Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Новогодний поезд Ёж3 порежут? Да и фиг с ним. Ведь найден куда более интересный экспонат, который точно следует сохранить!

С декабря 2023 года по Таганско-Краснопресненской линии метро в Москве курсирует новогодний поезд Ёж3 (вообще-то, по документам он Еж [Е Жэ], но все зовут его Ёж, и я тоже буду так делать в статье). И необычен этот поезд не столько своими новогодними украшениями, которые, по сути, можно установить в абсолютно любой другой поезд. Новогодний Ёж3 интересен сам по себе, так как является последним живым поездом из вагонов Ёж3/Ем508Т, на котором может прокатиться обычный пассажир. Не буду о нём рассказывать подробно, ведь на канале есть уже целых два полноценных видео, ограничусь лишь тем, что головные вагоны этого поезда построены в 1974 и в 1976 годах, и что традиция запускать этот самый новогодний Ёж появилась в 2016 году. Но вот беда! Новогодние праздники 2023/2024 года объявлены последними для нашего героя, так что, откатав свой срок, который, кстати, продлили с 8 до 21 января, Еж3 будет отправлен ни то на порезку, ни то на вечную стоянку... Не очень понятно, так как Московское метро н

С декабря 2023 года по Таганско-Краснопресненской линии метро в Москве курсирует новогодний поезд Ёж3 (вообще-то, по документам он Еж [Е Жэ], но все зовут его Ёж, и я тоже буду так делать в статье). И необычен этот поезд не столько своими новогодними украшениями, которые, по сути, можно установить в абсолютно любой другой поезд. Новогодний Ёж3 интересен сам по себе, так как является последним живым поездом из вагонов Ёж3/Ем508Т, на котором может прокатиться обычный пассажир.

Новогодний Ёж на станции Беговая
Новогодний Ёж на станции Беговая

Не буду о нём рассказывать подробно, ведь на канале есть уже целых два полноценных видео, ограничусь лишь тем, что головные вагоны этого поезда построены в 1974 и в 1976 годах, и что традиция запускать этот самый новогодний Ёж появилась в 2016 году.

Но вот беда! Новогодние праздники 2023/2024 года объявлены последними для нашего героя, так что, откатав свой срок, который, кстати, продлили с 8 до 21 января, Еж3 будет отправлен ни то на порезку, ни то на вечную стоянку... Не очень понятно, так как Московское метро ничего не сообщало нам о своих планах на данный состав.

На станции Полежаевская. И кстати, хоть деври открываются на другой стороне, сделать фото и успеть после этого заскочить в поезд - возможно.
На станции Полежаевская. И кстати, хоть деври открываются на другой стороне, сделать фото и успеть после этого заскочить в поезд - возможно.

Одни говорят, что поезд просто порежут, другие - что в поезде заменят часть вагонов более новыми из резервов и он продолжит выезжать по праздникам, но я считаю, пока мы не увидим слив внутреннего метрополитеновского документа, в котором будет прописана конкретика, делать какие-то выводы и строить планы не стоит.

На станции Котельники
На станции Котельники

Но знаете, даже если новогодний поезд сдадут в металлолом, лично я не сильно расстроюсь. Во-первых, он ни разу не оригинальный, так как в 2000-х годах прошёл модернизацию и утратил своё внутреннее убранство - остались только боковушки сидений, а в остальном салон идентичен поездам 81-717. Во-вторых, кроме новогоднего поезда, в Москве есть ещё его собрат "Парадный" - тоже Еж3 и тоже модернизированный, зато не в оклейке, а в оригинальной окраске; также неопределённое количество комплектных вагонов расставлены по московским депо. При необходимости можно будет собрать ещё один живой состав, разве нет?

Ну и зачем нам новогодний ряженый попугай, если есть этот синий красавчик?
Ну и зачем нам новогодний ряженый попугай, если есть этот синий красавчик?

