За более чем тысячелетнюю историю в Византийской империи придумали много наказаний для нарушителей государственных законов или жертв политических интриг, самым распространенным из которых была смертная казнь в самых изощрённых ее формах, но нередко палачи проявляли "милосердие" к своей жертве, оставляя ей жизнь, но при этом безнадежно ее калеча и среди таких наказаний не последнее место занимало ослепление, распространившееся далеко за пределы Византии.
Причина такого страшного наказания заключается в одном из постулатов византийского права, пришедшем из Персии, по которому калека лишался всех гражданских прав, но в Персии до ослепления своих преступников и политических противников не додумались, эта экзекуция была придумана в Византии. Как правило, наказание ослеплением применялось в качестве кары за государственную измену или, что чаще, в качестве ликвидации политических соперников (по византийским понятиям, император как подобие Бога должен был быть совершенным и не мог быть увечным, к тому же ослепление гарантировало снижало мобильность человека, не способного более передвигаться без посторонней помощи). Толчком к появлению нового наказания получила история с императором Юстинианом II, которому в 695 году отсекли нос, но через 10 лет он вернулся к власти и в качестве самозащиты придумал новое наказание, а первым его опробовал на себе патриарх Каллиник I, участвовавший в заговоре против императора. Как правило, ослепление, считавшееся "гуманным" наказанием, хотя смертные случаи при нём встречались сплошь и рядом, проводилось при помощи едких жидкостей, таких, как уксус и расплавленное олово, а также при помощи раскалённой кочерги, хотя при последнем способе зрение уничтожалось не полностью, так, на пути к власти Михаил VIII Палеолог не пощадил малолетнего никейского императора Иоанна IV Ласкариса, которого по его приказу ослепили горячей кочергой, но палачи нагрели её недостаточно, в результате у свергнутого императора пусть и частично, но сохранилось зрение, сын Михаила VIII Андронник II в 1290 году даже приезжал к нему, дабы подтвердить свои права на трон. Позиции ослепления как наказания в XI веке потеснила кастрация, тем не менее, политических противников византийцы продолжили ослеплять вплоть до падения империи в 1453 году.
Как средство борьбы с политическими противниками, ослепление из Византии широко распространилось по всей Евразии, в том числе и на Руси, так, в 1097 году по наговору был ослеплён теребовльский князь Василько Ростиславич, но особенно часто ослепление на Руси практиковалось во время гражданской войны 1425-1453 годов, когда в 1436 году по приказу великого князя московского Василия II одного глаза лишился его преемник Василий Юрьевич, которого после этого стали называть "Косым", а в 1446 году по приказу Дмитрия Шемяки обоих глаз лишился уже Василий II, получивший прозвище "Тёмный", но если Василий Косой после своего увечья окончательно отошёл от всех дел, то у Василия II Тёмного после ослепления в буквальном смысле слова мозги появились, он виртуозно довёл гражданскую войну 1425-1453 годов до своей полной победы, а затем вместе со своим сыном и соправителем Иваном (будущим Иваном III Великим) подготовил почву для окончательного объединения Руси. Судьба Василия II Тёмного привела к тому, что ослепление как мера наказания перестало применяться, так как оно абсолютно не имело никакого смысла, кроме исключительных случаев (в 1608 году перед казнью в Каргополе был ослеплён предводитель крестьянского восстания Иван Болотников). В настоящее время наказание ослеплением применяется в мусульманских странах, но происходит это крайне редко и в основном так наказывают за совершение подобного преступления.