Среди двадцати пяти лучших репортажных фотографий за сто лет, эта выделяется особо. Фотограф Дуглас Мартин выиграл премию World Press Photo 1957 года с изображением Дороти Каунтс. На ней нет войны и смерти, на ней нет политических лидеров и религиозных вождей, на ней чернокожая пятнадцатилетняя девочка идет в школу.
4 сентября 1957 года Дороти Каунтс вышла из дома и пошла в школу. Ничего необычного, но Дороти была первой чернокожей ученицей в старшей школе имени Гарри Хардинга города Шарлотт, Северная Каролина. В школе только что объявили совместное обучение белых и цветных детей.
Дороти в первый день подвёз к школе её отец вместе с другом их семьи Эдвином Томпкинсом. Поскольку их машина не могла подъехать ближе к главному входу, Эдвин предложил проводить Дороти до входа в школу, пока её отец парковал машину. Когда они спускались с холма, отец сказал ей: «Держи голову высоко. Ты не хуже других».
По дороге вокруг новой ученицы собралась толпа агрессивной молодежи. Они кричали ей убираться, плевали и бросали в девочку камни.
Когда процессия прибыла к школе, то застала перед крыльцом импровизированный митинг. В толпе было от 200 до 300 человек, в основном школьники. В школьном дворе кипели нешуточные страсти. Посреди площади выступали Джон З. Варлик и его жена, оба лидеры «Совета Белых Граждан» (официально просто Citizens Council), организации, которая должна была противостоять борьбе за права чернокожего населения (в то время насчитывала около 60 тысяч человек). Активистка миссис Варлик кричала школьникам: «Это только вы в силах выкинуть ее отсюда» и поощряла девушек плевать в новенькую.
Но девушка нашла в себе силы, поднялась по лестнице и вошла в здание. Так начались самые длинные четыре дня ее жизни, когда ученики травили и унижали ее, а взрослые делали вид, что ничего не происходит. Несколько девушек, которым Дороти помогла на занятиях, под нажимом толпы тоже отступились от нее. Родителям Дороти звонили «граждане, которым не безразлична судьба их детей» и с угрозами требовали забрать дочь из «приличного заведения». Машину ее брата разбили, когда он приехал забирать ее из школы.
Через четыре дня мистер и миссис Каунтс не выдержали, они больше не отпускали дочь на учебу, боясь, что одноклассники могут навредить ей. Через некоторое время семья переехала в Пенсильванию, и Дороти снова пошла в школу. Она окончила школу Аллена, частную школу для девочек в Ашвилле и вернулась в Шарлотт, чтобы поступить в Университет Джонсона С. Смита, где она получила диплом психолога в 1964 году.
После его окончания Дороти переехала в Нью-Йорк, где устроилась работать с детьми, подвергшимися насилию и безнадзорности. Позже она вернулась в Шарлотту и занималась некоммерческой работой с детьми из малообеспеченных семей.
«То, что случилось в тот день, указало мне на мой путь — я всегда хотела помогать детям и делать всё, чтобы с ними никогда не происходило чего-либо плохого».
В 2006 году Каунтс получила электронное письмо от человека по имени Вуди Купер. Он признался, что был одним из мальчиков на знаменитой фотографии, и хотел извиниться. Они встретились за обедом, где Купер попросил её простить его, и она ответила: «Я простила тебя давным-давно».
Спустя 51 год та самая школа (Harding High School) наградит уже знаменитую Дороти Каунтс почётным дипломом, а в 2010 году переименует свою библиотеку в честь Дороти — честь, которой редко удостаивают живых людей.
Дороти Каунтс не сделала ничего героического, ни к чему не призывала, не была борцом за свободу, она просто хотела учиться там, где хотела. И жить так, как хотела она, а как требовали те, кто попрекал ее «неправильным» цветом кожи. Иногда подвиг — это самая малость. Не отвести взгляда, не уйти с дороги, не испугаться.