С декабря 2023 года по Таганско-Краснопресненской линии метро в Москве курсирует новогодний поезд Ёж3 (вообще-то, по документам он Еж [Е Жэ], но все зовут его Ёж, и я тоже буду так делать в статье). И необычен этот поезд не столько своими новогодними украшениями, которые, по сути, можно установить в абсолютно любой другой поезд. Новогодний Ёж3 интересен сам по себе, так как является последним живым поездом из вагонов Ёж3/Ем508Т, на котором может прокатиться обычный пассажир.
Не буду о нём рассказывать подробно, ведь на канале есть уже целых два полноценных видео, ограничусь лишь тем, что головные вагоны этого поезда построены в 1974 и в 1976 годах, и что традиция запускать этот самый новогодний Ёж появилась в 2016 году.
Но вот беда! Новогодние праздники 2023/2024 года объявлены последними для нашего героя, так что, откатав свой срок, который, кстати, продлили с 8 до 21 января, Еж3 будет отправлен ни то на порезку, ни то на вечную стоянку... Не очень понятно, так как Московское метро ничего не сообщало нам о своих планах на данный состав.
Одни говорят, что поезд просто порежут, другие - что в поезде заменят часть вагонов более новыми из резервов и он продолжит выезжать по праздникам, но я считаю, пока мы не увидим слив внутреннего метрополитеновского документа, в котором будет прописана конкретика, делать какие-то выводы и строить планы не стоит.
Но знаете, даже если новогодний поезд сдадут в металлолом, лично я не сильно расстроюсь. Во-первых, он ни разу не оригинальный, так как в 2000-х годах прошёл модернизацию и утратил своё внутреннее убранство - остались только боковушки сидений, а в остальном салон идентичен поездам 81-717. Во-вторых, кроме новогоднего поезда, в Москве есть ещё его собрат "Парадный" - тоже Еж3 и тоже модернизированный, зато не в оклейке, а в оригинальной окраске; также неопределённое количество комплектных вагонов расставлены по московским депо. При необходимости можно будет собрать ещё один живой состав, разве нет?
Ну и наконец, кому вообще нужны эти модернизированные Еж3, если прямо сейчас, когда вы читаете этот текст, где-то в подземных тоннелях Москвы едет с вагоном-путемером и измеряет параметры путей самый что ни на есть оригинальный Еж3, который, в силу своей "профессии" не проходил модернизацию?! О существовании этого буквально музейного экспоната знает каждый, кто называет себя любителем метрополитена и кто хотя бы пару раз фотографировал подземные поезда, зато не знает ни один из пассажиров.
Только вот поймать данный аппарат на линии - казалось бы, просто, ведь катается он ежедневно по будням в дневное время, но с другой стороны - поди угадай, где именно и когда именно он окажется. Это вам не пассажирский поезд, который кружится весь день по одной ветке, это поезд-путемер! Несмотря на приписку к депо Красная Пресня, которое обслуживает Кольцевую линию, наш герой может за смену посетить и Филёвскую, и Кольцевую, и Сокольническую... В общем, какие угодно линии!
Состоит поезд-путемер из двух головных и двух промежуточных вагонов сопровождения, а в середине вцеплен сам путеизмерительный вагон, окрашенный в красно-жёлтую окраску, как и положено всяческой путевой и дорожной технике. Как работает путемер - тема отдельной статьи, которую я подготовлю, если из ваших комментариев станет ясно, что вы хотите это узнать. Говорить о промежуточных вагонах также нет никакого смысла: оба в 2010 году прошли через КВР, потеряв кабины и оригинальные детали интерьера, а вот головные вагоны определённо заслуживают внимания. На одном конце состава расположился Еж3 с номером 5564, построенный в 1973 году.
Изначально он перевозил пассажиров по Калужско-Рижской линии, позже переселился в депо Красная Пресня, которое в те годы обслуживало Таганско-Краснопресненскую линию, а в 1979-м был передан в депо Планерное, где стал вагоном-лабораторией СЦБ и связи... Правда, неизвестно, в каком именно году он им стал: скорее всего, перед этим успел поработать пассажирским на Таганско-Краснопресненской линии.
Вагон имеет отличительную особенность: лобовые огни у него расположены не под стеклом, как у собратьев, а прилеплены на лоб будто бы кустарно в условиях депо. И тут у меня два варианта: либо вагон изначально был промежуточным и не нуждался в фонарях, либо изначально предназначался для поставки в Венгрию или в Чехию, куда вагоны серии Е уходили как раз без лобовых фонарей, но по какой-то причине остался в Москве. В любом случае, Московское метро наличие таких фонарей на головных вагонах предусматривает, так что деповчанам пришлось сделать их хотя бы так.
