Музыка раньше была гораздо лучше, чем сейчас. Раньше мировые чарты возглавляли такие группы, как The Beatles, Pink Floyd, Led Zeppelin, и талантливейшие исполнители, как Bob Dylan, Jhonny Cash, David Bowie. А сейчас в топе Никки Минаж, Джастин Бибер и Дуа Липа. Это что, действительно лучшая музыка современного поколения?
Конечно, можно поспорить с тем, что музыка была лучше, говоря, что это не деградация, а эволюция музыки, которую просто не понимают отсталые древние австралопитеки. Но этому есть вполне научные доказательства. И те, кто критикуют, современную музыку, возможно, судят достаточно объективно. В течение последних десятилетий качество музыки действительно постоянно снижалось.
Учёные давно следят за изменением музыкальных вкусов общества и за тем, как меняется сама музыка. Исследование 2012 года, проведённое Испанским научно-исследовательским советом (Consejo Superior de Investigaciones Científicas, CSIC), позволяют сделать вывод, что музыка действительно становилась хуже на протяжении последних 50-ти лет. Причём такое ухудшение можно проследить от года к году. Как же они определяли качество музыкальных произведений, если любая оценка творчества субъективна? Это не совсем так.
В исследовании участвовали 500 000 (пятьсот тысяч) композиций разных жанров, написанные в период с 1955 по 2010 годы. Все они проходили через ряд сложных программных алгоритмов, которые рассчитывали для каждого трека три основных показателя:
- Сложность гармонии.
- Тембральное разнообразие.
- Громкость.
Проанализировав массив этих данных, учёные пришли к неутешительным выводам. Тембральное разнообразие, достигнув своего пика в 60-х годах, неизменно снижалось. Оно по большей части обусловлено количеством разных используемых инструментов и голосов. Попсовые группы 50-60-х годов старались выделиться на фоне друг друга именно за счёт этого, создавая всё более сложную и богатую музыку. Например, The Beatles записывали композицию A Day in the Life при помощи оркестра, состоящего из 40 музыкантов. Ну и, конечно, сами они играли поверх всего этого на своих привычных инструментах. Это не какая-то музыка для ценителей. Это обычный попсовый трек, который крутился на радио и очень хорошо продавался.
В современной поп-музыке такого уже давно нет. Большая часть треков создана при помощи миди-клавиатуры, драм-машины, сэмплеров и прочих цифровых приблуд. Даже гитара и фортепиано - уже редкость. Казалось бы, электронные музыкальные инструменты дают безграничные возможности и свободу. Можно буквально создать такой звук, которого раньше вообще не могло существовать в принципе. Но несмотря на это, современная музыка становится всё более и более однообразной.
Об этом говорит и другой показатель - сложность гармонии. В музыкальной индустрии в последнее время существует устойчивый тренд на упрощение. Существуют гармонические конструкции из аккордов и нот, которые на 100% прозвучат хорошо, какие-то могут звучать наоборот как диссонанс, какие-то придают эмоциональную окраску музыке. А есть те, которые просто понравятся всем и каждому. И почти все авторы современных треков придерживаются этой простейшей логике, делая музыку ещё более невзрачной.
За последние 15-20 лет громкость музыки начала значительно увеличиваться. Да, можно настроить её на своём устройстве, покрутив ползунок или колёсик. Но если выставить единый уровень, и сравнить музыку из 60-х и из 00-х, то последняя будет намного громче. Это достигается путём наложения на записанный трек компрессора. Он делает тихие звуки громче, а слишком громкие наоборот немного тише. По итогу звук становится ровным, и теперь можно поднимать общую громкость до предела, и ничего не будет хрипеть, шипеть и перегружаться. Но, что в этом плохого?
При компрессии уменьшается динамический диапазон дорожки, в звучании теряются акценты и оттенки, который автор изначально закладывал в свою партию. Пропадают обертона, нюансы исполнения и значительно ухудшается общее качество. Но музыкальные продюсеры сознательно идут на такие жертвы в угоду максимальной возможной громкости. Это явление называется Битва Громкостей.
Она началась ещё в 60-х годах, когда звукозаписывающие компании выяснили, что более громкие песни пользуются большей популярностью у слушателей. С тех пор уровень компрессии и громкости постоянно увеличивались, пока не дошли до полного абсурда на рубеже 90-х и 00-х годов, когда песни стали буквально кричать, а не петь. Но зато теперь песню Никки Минаж вы без проблем расслышите на любом низкосортном и хрипящем устройстве.
В повседневной жизни люди слушают музыку не через качественное оборудование, а через то, что придётся и есть под рукой в данный момент. В поп-музыке расчёт идёт именно на таких людей.
Ну и когда речь идёт о качестве музыки, то нельзя обходить стороной и тексты. Они становятся всё более и более примитивными. Это подтверждено научными исследованиями. Сотни композиций, возглавлявших хит-парады с 2005 по 2014 года, проанализированы экспертами по индексу удобочитаемости Флеша. Он показывает, насколько текст сложен для восприятия, а также отражает писательское мастерство автора. На индекс влияют такие параметры, как длина слов, длина предложений, количество повторяющихся слов.
И вот результат. Как мы видим на графике, за 10 лет индекс опустился на целый пункт. Думаю, что результаты исследования можно применить и на предыдущие годы. Картина будет примерно такой же. По итогу, мы имеем в топах чартов одинаковую музыку, с однообразными инструментами и голосами, похожими текстами и чрезмерными повторами слов.
