В этом году новогодние каникулы длились 10 дней: с 30 декабря по 8 января. Всесезонные места размещения и активного отдыха были под завязку заполнены, при том бронировались заранее, за несколько месяцев. Пользователи социальных сетей делились фотографиями очередей у подъемников на горнолыжных курортах Челябинской области.
Самые популярные в регионе, по словам представителей туротрасли, комплексы «Солнечная долина» в Миассе, «Банное» и «Абзаково» близ Магнитогорска, «Аджигардак» в Аше. Последний с 9 по 12 января не работает. Загрузка горнолыжного курорта «Солнечная долина» в начале января достигала не менее 90%, его посетили 25 тыс. человек. Это отдыхающие в отелях комплекса и приезжающие на один день. География туристов была разнообразной: Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Москва и Санкт-Петербург.
«Все отели «Солнечной долины» были загружены не менее, чем на 90%, в топ попали отели «Sunny valley» и «Family alley» комплексы из двухэтажных деревянных альпийских шале. Места были забронированы уже в сентябре. На праздники для гостей была подготовлена насыщенная развлекательная программа: каждый день проводились анимационные программы для детей, по вечерам работал ди-джей на различных локациях курорта, проходили вечеринки в караоке-баре Jackfrost. Также в этом году мы пригласили специального гостя из Санкт- Петербурга Антона Борисова, известного стендап-комика, который провел новогодний банкет для гостей отеля «Business residence&spa» и выступил с сольным концертом. Новый год гости встречали в ресторанах курорта, а также на горнолыжном склоне: была организована развлекательная программа и салют. В Рождество традиционно прошли ночные катания — курорт работал до часу ночи», — рассказали в «Солнечной долине».
Был высоким спрос и на походы в горы — такие услуги местные турфирмы оказывали в объёме 2022 года. В Челябинской области это прежде всего национальные парки «Зюраткуль», «Таганай».
«Преимущественно люди выбирают однодневные туры: такие восхождения не сложные, не слишком активные, недалеко от Челябинска, но при этом там красивые виды, свежий воздух. Наиболее популярны у туристов гора Семибратка в национальном парке «Таганай», ледяной фонтан в «Зюраткуле» и Александровская сопка», — рассказал директор туристической компании «А2-Тур» Андрей Шалашов.
Еще одна особенность этих январских каникул, которую отметил представитель отрасли, — это появление большого количества вариантов предоставления коттеджей для празднования Нового года. Размещаются эти частные предложения на популярном портале объявлений. А вот самостоятельных туристов на многих курортах было меньше. Это связано со сложными погодными условиями: из-за большого количества снега существовал высокий риск аварий и заторов на дорогах.
Представители туротрасли объясняют удержание спроса на российские, в том числе южноуральские, места отдыха сокращением альтернативных вариантов. С поездками в южные регионы России стало сложнее: самолёты летают только в Сочи и Минеральные воды. Поездов тоже не хватает: из Челябинска отдельного состава нет, а в проходящем из Екатеринбурга доступны выделенные по одному плацкартному и купейному вагону. Из-за непростой обстановки люди опасаются выбирать Крым (рядом идёт спецоперация). Многие европейские курорты стали недоступны из-за отсутствия авиасообщения, другие международные направления сильно подорожали.
Заполняемость местных санаториев в этом году даже в межсезонье составляла порядка 80%, а уж летом и в новогодние праздники и подавно: путевки бронировали заранее. В эти каникулы все номера были заказаны. Обычно места отдыха с лечением продаются на срок 2 — 3 недели, но на новогодние праздники были исключения: проживание было доступно на 3 — 5 суток. Кстати, повысился спрос на более дорогие санатории и отели в Челябинской области. По мнению туроператоров, это говорит о востребованности более качественных услуг и высокого уровня комфорта. Денег на это не жалеют прежде всего те, кто привыкли отдыхать на недешёвых европейских курортах.
Как отметили в туристической компании «Югкурорт», которая специализируется как раз на работе с санаториями, в 2023 г. большинство таких лечебниц работали с клиентами напрямую. Люди приобретали путёвки именно таким образом потому, что получают с оплаты кешбэк. Для профильного турбизнеса это негативная тенденция.
«Примерно 50% наших клиентов ушли, поэтому для компании это был очень тяжёлый год. Выход из такой ситуации появится, только когда откроются зарубежные направления и усилится конкуренция, станет больше предложений. Клиенты же, которые заказывали через нас путёвки в санатории, вернутся примерно через два года. Дело в том, что эти организации работают на нашей клиентской базе, то есть к ним едут люди, которые знают о них, потому что либо сами уже были, либо их знакомые. Наши менеджеры помогают подобрать место, могут и полчаса одному человеку уделить, а у санаториев такой возможности нет, они редко ищут сами новых клиентов», — рассказала директор компании «Югкуророт» Татьяна Мамлина.
Эксперт отмечает, что со временем людям надоест посещать одни и те же объекты отдыха. Тогда им снова потребуются консультации специалистов.
В фирмах, которые занимаются международным туризмом, новогодние праздники прошли спокойно. Генеральный директор компании «Сусанин» Анатолий Гуревич рассказал, что тренды существенно поменялись. Если раньше был ажиотажный спрос на «горящие» новогодние туры, то теперь остались только запланированные поездки. Такие перемены в поведении клиентов связывают с тем, что люди поняли: искать срочные дешёвые путёвки сейчас бесполезно. К тому же выехать за рубеж стало не так просто, как еще года 3 — 4 года назад.
«Раньше 28 — 29 декабря начинали обрывать телефоны со словами «хочу срочно уехать», теперь такого нет. Люди понимают: если надо дешевле, значит просто не лети на Новый год», — отмечает Анатолий Гуревич.
Фото: ru.freepik.com
Трендом в международных поездках стало изменение географии. Это касается и делового туризма, на котором специализируется «Сусанин». Наиболее востребованными стали такие направления, как Китай, Турция, Иран, Саудовская Аравия, ЮАР.
«Думаю, никто к этому не был готов. Трансфер достаточно специфичный, налаживать всю цепочку взаимодействий непросто. Во-первых, это другой, непривычный менталитет. Да даже написание слов, другие цифры. Многим без сопровождающего там не обойтись, но это уже не туристическая компания организует. Вопрос расчётов с партнёрами стоит не так остро, он решается. Сейчас эта работа начинает входить в нормальный режим», — рассказал Анатолий Гуревич.
Возвращаясь к теме внутрирегионального туризма, игроки рынка отмечают еще одну особенность. В 2023 г. удачным трендом стала организация детского отдыха. Это направление поддерживало правительство Челябинской области: для примерно 10 тыс. школьников поездки были бесплатными. Юных южноуральцев возили в музеи в Челябинске, в города Миасс, Троицк и другие.
Делать прогнозы на 2024 г. представители туристического рынка не спешат. Предприниматели отмечают, что с момента пандемии ежегодно происходят очень неожиданные события, которые существенно влияют на отрасль. Подготовиться к ним невозможно, а потому участникам отрасли остаётся только оперативно находить решения.