Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

«Не собираюсь регистрироваться где попало»: чем напугал родителей обновленный edu.tatar?

Оглавление

Гайд «БИЗНЕС Online» и минцифры, как с 1 января в РТ получить доступ к электронному образованию

Первые два дня новой четверти для родителей всего Татарстана выдались неспокойными. С января в портал электронного образования РТ были внедрены модули московской системы «Моя школа». Но многие родители жалуются на сбои и ошибки при регистрации на новом ресурсе. Это можно списать на трудности переходного периода, но есть и более фундаментальная проблема — нежелание родителей регистрировать детей на портале госуслуг и боязнь утечки персональных данных. А без учетной записи в ЕСИА получить доступ к дневнику невозможно. О том, откуда взялось такое требование, где будут храниться данные учеников и к какому компромиссу пришли татарстанские власти, — в материале «БИЗНЕС Online».

«Вместо своего ребенка прикрепился совсем левый»

Новая четверть в школах Татарстана началась с новой системой электронного образования. Привычный функционал портала edu.tatar.ru 1 января перестал работать, а взамен был запущен сайт ms-edu.tatar.ru, где родителям и детям еще нужно зарегистрироваться через «Госуслуги». О революции в школьном обучении стало известно еще летом, когда на Днях Татарстана в Москве президент РТ Рустам Минниханов и мэр столицы Сергей Собянин подписали соглашение о заимствовании системой «Электронное образование Республики Татарстан» ряда компонентов московской ФГИС «Моя школа». К полномасштабному внедрению готовились несколько месяцев, с весны 2023 года проект обкатывался в нескольких пилотных школах, учителя со всей республики проходили специальное обучение. Но, похоже, надо было обучить и родителей.

«Процесс внедрения всегда не простой, однако в результате республиканские школы и учителя получат хороший инструмент для значительного упрощения работы и улучшения образовательного процесса, что было подтверждено в пилотных школах», — подчеркнул накануне в своем телеграм-канале министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин.

Действительно, в соцсетях и обращениях в нашу редакцию родители говорят, что при регистрации и использовании новой системы возникает целый ряд вопросов. Кто-то не может дождаться ссылки для подтверждения создания учетной записи на почте, где-то учителя сталкиваются с трудностями при заполнении графы с домашними заданиями.

Но главное — многие родители просто не хотят регистрировать на «Госуслугах» себя или своего ребенка. «Не собираюсь регистрироваться где попало, ребенку сказала, записывай все домашнее задание в бумажный дневник. Сами же виноваты родители, нам говорят делайте это, мы и бежим, сломя голову, выполнять», — пишет пользователь под ником Аленький цветочек в соцсетях. «Мы не обязаны регистрироваться везде где вам угодно стало. У детей нет симки и нет им 18 лет, чтобы получить ее и какая почта еще на ребенка вы там все с ума сошли? Надо переходить на бумажный носитель дневник и журнал как раньше», — возмущается Gulshat Hairullina в группе во «ВКонтакте» (орфография и пунктуация авторов сохранены прим. ред.).

С другой стороны, когда новая система встраивается в образовательный процесс республики, чтобы разом охватить 1 млн родителей, 490 тыс. школьников и 36 тыс. педагогов, вряд ли получится обойтись без эксцессов. «БИЗНЕС Online» совместно с начальником отдела цифровой трансформации в сфере культуры, образования и молодежной политики ЦЦТ РТ Булатом Габдрахмановым собрал самые популярные вопросы.

Как пройти регистрацию без проблем

Чтобы начать пользоваться новым порталом, татарстанские родители должны зарегистрироваться в новой системе, а для этого необходим аккаунт на портале госуслуг РФ. Для учащихся младше 14 лет родителям необходимо создать детскую упрощенную учетную запись в своем личном кабинете на «Госуслугах», а у детей старше должна быть собственная «взрослая» учетная запись.

Для чего нужна авторизация через «Госуслуги»? Увы, таково новое федеральное требование. По постановлению правительства РФ №1516 во все региональные информационные системы, в том числе в электронные журналы и дневники, доступ для родителей и учащихся должен быть только через ЕСИА «Госуслуги».

Сколько времени занимает регистрация? От 15 минут до трех дней. Продолжительное время может занять проверка свидетельства о рождении, которую нужно запрашивать на сайте госуслуг через загс, и СНИЛС в ПФР.