Дело в том, что современная музыкальная индустрия работает по кардинально другой схеме. Раньше продюсеры и звукозаписывающие компании находились в поисках новых талантов. Они ходили на концерты, где какая-нибудь начинающая группа собирала небольшой зал на 30-40 человек, получали кучу низкосортных песен, записанных на коленке не пойми как и не пойми где, и надеялись найти в это куче музыкальный алмаз. Самым талантливым исполнителям они предлагали заключить контракт. Далее вкладывались в запись демо, проводили много времени с самой группой в поисках собственного стиля, тратили деньги на запись альбома, на рекламную кампанию, доставляли пластинки, кассеты и диски в музыкальные магазины.
Затем начинался новый круг: работа продюсера с группой, поиск лучшего звучания, создание нового альбома, который превзойдёт предыдущий, распространение, реклама и продажа носителей. И снова по кругу.
Сегодня же раскрутка нового артиста обходится гораздо дороже, так как сильно увеличилась конкуренция. Каждый имеет возможность слушать всё, что угодно, у каждого в кармане смартфон с музыкальными приложениями, а рекламной площадкой стал весь Интернет. И если взять новичка и начать вливать в него много денег, то по итогу может вообще ничего не получиться, и огромная гора денег просто пропадёт в никуда.
Само собой такие провалы были и раньше, но они вполне могли окупиться просто за счёт одного выстрелившего артиста. Сейчас же это стало слишком дорого и рискованно. Продюсеры ищут тех, кто уже имеет хоть какую-то популярность и известность. При этом артисту не позволят экспериментировать со звучанием и искать себя. Ему сразу говорят, как и что он будет петь, какая будет музыка, как артист должен выглядеть и как себя вести, чтобы понравиться современной публике, чтобы в итоге заработать много денег.
Всё творчество музыканта сводится к работе ртом и торговле лицом. Музыку за него пишет продюсер, согласно актуальным трендам, создавая понятное для рядового слушателя звучание, а текст пишет отдельный человек-райтер. Опять же по формулам понятного для всех хита. На выходе мы получаем очередной конвеерный трек с очередным конвеерным артистом, который если исчезнет, то никто даже и не заметит.
Зато, когда вы будет ехать в автобусе в наушниках или сядет в такси, то у него по радио будет играть та самая песня. Вы зайдёте в торговый центр, и там снова эта же песня. Зайдете в Тик-Ток или шортсы на Ютубе, а там все девочки уже танцуют под неё же. И так до бесконечности, пока продюсеры не слепят и не раскрутят новую звезду с новой песней.
Всё это связано не только с минимизацией риска для звукозаписывающего лейбла. Здесь работает так называемый Эффект Узнавания. Когда мы видим или слышим что-то знакомое, происходит стимуляция центра удовольствия в нашем мозгу. Поэтому, слушая, казалось бы, новую песню, в первый раз, на само деле мы уже знаем её. Потому что она звучит ровно так же, как и тысячи других популярных песен. Мы слушаем, и нам нравится.
Но деградация музыки это не только вина жадных продюсеров, плодящих бесконечные однообразные копии одного и того же, но и наша с вами, как обычного слушателя. Сейчас процесс прослушивания музыки происходит совсем по-другому. Раньше, чтобы послушать что-то новенькое, нужно было прийти в музыкальный магазин, перебрать кучу пластинок или дисков, прочитать обзоры в музыкальных журналах, и купить за немалые деньги. После этого ты приходишь домой, ставишь пластинку на проигрыватель и внимательно прослушиваешь каждую песню. А потом слушаешь снова и снова. Таким образом можно было неспеша прослушать весь альбом. Почувствовать нюансы и проанализировать смыслы, которые автор заложил в музыку. Процесс прослушивания был осознанным.
Сегодня же мы имеем множество стриминговых сервисов и безграничный доступ к миллионам композиций. Ценность музыки значительно снизилась. Мы включаем плейлист с рекомендациями, и если ничего нас не зацепило в первые 20-30 секунд, то мы просто включаем другую подборку. Поэтому продюсеры всеми силами пытаются зацепить наш слух как можно раньше.
Эту функцию берут на себя так называемые хуки (от англ. hook - крючок) - быстро запоминающиеся и западающие в голову части песен. Раньше такая часть могла располагаться и в середине, и даже в конце песни. Сегодня так делать нельзя. Хук пытаются засунуть сразу же в начало песни, пока мы не передумали и не перелистнули на следующий трек. А потом его повторят ещё 5-6 раз, чтобы песня окончательно засела в голове.
В попсовых песнях этих хуков даже с избытком. Поэтому они так хорошо постоянно нас заедают и сводят с ума. Музыка стала всего лишь фоном для повседневных дел. Мало кто по-настоящему откладывает все дела и именно слушает музыку. Современные люди разучились держать фокус внимания на чём-то одном продолжительное время. По той же причине мы перестали слушать музыку целыми альбомами, и уже не проникаемся ею.
В итоге, слушатель не требует качественной и оригинальной музыки. Поэтому индустрия её и не предлагает. Выпускается только то, что сработает на 100%, мы это слушаем, компании зарабатывают деньги... Круг замыкается.