На другом конце поезда-путемера стоит Еж3 с номером 5824 1975 года выпуска - тоже оригинальный, без всяких модернизаций. Деревянные поручни у торцевой двери, а также три лобовых фонаря под стеклом являются главными отличиями "классики" от модернизантов, у которых поручни сделаны полностью из стали, а фонарей уже не три, а четыре.... Потрясающе важные отличия, не правда ли?
5824 - завсегдатай Таганско-Краснопресненской лини: с завода попал в депо Выхино, в 1976 - перекочевал в Планерное, в 1989 - обратно в Выхино, в 2000 - опять в Планерное, где его изъяли из пассажирской эксплуатации и поставили в хвост (или в голову?) поезда-путеизмерителя, и только в 2020-м весь состав был передан в Красную Пресню. Кстати, полюбуйтесь одной из моих наиболее удачных фотографий путемера, которую я сделал в 2023 году сразу после сильного ливня на Филёвской линии!
Не пропадать же красивому освещению, - подумал я, и сфотографировал ещё и "Москву", которая ехала следом за ним. Высоколобые эстеты скажут: О, ужас! Посторонние предметы! Чёрные железяки с капельками! А по-моему, они даже немного уместны, так как рассказывают зрителю о недавно прошедшем ливне. В общем, каждый фоткает поезда так, как хочет.
Оба головных вагона поезда-путемера не проходили через модернизацию, благодаря чему сохранили оригинальные детали как внешности, так и интерьера, а главной деталью поездов серии Е являются, конечно же, круглые плафоны освещения, которые на более поздних поездах уступили место так называемым световым линиям. Ах, как хороши были эти лампы накаливания, гаснущие при подъезде к очередной станции...
Тем временем, салон одного из промежуточных вагонов Ежа-путемера выглядит точь-в-точь, как в вагоне 81-717 по кличке "Номерной". Световая линия вместо круглых плафонов, "антивандальные" одиночные сидения вместо диванов, и только скруглённые железные боковины сидений выдают в этой картине более старую серию поездов... Кстати, я один не понимаю, в чём заключалась острая необходимость всё это менять в ходе модернизации? Зачем было ставить другие сидения и плафоны, если и старые были в хорошем состоянии, и можно было хорошо сэкономить как деньги, так и потраченные на всё это материальные ресурсы, и при этом не заполнять мусорные контейнеры вещами, которые могли бы спокойно поработать ещё?
А теперь новость неприятная: по инсайдерской информации, 2024 год станет последним для Ежа-путемера. И, хотя подтвердить или опровергнуть её для меня не представляется возможным, я склонен думать, что это правда, ведь по факту-то, мы имеем поезд, в котором один вагон разменял пятый десяток, второй к нему приближается, оба не проходили модернизацию, и до сих пор работают на линии, пусть и не с пассажирами.
Поэтому переживать стоит не за новогодний поезд, а именно за вот эти два головных вагона. Об их существовании, в отличии от того же новогоднего Ежа, не знает широкая общественность, поэтому, если руководство московского метро решит по окончании эксплуатации сдать их в металлолом, мало что помешает им осуществить эти коварные планы.
Моё мнение: головные вагоны 5564 и 5824 должны быть сохранены в качестве ходовых экземпляров, которые можно будет включить в состав нового ретро-поезда. Московское метро ведь оказалось способным поставить на ход три 90-летних вагона серии А, сможет поставить и Еж3, который, собственно, и ставить не нужно, достаточно просто его сохранить. А в качестве промежуточных сгодятся и "модернизанты", на тот случай, если других оригинальных Еж3 в Москве не осталось.
Да и новогодний поезд я не стал бы резать. Наверняка можно найти возможность эксплуатировать его по праздникам и дальше, главное - желание.
Пожалуйста, поделитесь статьёй у себя в соцсетях: пусть об этом раритете, об этом живом музейном экспонате узнает как можно больше людей, а если очень повезёт, то среди них окажутся и влиятельные люди в самом московском метро, которые сделают относительно вагонов 5564 и 5824 правильные выводы.
"Всё, что движется" - поезда, самолёты, городской транспорт. Телеграм-канал, где несколько транспортных авторов с дзена анонсируют свои публикации.
Оригинальные вагоны Еж на Арбатско-Покровской линии:
Другие публикации о метро на канале "Блог ЖД Фотографа":