Найти тему

Будни фриланса: 4 типа заказчиков, от которых лучше держаться подальше. Рассказываю, почему ✅

Оглавление

Весной наступившего года будет ровно 15 лет, как я работаю на фрилансе. Внушительно, согласитесь. Поэтому хочу поделиться информацией, которая поможет начинающим фрилансерам реже попадать в неприятные ситуации (не попадать в них совсем, скорее всего, не получится). Расскажу сегодня, с какими заказчиками я давно не работаю, и поясню, почему от таких типов людей лучше держаться подальше.

Поехали, без долгих предисловий…

Заказчик «Мне нужно срочно, завтра, а лучше сегодня»

С такими задачами приходят, как правило, люди неорганизованные, которые ни свое время не умеют эффективно распределить, ни чужое время, соответственно, не ценят. Как может складываться общение: человек будет вам долго-долго рассказывать, что ему нужно, погружать вас в детали своего проекта, уверять, что тексты (я работаю с текстами, поэтому и примеры такие) точно нужны и сомнений в этом нет… А потом пропадет. Чтобы появиться, например, через год или два — у меня лично были такие случаи. Не буду голословна:

-2

Понимаете? В ФБ еще — это значит, до марта 2022 года. А пришел он в декабре 2023, особо я разговаривать с ним не стала, попросила сформировать ТЗ, он обещал прийти завтра… И опять пропал. Еще на пару лет, наверное.

Кстати, такого типа заказчики как огня боятся брифа и вообще слова «техническое задание» ставят их в ступор. А без тз, как говорят опытные фрилансеры, результат хз, но это уже следующий тип заказчика, от которого лучше бежать…

Заказчик «Какое еще ТЗ, я вам просто расскажу, что мне нужно»

Тут поясню. Техническое задание — это ваше письменное подтверждение того, что вы с заказчиком друг друга поняли. Если не будет технического задания, человек может говорить, что имел в виду совсем другое, результата ждал другого, информацию давал другую… И вам нечего будет ему возразить. Это стресс, потерянное время и потерянные деньги. Ну, и результат так себе в лучшем случае.

Поэтому техническое задание, лучше всего в виде заполненного брифа, обязательно должно быть. Если заказчик отказывается вам его давать, не связывайтесь. Нервы целее будут, и самооценка тоже.

Заказчик «Вы моя последняя надежда»

Если человек, обратившийся к вам как с специалисту, говорит, что вы и только вы можете ему помочь, что он разочарован во фрилансерах, что все они неадекватные, необязательные, безграмотные… А вы — луч света в темном царстве…

-3

Даже не думайте, сразу отказывайтесь иметь с ним дело.

Объясню, почему. Человеку может попасться один плохой исполнитель, ну два, это случается. Но если его не устроили 5-7-10 исполнителей, то дело уже не в них. А в проблемах коммуникации. То есть или заказчик не дает себе труда сформулировать мысль и объяснить, что ему нужно (смотри предыдущий пункт), либо он выставляет настолько низкие цены, что откликаются на его заказы одни дилетанты.
Ни то, ни другое нормальному фрилансеру категорически не подходит.

Заказчик «Меня попросили найти исполнителя, но принимать работу буду не я»

В этом случае работает эффект «испорченного телефона». Вам передали техническое задание, например, на пост в соцсети о том, как выбирать мультиварку. Вы его написали. А на этапе согласования оказывается, что принимающий работу человек ждал не поста в соцсети, а вообще статью-обзор современного рынка мультиварок с акцентом на конкретную модель. И если вы взяли предоплату, то вам придется либо работу полностью переделывать, либо эту предоплату возвращать.

Ставить техническое задание должен только тот человек, который в итоге и будет оценивать результат. Не всегда это получается отследить, но стремиться к этому разумно.

Заказчик «Никакой предоплаты, я уже заплатил одному фрилансеру, а он пропал»

Без предоплаты можно работать либо с постоянными заказчиками, которых вы хорошо знаете, либо если вы только нарабатываете портфолио и вам важнее результат, чем деньги, которые вы за него получите.

-4

В идеале заказчик и фрилансер делают одно дело, решают одну задачу. И разумно, если риски — а они всегда есть — они делят поровну. У заказчика был случай, когда нечестный фрилансер взял деньги и убежал? — Так и у вас были случаи, когда нечестный заказчик не оплатил работу… В онлайне такое бывает.

Поэтому предоплата 50% позволяет разделить риски и заказчика, и исполнителя. К тому же она служит показателем серьезности намерений заказчика, например, заказчик первого типа никогда не пойдет на предоплату… Потому что он сам для себя знает, что направление мыслей у него может измениться в один момент, и тогда результат, который вотпрямщас нужен ему завтра, не понадобится вообще никогда.

Но есть одно но: берите предоплату ТОЛЬКО после того, как вы уточнили техническое задание, точно понимаете, чего от вас хотят, и понимаете, как вы поставленную задачу будете решать. Иначе деньги придется возвращать, а это неприятно.

Итого

-5

Рынок фриланса затейлив и разнообразен. Он растет и продолжает развиваться. Поэтому не бойтесь остаться без заказчиков, нарабатывайте опыт и портфолио, и старайтесь не попадать в потенциально конфликтные ситуации — то есть помните о заказчиках, с которыми желательно не иметь никаких дел. Найдутся другие, даже не сомневайтесь.

Всем начинающим фрилансерам удачи и хороших заказов! ✅

Еще почитать полезное про фриланс👇

✅ Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и комментируйте — буду рада вас видеть в следующих публикациях!