Ну и наконец, кому вообще нужны эти модернизированные Еж3, если прямо сейчас, когда вы читаете этот текст, где-то в подземных тоннелях Москвы едет с вагоном-путемером и измеряет параметры путей самый что ни на есть оригинальный Еж3, который, в силу своей "профессии" не проходил модернизацию?! О существовании этого буквально музейного экспоната знает каждый, кто называет себя любителем метрополитена и кто хотя бы пару раз фотографировал подземные поезда, зато не знает ни один из пассажиров.

На станции Войковская, 2012 г.
На станции Войковская, 2012 г.

Только вот поймать данный аппарат на линии - казалось бы, просто, ведь катается он ежедневно по будням в дневное время, но с другой стороны - поди угадай, где именно и когда именно он окажется. Это вам не пассажирский поезд, который кружится весь день по одной ветке, это поезд-путемер! Несмотря на приписку к депо Красная Пресня, которое обслуживает Кольцевую линию, наш герой может за смену посетить и Филёвскую, и Кольцевую, и Сокольническую... В общем, какие угодно линии!

Ёж-путемер на станции Пионерская, 2022 г.
Ёж-путемер на станции Пионерская, 2022 г.

Состоит поезд-путемер из двух головных и двух промежуточных вагонов сопровождения, а в середине вцеплен сам путеизмерительный вагон, окрашенный в красно-жёлтую окраску, как и положено всяческой путевой и дорожной технике. Как работает путемер - тема отдельной статьи, которую я подготовлю, если из ваших комментариев станет ясно, что вы хотите это узнать. Говорить о промежуточных вагонах также нет никакого смысла: оба в 2010 году прошли через КВР, потеряв кабины и оригинальные детали интерьера, а вот головные вагоны определённо заслуживают внимания. На одном конце состава расположился Еж3 с номером 5564, построенный в 1973 году.

5564 на Филёвской линии, 2022 г.
5564 на Филёвской линии, 2022 г.

Изначально он перевозил пассажиров по Калужско-Рижской линии, позже переселился в депо Красная Пресня, которое в те годы обслуживало Таганско-Краснопресненскую линию, а в 1979-м был передан в депо Планерное, где стал вагоном-лабораторией СЦБ и связи... Правда, неизвестно, в каком именно году он им стал: скорее всего, перед этим успел поработать пассажирским на Таганско-Краснопресненской линии.

На станции Маяковская, 2021 г.
На станции Маяковская, 2021 г.

Вагон имеет отличительную особенность: лобовые огни у него расположены не под стеклом, как у собратьев, а прилеплены на лоб будто бы кустарно в условиях депо. И тут у меня два варианта: либо вагон изначально был промежуточным и не нуждался в фонарях, либо изначально предназначался для поставки в Венгрию или в Чехию, куда вагоны серии Е уходили как раз без лобовых фонарей, но по какой-то причине остался в Москве. В любом случае, Московское метро наличие таких фонарей на головных вагонах предусматривает, так что деповчанам пришлось сделать их хотя бы так.

2023 г.
2023 г.

На другом конце поезда-путемера стоит Еж3 с номером 5824 1975 года выпуска - тоже оригинальный, без всяких модернизаций. Деревянные поручни у торцевой двери, а также три лобовых фонаря под стеклом являются главными отличиями "классики" от модернизантов, у которых поручни сделаны полностью из стали, а фонарей уже не три, а четыре.... Потрясающе важные отличия, не правда ли?

5824 - завсегдатай Таганско-Краснопресненской лини: с завода попал в депо Выхино, в 1976 - перекочевал в Планерное, в 1989 - обратно в Выхино, в 2000 - опять в Планерное, где его изъяли из пассажирской эксплуатации и поставили в хвост (или в голову?) поезда-путеизмерителя, и только в 2020-м весь состав был передан в Красную Пресню. Кстати, полюбуйтесь одной из моих наиболее удачных фотографий путемера, которую я сделал в 2023 году сразу после сильного ливня на Филёвской линии!

