим к этому тот факт, что у актеров было всего пару дней на пересъемку, поэтому актерская игра становится безобразной, монтажер скурился окончательно, а история стала неверной и извращенной.
ИТОГ:
Сериал отвечает всем стандартам качества Крыжовникова: трясущаяся камера, всратый монтаж на читалке, отвратительная актерская игра (за редким исключением), и колоссальный хайп вокруг самого произведения.
Несмотря на минусы, картине удается передать дух времени в контексте разборок группировок и показать причины, которые побуждали молодых людей приписываться к четким, а также то, что всех их ждал/ждет/будет ждать плачевный конец.
Сериал обозначает (по крайней мере до момента пересъемок), что гоповство - это не честь/братство/золотые горы, а насилие/предательство/грязный толчок в тюрачке ну или просто-напросто смерть.
И такой вывод для сериала органичен и справедлив, ведь происходящему на экране веришь, особенно, когда сам пожил в похожее время и в похожем месте. А жестокость, показанная на экране, подчеркивает и усиливает безысходность положения, в которое попадал молодняк, выбрав чушпанский путь (имею ввиду конечно путь отважного гопника).
К большому сожалению, итоговый вариант после пересъемки рушит основной посыл, задает ненужную затравку на продолжение и меняет восприятие в сторону совершенно неверных идей, так что Жора, в этот раз, ты смог испортить свой же продукт.
Смотриметр (система оценки смотрибельности фильма):
Если вам есть 18, смотреть вполне безопасно, без урона для психики. Те, кто пожил в 80 и 90-е смогут с облегчением вздохнуть, что те славные времена остались где-то позади. Малыши, которые родились позднее, посмотрят, как мы, старперы, выживали и оглядывались по сторонам.
Так что, если обозначенные мной минусы вас не смутили, вполне можно глянуть, если все хорошие сериалы уже посмотрены, но не стоит забывать, что это сериал от создателя «Горько», так что послевкусие соответствующее.
ПС: 2023 год закончился хайпом вокруг сериала про гопников, это что получается, какой год, такие и хиты?