Что делать, если нет аккаунта на «Госуслугах» и нет желания его заводить? С 22 января у родителей появится возможность получить доступ к системе электронного образования с помощью логина и пароля, которые будут выдавать в школе. Но в минцифры РТ рекомендуют пользоваться этим вариантом только при технической невозможности пройти регистрацию на «Госуслугах». Регистрация через портал госуслуг более безопасна, и это позволяет полностью управлять учетными данными своих детей, отмечает Габдрахманов. А вообще, использование электронного образования абсолютно добровольно. Однако если родитель или ученик не получает доступ, то лишается возможности оперативно отслеживать расписание, оценки и задания.

Что делать, если не приходит ссылка для подтверждения создания учетной записи на почте? Такие случаи редки. Но если письмо с подтверждением учетной записи не пришло на детскую почту, нужно обращаться в техподдержку «Госуслуг». Также специалисты советуют проходить всю регистрацию на одном устройстве — на том, где выполнен вход в «Госуслуги».

При этом нужно иметь в виду, что проверка свидетельства о рождении на «Госуслугах» может занять от нескольких часов до нескольких дней. Дело в том, что система автоматически запрашивает данные свидетельства о рождении в загсе, а СНИЛС — в ПФР.

Зачем школьной системе нужно так много данных и где они будут храниться? Это требования федерального постановления №1516, которое говорит, что для регистрации в ЕСИА нужны Ф. И. О., дата рождения, пол, СНИЛС и документ, удостоверяющий личность. Данные хранятся в региональной государственной информационной системе, которая размещена в государственном центре обработки данных РТ. Доступ к электронному образованию через «Госуслуги», напротив, уменьшает вероятность утечек данных, там есть двухфакторная аутентификация.

Что делать в случае технических сбоев при регистрации? Можно позвонить на горячую линию техподдержки: +7 (843) 525-70-99. Есть возможность и написать в техническую поддержку — такая кнопка есть внизу стартовой страницы электронной школы.

Как получить доступ детям с иностранным свидетельством о рождении и сиротам? Данным категориям будет доступен вход по логину и паролю, которые можно будет получить у классного руководителя в течение следующей недели.

Как быть, если в системе отображаются данные чужого ребенка? Бывает и такое. «Я четвертый день мучаюсь, вместо своего ребенка прикрепился совсем левый ребенок и класс другой и расписание и оценки, это как вообще и за моим ребенком тоже левые люди могут следить», — пожаловалась в соцсетях жительница Татарстана (орфография и пунктуация автора сохранены прим. ред.). Габдрахманов поясняет, что эта ошибка может появиться из-за некорректных данных в личной карточке в системе школы. Ее исправит техподдержка электронного образования (горячая линия: +7 (843) 525-70-99).

По словам начальника отдела ЦЦТ РТ, проблемы с регистрацией возникают по двум основным причинам. Первая — родители ошибаются в данных или шагах инструкции при прикреплении и регистрации детей на портале госуслуг. Вторая причина — некорректные данные ребенка в школе, введенные при зачислении.

«Инструкции подготовлены. Все ошибки разобраны, и сегодня к вечеру схема будет дополнена», — рассказал он накануне. Подробную инструкцию по созданию детской упрощенной учетной записи для ребенка младше 14 лет с иллюстрациями можно посмотреть на сайте. Также сегодня в 17:00 пройдет республиканское родительское онлайн-собрание, где впервые разъяснят тонкости получения доступа к обновленному порталу, где уже зарегистрировались более 70 тыс. родителей. Подключиться к нему можно по ссылке.

   Система имеет доступ для трех категорий пользователей: помимо учителей и учеников, собственный аккаунт будет и у родителей. Они смогут увидеть не только оценку, но и то, за что она была поставлена Фото: «БИЗНЕС Online»
Система имеет доступ для трех категорий пользователей: помимо учителей и учеников, собственный аккаунт будет и у родителей. Они смогут увидеть не только оценку, но и то, за что она была поставлена Фото: «БИЗНЕС Online»

Что изменится в обновленном edu.tatar?

«Моя школа» обогатит функционал татарстанского электронного образования на 75%. Система имеет доступ для трех категорий пользователей: помимо учителей и учеников, собственный аккаунт будет и у родителей. Они смогут увидеть не только оценку, но и то, за что она была поставлена. Кроме этого, родитель сможет сам прописать в журнале «энку» — отметку об отсутствии ребенка на уроке, сопроводив ее пояснением причины пропуска.

Одна из главных функций для учителей — конструктор для планирования уроков, в котором вся программа расписана на год вперед в соответствии со всеми требованиями. Учебные материалы, видео и презентации педагог может добавить из специальной библиотеки. Задавать домашнее задание учителя тоже могут прямо в системе. Есть и игровые, и интерактивные задания. Имеется возможность записывать уроки и проводить дистанционные занятия для заболевших прямо внутри системы по защищенному соединению. Изменится и система оценивания знаний учеников. У оценок появится «вес» — коэффициент, своя значимость. У контрольной работы она одна, у домашней — другая.