Фили, 2023
Фили, 2023

Не пропадать же красивому освещению, - подумал я, и сфотографировал ещё и "Москву", которая ехала следом за ним. Высоколобые эстеты скажут: О, ужас! Посторонние предметы! Чёрные железяки с капельками! А по-моему, они даже немного уместны, так как рассказывают зрителю о недавно прошедшем ливне. В общем, каждый фоткает поезда так, как хочет.

Фили, 2023
Фили, 2023

Оба головных вагона поезда-путемера не проходили через модернизацию, благодаря чему сохранили оригинальные детали как внешности, так и интерьера, а главной деталью поездов серии Е являются, конечно же, круглые плафоны освещения, которые на более поздних поездах уступили место так называемым световым линиям. Ах, как хороши были эти лампы накаливания, гаснущие при подъезде к очередной станции...

Либо 5564, либо 5824 - не столь важно, внутри они одинаковы. Скриншот из видео, ютуб-канал "Семафорфильм"
Либо 5564, либо 5824 - не столь важно, внутри они одинаковы. Скриншот из видео, ютуб-канал "Семафорфильм"

Тем временем, салон одного из промежуточных вагонов Ежа-путемера выглядит точь-в-точь, как в вагоне 81-717 по кличке "Номерной". Световая линия вместо круглых плафонов, "антивандальные" одиночные сидения вместо диванов, и только скруглённые железные боковины сидений выдают в этой картине более старую серию поездов... Кстати, я один не понимаю, в чём заключалась острая необходимость всё это менять в ходе модернизации? Зачем было ставить другие сидения и плафоны, если и старые были в хорошем состоянии, и можно было хорошо сэкономить как деньги, так и потраченные на всё это материальные ресурсы, и при этом не заполнять мусорные контейнеры вещами, которые могли бы спокойно поработать ещё?

Фото: Andreas, https://transphoto.org/
Фото: Andreas, https://transphoto.org/

А теперь новость неприятная: по инсайдерской информации, 2024 год станет последним для Ежа-путемера. И, хотя подтвердить или опровергнуть её для меня не представляется возможным, я склонен думать, что это правда, ведь по факту-то, мы имеем поезд, в котором один вагон разменял пятый десяток, второй к нему приближается, оба не проходили модернизацию, и до сих пор работают на линии, пусть и не с пассажирами.

На Филёвской линии рядом с Киевским направлением
На Филёвской линии рядом с Киевским направлением

Поэтому переживать стоит не за новогодний поезд, а именно за вот эти два головных вагона. Об их существовании, в отличии от того же новогоднего Ежа, не знает широкая общественность, поэтому, если руководство московского метро решит по окончании эксплуатации сдать их в металлолом, мало что помешает им осуществить эти коварные планы.

Моё мнение: головные вагоны 5564 и 5824 должны быть сохранены в качестве ходовых экземпляров, которые можно будет включить в состав нового ретро-поезда. Московское метро ведь оказалось способным поставить на ход три 90-летних вагона серии А, сможет поставить и Еж3, который, собственно, и ставить не нужно, достаточно просто его сохранить. А в качестве промежуточных сгодятся и "модернизанты", на тот случай, если других оригинальных Еж3 в Москве не осталось.

Вагоны серии А во время ночной экскурсии. Май 2022.
Вагоны серии А во время ночной экскурсии. Май 2022.

Да и новогодний поезд я не стал бы резать. Наверняка можно найти возможность эксплуатировать его по праздникам и дальше, главное - желание.

Пожалуйста, поделитесь статьёй у себя в соцсетях: пусть об этом раритете, об этом живом музейном экспонате узнает как можно больше людей, а если очень повезёт, то среди них окажутся и влиятельные люди в самом московском метро, которые сделают относительно вагонов 5564 и 5824 правильные выводы.

"Всё, что движется" - поезда, самолёты, городской транспорт. Телеграм-канал, где несколько транспортных авторов с дзена анонсируют свои публикации.

Оригинальные вагоны Еж на Арбатско-Покровской линии:

Другие публикации о метро на канале "Блог ЖД Фотографа":

Метро | Блог ЖД фотографа | Дзен