В этой статье представлена КРАТКАЯ информация об эпохе просвещения в Чехии, а также о главных личностях этого времени. Чехия является славянской страной, которая всю историю боролась за свою культуру. История может весьма показательно поведать нам о судьбе страны. Было бы ошибкой сказать, что народ Чехии сдался, потеряв свою независимость, ведь все произошло с точностью да наоборот: воцарение Габсбургов лишь поспособствовало ее культурному росту, воодушевив граждан на борьбу за свой язык и культуру.
Все началось с утраты Чехией независимости. Ослабление центральной власти в ней в период правления королей династии Ягеллонов ослабляло и её международные позиции. Между тем победа Турции в 1526 г. при Мохаче увеличила угрозу со стороны турок для всех соседних стран, в том числе и для Чехии. В этой битве погиб чешский король Людовик, не оставив наследника. У него осталась лишь сестра, бывшая замужем за эрцгерцогом австрийским Фердинандом Габсбургом, которого сейм и избрал чешским королем. С этого времени чешские земли (до 1918 г.) стали составной частью монархии Габсбургов.
Первые Габсбурги не посягали на чешскую культуру, но в будущем они стремятся объединить Чехию с Австрией в единое государство не только путём грамотной экономической политики (в 1697 году появляется чулочная мануфактура, а в 1710 строится суконная мануфактура. Правда крепостное право затрудняло процесс развития чешской экономики), но и политическим террором. В 1627 году Фердинанд II опубликовал земский статус, согласно которому немецкий язык стал государственным. Это означает, что чешский язык больше нельзя использовать в судопроизводстве и на государственном уровне. После Тридцатилетней войны Чехия была опустошена. Из 3 миллионов населения в ней осталось только 800 тысяч человек, а чешский язык сохранился только среди крестьян и ремесленников. Австрийцы продолжали угнетать чешскую культуру (чешские книги сжигали, а центр реформации в Чехии, Пражский университет, был отдан главным врагам Гуситов - иезуитам). Позже, протестанты были объявлены вне закона, что привело к массовой миграции.
Но чехи не могли отказаться от своей культуры и веры, поэтому с начала 1780-х годов в Чехии начинает функционировать несколько просветительских организаций, такие как «Научное общество», получившее в 1784 году официальный статус «Чешского общества наук», а с 1790 года — «Королевского чешского общества наук». В 1789 году также возникло «Патриотическо-экономическое общество». Характерной особенностью чешского культурного развития XVII —XVIII вв. становится рост национального самосознания. Для ученых, поэтов и историков становится ясным, что лучшее приложение их сил возможно в борьбе за сохранение и развитие национального языка и изучение истории. Важным шагом в подъеме чешского самосознания стало открытие в 1792 году кафедры чешского языка в Пражском университете. А главными деятелями национального чешского возрождения в это время стали Юнгман, Ганка, Палацкий, Шафарик
Юнгман внёс большой вклад в культуру чешского возрождения. Изучал чешский язык и создавал оригинальные произведения на нём. Был одним из кодификаторов литературного чешского языка. Чешско-немецкий словарь Юнгмана насчитывал до 120 тысяч слов. Йозеф Юнгман сыграл большую роль в развитии чешской лексики. Создал труды по истории Чехии. Он бесплатно преподавал чешский язык в гимназиях и семинариях. Переводил на чешский множество иностранных произведений.
Франтишека Палацкого часто называют отцом чешского народа за то, что он основал современную чешскую историю (произведение Палацкого, основанное на обширном изучении первоисточников, является первой научной историей чешского народа). Палацкий изучил множество чешских и зарубежных архивов и вскоре стал историографом. Он возглавил литературный лагерь, стал членом Национального комитета и председателем Славянского съезда. Франтишек Палацкий стал инициатором строительства Национального театра в Праге. Совместно с графом Рудольфом Кинским он основал фонд для издания сочинений на чешском языке.
Ганка изучал родной язык, проводил горячие проповеди в защиту народности и вскоре это сделало Ганку душой группы молодых патриотов, решивших во что бы то ни стало создать новую чешскую словесность. Они писали и издавали книги в защиту чешского языка, выпускали словари, занимались поэзией и историей, устраивали театральные представления и декламации на чешском языке, возбуждая патриотические чувства и противодействовали насильственной германизации. Очень скоро Вацлав Ганка занял видное место в патриотически настроенных кругах, пользовался авторитетом, особенно у чешской молодежи. Но главной его работой стала Краледворская рукопись. Это был сборник 14 песен: одни прославляли ратные подвиги древних чехов, другие воспевали красоту чешской природы, а эпическая поэма «Ярослав» описывала битву при Оломоуце 1241 года — подвиг чешского войска, которое остановило продвижение монголов в Европу. Но, к сожалению или к счастью, рукопись оказалась поддельной. Скорее всего, Ганка сделал поддельную рукопись для того, чтобы "пробудить" чешское самосознание. Но несмотря на это, в Чехии рукописи пользовались по-настоящему огромным успехом. Они оказали влияние не только на умы людей, но и на культуру. Появлялись многочисленные произведения искусства, вдохновленные записанными в обретенных манускриптах сюжетами: оперы, картины, стихи и романы.
Павел Йозеф Шафарик. В 1826 году им была написана "История славянского языка и славянской литературы по всем наречиям", которая популизировала чешский язык среди молодежи. А в 1864 году выходит "История южнославянской литературы". В 1837 Шафарик издает свое главное произведение "Славянские древности" в котором была описана история славянских племен.
Но не стоит думать, что Австрийские власти игнорировали восстановление чешского самосознания. Скорее наоборот - они активно препятствовали этому. В противовес, можно выдвинуть цитату Ломоносова: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего". Повторное обретение осознанности чехами грозило многонациональной Австрии распадом империи. От того репрессии имели место быть начиная с этапа становления чешской эпохи просвещения. Так в 1825 году произошел арест 20 студентов Пражского университета, которые после были отправлены на военную службу. Один из них, в последствии, покончил жизнь самоубийством. К сожалению, всех деятелей этой эпохи невозможно описать из-за формата "краткой истории", но, безусловно, можно сказать, что вклад каждого из них помог чехам не только сохранить свою культуру, но и развить её. Обретение самосознания, жесткая политика Габсбургов и ликвидация феодальных пережитков подняла Чехию на революцию 1848 года о которой мы поговорим в следующей статье.