Добро и зло – это основные концепции, связанные с моралью и этикой. Добро обычно ассоциируется с поступками, которые приносят пользу, поддерживают благополучие других людей, способствуют справедливости и состраданию. Это может быть помощь нуждающимся, добрые слова, поддержка или любые действия, улучшающие жизнь окружающих.
Зло, напротив, обычно связано с поступками, которые наносят вред, причиняют страдания, нарушают справедливость или наносят ущерб другим. Это могут быть насилие, обман, эгоизм или любые действия, которые вредят окружающим.
Как правило поведение человека ясно дает нам понять какой человек перед нами: то как человек относится к животным, слабым, в семье, на работе, к природе может подсказать нам - добрый это или злой человек.
Но есть случаи, когда зло одевает маску добра и добродетели и в таком случае разобраться, кто перед нами, бывает очень сложно или почти невозможно. Ярким примером такого человека является Тартюф из знаменитой комедии Жана-Батиста Мольера "Тартюф".
Главный персонаж, Тартюф, предстает перед обществом как благочестивый, нравственный человек, но на самом деле он лицемер и алчный обманщик. Используя маску добродетели и религиозности, он втирается в доверие наивных людей: дворянина Оргона и его матушки мадам Пернель. Всё семейство Оргона, включая слуг, понимают, что Тартюф ханжа и обманщик и пытаются открыть глаза Оргону на этого лицемерного человека. Но Оргон глух и слеп по отношению к своей семье, считая семью злодеями, которые клевещут на святого человека.
В результате Оргон пишет дарственную на свой дом на имя Тартюфа. Также Оргон отдает на хранение Тартюфу ларец, который был отдан ему бежавшим из страны другом Аргасом. Аргас был связан с оппозицией королю.
Бежав из страны, он оставил ларец с архивом у Оргона.
Тартюф увлечен женою Оргона и пытается ее соблазнить. Она же, что бы разоблачить обманщика перед мужем, решила подыграть Тартюфу, предварительно заставив Оргона спрятаться и наблюдать, как его любимый Тартюф будет пытаться соблазнить её. Оргон, сидя в укрытии, и наблюдая эту картину, не верит даже своим ушам и глазам. Однако, когда дело уже принимает критический оборот и Тартюф снимает с себя рубашку и панталоны и вот вот совершит свои гнусные намерения, Оргон находит в себе силы и вылезает из укрытия и гонит Тартюфа прочь.
Маска добродетели слетает с Тартюфа и он предлагает Оргону убираться из его дома, который по дарственной, теперь принадлежит ему, Тартюфу. Так же Тартюф сообщает, что ларец с документами уже послан Королю и за ним, Оргоном, скоро приедут.
Конец комедии счастливый - добро победило. Король оказался мудрым и он простил Оргона за хранение запрещенных документов и повелел вернуть дом Оргону и схватить Тартюфа.
Это произведение поднимает важный вопрос о том, как легко люди могут быть обмануты внешней маской добра, и о важности различения истинных намерений за этой маской.
Распознать зло в человеке, скрывающемся за маской добродетели, может быть сложно, но не невозможно. Есть несколько признаков, на которые стоит обратить внимание:
Противоречия в поведении: Если человек демонстрирует доброту и заботу в общении с одними людьми, а с другими ведет себя недоброжелательно и нагло - это может быть сигналом.
Манипуляции: Злой человек может использовать маску добродетели, немощности, страдания чтобы манипулировать другими. Манипуляции всегда направлены на то, что бы получить выгоду для себя. Манипуляторы всегда пытаются изолировать человека от семьи или близких людей.
Зомбирование: С помощью убеждений и других психологических воздействий на сознание человека можно внушить этому человеку определенную идеологию, веру, что бы человек слепо исполнял чью то волю. Внезапное изменение поведения и взглядов человека должно вызвать подозрения.
История поведения: Если у человека есть история агрессии, манипуляций или жестокости, несмотря на добродетельные поступки в настоящем, это может быть предупреждением.
Отношения с другими: Наблюдение за тем, как человек взаимодействует с другими, может дать представление о его настоящих намерениях и характере.
Однако важно помнить, что есть много людей, кто реально помогает другим людям. Делают ли они это корости ради или бескорыстно, часто сразу трудно понять. Лучший способ понять человека — это наблюдать за его действиями на протяжении времени и строить мнение на основе общения и взаимодействия.