Найти в Дзене
Мажаев Мемориз

История песни "Гоп-стоп"

Согласно словарю криминального жаргона, «гоп-стоп» - это ограбление. Уличного грабителя в начале ХХ века называли «гопником» или «гопстопником». Распространению термина серьезно поспособствовало открытие на Лиговском проспекте Петербурга заведения под названием ГОП. Аббревиатура расшифровывалась как «Городское общество призора»: туда доставлялись неимущие, бездомные и беспризорные. Средств на их содержание выделялось мало, в связи с чем они бродяжничали и промышляли воровством, заметно ухудшая криминогенную обстановку в районе. После революции ГОП переименовали в «Государственное общежитие пролетариата», и шпаны на Лиговке стало еще больше. Тогда же начали активно распространяться и песни, романтизирующие реалии бандитского образа жизни. Впрочем, термин «гоп-стоп» долгое время оставался, так сказать, сугубо «профессиональным» - до тех пор пока в 70-е годы питерский врач Александр Розенбаум не назвал так одну из самых известных своих песен. Саша Розенбаум родился в 1951 году в Ленинград

Согласно словарю криминального жаргона, «гоп-стоп» - это ограбление. Уличного грабителя в начале ХХ века называли «гопником» или «гопстопником». Распространению термина серьезно поспособствовало открытие на Лиговском проспекте Петербурга заведения под названием ГОП. Аббревиатура расшифровывалась как «Городское общество призора»: туда доставлялись неимущие, бездомные и беспризорные. Средств на их содержание выделялось мало, в связи с чем они бродяжничали и промышляли воровством, заметно ухудшая криминогенную обстановку в районе. После революции ГОП переименовали в «Государственное общежитие пролетариата», и шпаны на Лиговке стало еще больше. Тогда же начали активно распространяться и песни, романтизирующие реалии бандитского образа жизни.

Впрочем, термин «гоп-стоп» долгое время оставался, так сказать, сугубо «профессиональным» - до тех пор пока в 70-е годы питерский врач Александр Розенбаум не назвал так одну из самых известных своих песен. Саша Розенбаум родился в 1951 году в Ленинграде в хорошей еврейской семье. Родители-врачи постарались дать ему хорошее и всестороннее образование: Александр занимался музыкой и боксом, но когда пришла пора выбирать специальность, он пошел по стопам родителей в медицинский. Работая фельдшером и врачом на «Скорой помощи», Розенбаум продолжал играть в самодеятельных ансамблях и начал сочинять песни. Первые его произведения были зарисовками из медицинской практики, а потом круг тем заметно расширился. «Гоп-стоп» причисляют к так называемому «одесскому циклу» Розенбаума, хотя на самом деле никаких циклов Александр не писал – это уже потом народная молва обнаружила в его творчестве одесский, казачий, афганский и всякие другие циклы.

Примерно в одно время с «Гоп-стопом» появились песни «Заходите к нам на огонек», «Фраер», «Меня не посадить», «Амнистия», «Лиговка» и т.д. Все эти композиции Розенбаум сочинил, когда ему было немного за двадцать. Никакого тюремного опыта у него, разумеется, не было, зато он читал «Одесские рассказы» Исаака Бабеля, собирал истории о питерских «гопниках» и имел живое воображение. Кровавый сюжет «Гоп-стопа» и остальных блатных песен Александр Яковлевич придумал – и через много лет признался, что «придумал-то хорошо, иначе композиции не жили бы десятилетиями».

С этими песнями Розенбаум начал давать подпольные концерты в Питере. Некоторые из выступлений записывались на магнитофоны и распространялись по стране. Блатная музыка была в СССР под тотальным запретом, поэтому ни о каком осознанном промоушне не могло быть и речи. Кто такой Александр Розенбаум, слушатели знать не знали, поэтому могли фантазировать в свое удовольствие, и преобладала версия, что это пожилой эмигрант, поющий автобиографические песни о своей бандитской молодости.

В 1981 году Розенбауму удалось записать магнитоальбом «Домашний концерт», куда вошли «Гоп-стоп» и другие накопившееся песни. Годом позже вышла и студийная запись, сделанная при помощи группы «Братья Жемчужные». Этот альбом известен под названием «Памяти Аркадия Северного».

Еще через несколько лет Александр Розенбаум получил официальное признание, но телезрители узнали его как лирического исполнителя «Вальса Бостона» и песен про войну в Афганистане. «Гоп-стоп» осталась в памяти знатоков как некий рискованный эксперимент. Правда, впоследствии песня была неоднократно переиздана, в том числе и на совместном альбоме Александра Розенбаума и Григория Лепса. Ее перепевали разные исполнители, даже такие в контексте блатной музыки неожиданные, как группа «Звери» и певица Максим.

Алексей Мажаев, сайт "Радио Шансон", 16 августа 2013 года