В системе ведется полная аналитика, и школа сможет сама автоматически формировать нужные отчеты, сделав всего несколько кликов. Кроме этого, заявления о приеме учащихся с татарстанских и федеральных порталов госуслуг наконец объединятся в одном месте.

Приложение «Я — школьник», где у детей есть доступ к электронному дневнику и другим полезным сервисам, интегрируют с новым сервисом. Мобильное приложение появится и для педагогов — «Моя школа. Журнал», и для родителей — «Моя школа. Дневник». На старом edu.tatar учителя продолжат проходить повышение квалификации и аттестацию, а также пока там сохранятся сайты школ.

«Это делается в середине года, многим этим заниматься некогда»

К подготовке учителей в Татарстане подошли более системно. В республике была развернута масштабная программа обучения педагогов, которая проходила в очном и онлайн-формате. Кураторы были на связи с учителями практически круглосуточно, кроме того в системе есть понятная справочная система.

«Вообще в новой системе много хорошего. Там много удобных приложений, там очень много дополнительной информации для педагогов. Много мелочей, которые облегчают жизнь учителя. Ему удобнее так работать. После того как система будет отлажена, со временем она улучшится. В ней легче будет работать, чем сейчас, — оценивает происходящее директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков, подчеркивая при этом, что перестраиваться в середине года крайне неудобно. — Это самая обычная, всегдашняя наша российская проблема — что никогда не думают ни о детях, ни об учителях. Если бы то же самое делалось летом, все было бы спокойно, все бы своевременно подготовились. А сейчас это происходит в середине года, когда у учителей дополнительная нагрузка, многим этим заниматься некогда». Шмаков рассказывает, что одна из педагогов его школы не может зарегистрироваться в системе как родитель — портал ее просто не воспринимает. «Таких проблем много. Они все небольшие, все реально преодолимые», — заключает он.

Директор полилингвальной школы «Адымнар» и депутат Госсовета РТ Айдар Шамсутдинов не стал спешить с выводами о системе. «Идет тестовый режим, режим апробации. Еще рано о чем-то говорить, мы только начали работать. Зачем о чем-либо говорить на второй день использования системы? Но те регионы, которые работают по московской электронной школе, я знаю, Иркутск и другие субъекты, очень довольны теми ресурсами, которые там есть», — отметил он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

В частной школе «Прогресс» от родителей пока недовольных сообщений не получали, рассказывает директор учреждения Венера Ильинкова. Но есть замечания от учителей по работе техподдержки. «Невозможно позвонить: нет телефона и живого оператора. В „Моей школе“ только электронная „поддержка“, отклик которой оставляет желать лучшего. Неудобный интерфейс, мелкий, собственно, сам журнал для выставления оценок, до сих пор нерешенные сложности с календарно-тематическим планированием. Консультирование возникло практически стихийно. По большей части оно осуществляется методом проб и ошибок коллегами других школ: сохранился чат после первоначального обучения администраторов школ. Но решить отсутствие в интерфейсе возможностей для редактирования, конечно, нереально без вмешательства создателей», — указывает она.

Есть вопросы и к прикреплению тем готовых уроков, нельзя отредактировать план, который пройден в первом полугодии. «Сложилось весьма нелестное впечатление: журнал сырой, а сайт частенько просто подвисает. После такого журнала есть желание вернуться к бумажной версии: все гениальное — просто. Смысл цифровизации — облегчать труд, а получилось с точностью до наоборот. Думаем, что в случае если наши родители не оценят такой журнал, то охватить всех, информируя о текущей успеваемости, для каждого для нас не составит больших затруднений. Крупным школам, конечно, много тяжелее придется», — отметила она.

«Откровенно говоря, мне не поступало таких замечаний, что система не работает, никто пока не жаловался, — рассказывает председатель региональной общественной организации „Многодетные семьи Республики Татарстан“ Артем Кузнецов. — А если вообще говорить об этом нововведении, то рано или поздно нечто подобное все равно бы произошло. Во-первых, у нас цифровизация стоит в планах перспективного развития всех областей, включая образование. И я буду рад, если многие вещи упростятся в том числе и для преподавателей. Выдача домашних заданий, не писать на доске… Все равно у всех все эти чаты есть».

Татьяна Леонтьева, Александр Гавриленко