Найти тему

Продолжаем знакомить детей с понятием "половина"и отношениях между частью и целым. Конспект занятия по математике для детей 4-5 лет (№32).

Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.

В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.

Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.

В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))

Занятие № 32

Задачи:

Формировать представление о (об):

· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания).

Продолжать формировать представление о (об):

· понятии «половина»;

· отношениях между частью и целым.

Продолжать развивать умение:

· сосчитывать группу предметов количественным счетом (до 9);

· устанавливать отношения между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета);

Воспитывать:

· культуру познания, интеллектуальные чувства;

· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Демонстрационный материал: цифры от «1» до «9», изображения различных предметов для формирования групп в количестве от «1» до «9» на магнитной основе.

Раздаточный материал: разноцветные разновеликие круги, разрезанные на две половины; карандаш, наглядные пособия :

Ход занятия.

1. – Сегодня Котатик-Математик приготовил для вас сложные математические задания. Но, я думаю, что вы с ними справитесь, потому что вы уже умеете считать и знаете цифры.

Воспитатель обращает внимание детей на доску. На ней, в верхней части, «записано» задание: возле каждой из разных картинок выставлена цифра от «1» до «9». В зависимости от уровня усвоения детьми материала могут быть использованы только цифры от «1» до «5», или только от «5» до «9» или разные цифры от «1» до «9» (например, возле машинок стоит цифра «3», возле медвежонка стоит цифра «5» и т.д.).

- Надо выложить на доске столько картинок, какое число обозначает рядом стоящая цифра. Назовите цифру, которая стоит возле медвежонка… Значит надо выставить пять таких картинок.

Воспитатель обращает внимание на общие столы с приготовленными наборами картинок:

- Наборы картинок лежат здесь. Никита, выполни задание Котатика-Математика о машинках вот здесь (рисуется «облачко» для размещения картинок)…А ты, Надя, выполни задание о медвежатах здесь…

Одновременно задание выполняют два ребёнка. По мере завершения работы кем-то из детей воспитатель приглашает другого ребёнка. При выполнении работы воспитатель задаёт индивидуальные вопросы о количестве объектов, предлагает всем ребятам следить за правильностью выполнения задания; ошибки исправляются сразу.

В результате на доске получается 5-9 «облачков» с разными изображениями на магнитной основе.

- Молодцы! Вы вместе, дружно справились с очень трудным заданием.

- А следующее задание ещё труднее…Надо провести стрелки по порядку от «облачка» с самым меньшим количеством предметов до «облачка» с самым большим количеством. Я буду проводить, а вы мне помогайте. Каких предметов меньше, чем остальных?

- Значит, начинаем проводить от самолётов. Каких предметов больше, чем самолётов, но меньше, чем всех других?

- Значит, проводим стрелочку от самолётов до пирамидок… Кто догадался, куда теперь надо вести стрелочку?

Предположения детей.

Если дети ещё не поняли сути задания, воспитатель продолжает подробно разбирать задание, при необходимости пересчитываются группы объектов.

Воспитатель комментирует свои действия по проведению стрелочек, обращая внимание ребят на то, что линию можно вести «в обход» другого облачка, она может быть кривой; стрелочка на конце рисуется «вот так».

В результате воспитатель с помощью детей проводит по порядку стрелки от группы предметов с наименьшим количеством до группы с наибольшим количеством.

- Давайте похлопаем себе. Какие мы молодцы!

2. – Мы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть.

- Давайте поиграем в игру «Моя половинка».

Дети выбирают один из предложенных («веером» в руке воспитателя) элементов, каждый из которых является половиной целого круга (круги разных размеров и разных цветов).

- У каждого из вас половинка одного из кругов. Вам нужно найти половинку своего круга и выложить целый круг на этих столах. Напоминаю, что половинок целого может быть только две и они одинаковые между собой и по цвету и по размеру. Что нужно сделать, чтобы точно узнать одинаковые ли части по размеру? (наложить их друг на друга).

- Вначале вы будете ходить по комнате быстрым шагом, а по сигналу начнёте искать свою половинку: подходить друг к другу, сравнивать свои части.

Мы по комнате шагали,

Половинку мы искали

Быстро-быстро мы шагали…

Быстро-быстро мы шагали…

«Стоп!». Ищи половинку!

Игра проводится 2-3 раза со сменой «половинок».

После выкладывания целых кругов воспитатель задаёт несколько вопросов:

- Что больше: целый круг или его половина? Что меньше: целый круг или его половина?

- Какая из частей больше? Какая меньше? (они равные)

- Как это проверить? (наложить одну часть на другую).

3. – А теперь задание со стрелочками для каждого из вас.

- Проведите стрелки по порядку от квадрата с одним изображением до квадрата с девятью изображениями.

Аналогичный наглядный материал не убирается с доски.

Задание может быть дифференцировано для младшей подгруппы (провести стрелки от квадрата с одним изображением до квадрата с пятью изображениями).

Индивидуальная помощь; индивидуализация задания (сокращение объёма; продолжение выполнения после занятия и т.п.).

4. Рефлексия.

"Успех - это сумма небольших усилий, повторяющихся изо дня в день"