Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ СООТВЕТСТВУЕТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2019 (МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 33
Задачи:
Формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифра «0».
Продолжать формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания).
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (до 10);
· устанавливать отношения между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета);
· различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция;
· определять и обозначать словами положение объектов на листе бумаги (в середине — центре листа, вверху посередине, внизу посередине, справа, слева);
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: цифры от «0» до «9», изображения на магнитной основе различных игрушек (по 2-3) – всего десять штук; образцы узоров из геометрических фигур.
Раздаточный материал: набор цифр от «1» до «0»; набор геометрических фигур (2 круга, 1-2 треугольника, 1-2 квадрата, 1-2 трапеции), квадратные листы картона
Ход занятия.
1. – Сегодня мы с вами отправляемся в магазин игрушек.
На доске выставлены в ряд («на полке») 9 изображений разных игрушек по несколько штук (например, 2 пирамидки, 3 барабана, 2 машинки, 2 медвежонка).
- Вот сколько игрушек сегодня продаётся в магазине. Сколько всего игрушек? (9).
Выставляется цифра «9».
- Сколько продаётся пирамидок? Мишек? Машинок? Барабанов?
- Можете купить что-нибудь в магазине. Кто хочет быть покупателем?
Ребёнок выходит к доске: «Я хочу купить 1 машинку и 2 барабана»; снимает изображения с доски.
- Сколько осталось всего игрушек?
«Покупку» совершают несколько детей, пока на доске не останется ни одной игрушки.
- Сколько сейчас игрушек на полке? (Нисколько, нет ничего, ни одной).
- Какой цифрой нам обозначить это количество игрушек на полке: ни одной, нисколько?
Предположения детей. (Если кто-то из детей знает цифру «ноль», то предложить ребёнку написать её на доске).
- Отсутствие предметов обозначают цифрой «0».
Выставляется цифра «0» на доску.
- На что похожа цифра «0»?
Цифра вроде буквы О –
Это ноль или ничего.
Этот ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
- Сколько сейчас игрушек на полке?
- Какой цифрой обозначают «нисколько», «ни одной»?
- Ребята, мы с вами познакомились со всеми цифрами. Давайте выложим их по порядку.
Один из детей выкладывает числовой ряд на доске, остальные дети на своих столах (от «1» до «0»).
- Это все цифры, которые есть в математике. Сколько их всего? (10).
- Этими десятью цифрами можно обозначить любое число: и сто, и тысяча, и двести сорок пять миллионов…любое-любое.
- Сейчас я запишу цифрами число 100.
Пишет мелом на доске.
- С помощью каких цифр я написала число 100?
- Какое ещё написать число?
Если дети не предложат «больших сложных» чисел, воспитатель может сам предложить их варианты с целью обострения интереса к математике, цифрам и их возможностям.
- И все эти цифры вы уже знаете, значит, сможете изучить такую сложную и такую интересную науку – математика.
- Но вот новый привоз игрушек в наш магазин!
Воспитатель выставляет десять изображений разных игрушек.
- Сосчитайте, сколько всего игрушек сейчас на полке.
Один из ребят считает у доски.
- Какой цифрой надо обозначить число 10. Ведь нет такой цифры «10».
Если никто из детей не высказывает правильное предположение:
- Число «10» обозначают двумя цифрами «1» и «0». Их надо поставить рядом, вот так.
- Сколько всего игрушек? (десять)
- Обозначьте число 10 цифрами «1» и «0» у себя на партах.
2. Физминутка.
Дети выходят из-за столов.
Воспитатель показывает детям цифру и говорит: «Присесть (подпрыгнуть, наклониться вперёд, поднять руки вверх и т.п.) столько раз». Дети по сигналу «Начали!» выполняют соответствующее количество движений.
3. Перед детьми на столах набор геометрических фигур и лист картона для выкладывания «узора».
- Положите перед собой лист картона. Это ваш ковёр. Внимательно слушайте и точно выполняйте задание, тогда у вас получится нужный узор.
- Первый узор: положите в середине листа треугольник…; вверху справа положите круг…вверху слева положите круг…; внизу посередине положите трапецию …поверните трапецию так, чтобы её короткая сторона была внизу. Проверьте, такой ли узор у вас получился.
Воспитатель выставляет схему узора на доску.
- На что похож этот узор? (лицо). Назовите фигуру, обозначающую нос…глаза…рот.
- Второй узор: положите вверху справа круг…; вверху посередине положите треугольник…; внизу посередине положите квадрат...; в центре листа положите трапецию (поверните так, чтобы её длинная сторона была внизу). Проверьте, такой ли узор у вас получился.
Воспитатель выставляет схему узора на доску.
- На что похож этот рисунок? (дерево или ёлка, солнце). Назовите фигуры, из которых получилась ёлка.
- Выложите рисунок, какой захотите из геометрических фигур, которые сейчас есть у вас. Можете объединиться в пары, объединить свои фигуры и выложить один узор на двоих (на картоне или на парте).
4. Рефлексия.
"ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН СПОСОБ ПРОДЕЛАТЬ БОЛЬШУЮ РАБОТУ - ПОЛЮБИТЬ ЕЁ"