В новом году продолжаем рассказ о сериях «Самоката». «Встречка» – так мы ласково зовём одну из ведущих серий издательства – «Встречное движение». Мы назвали её так, потом что знаем: подростковых кризисов легко избежать, если идти детям навстречу.
Иногда в этих книгах трудно провести границу между «детскими» и «взрослыми». Мы не ставили такой цели. Просто подросток уже не ребёнок и обсуждать важные темы с ним надо как с другом. Книги серии «Встречное движение» предназначены в равной мере подросткам и их родителям.
И хотя мы собираем во «Встречку» книги, где подросток всегда главный герой, этот же момент вызывает и интерес родителей. Они ведь ищут пути найти со своим подростком контакт, понять, что с ним происходит. А заодно и понять мир, в котором ему жить.
В этом и дело: мы уверены, что книги для подростков должны быть честными. Не вообще, а конкретно: помочь обрести внутреннюю силу понять и принять реальность – и друг друга в ней.
Так расстаётся с привычными, такими удобными стереотипами, отец Уолдена в детективном триллере Лорриса Мюрай «Двенадцать лет, семь месяцев, одиннадцать дней». Он так искренне верил в мир «настоящих мужчин», в котором сила равнялась жестокости, что совершил преступление и едва не потерял сына. А вот сам Уолден – другой. Его, конечно, пугает мракобесие отца, но он в прямом смысле не желает другим того, чего не желает себе. Уолден просто знает, что сила – в милосердии и желании понять.
Новинка «Мой друг Пират» начинается как остросюжетный приключенческий роман. А оказывается очень зрелым, по-настоящему взрослым разговором с подростком о том, какой непростой бывает жизнь. Пират здесь настоящий: старый морской волк заполучил 12-летнего сына погибшего друга и учится быть ему отцом.
Уле Кристиан Лёйнинг не стал приукрашивать реальность: он помогает с ней разобраться. Пират бывает и неуклюже-трогательным, когда обнаруживает, что просто не знает, как обращаться с ребёнком. И суровым, когда выводит Андре в море и по ходу событий обучает морскому делу. И просто неуклюжим. Он не гений общения, но он умеет шутить и быть настоящим философом. Кто бы ещё заметил, что шторма неизбежны, но неизбежен и штиль?
В рок-повести Александры Зайцевой «Девочке в шаре всё нипочём» история о новом поколении неформалов и их родителей. Мы и не заметили, как песни Цоя, Летова, Янки и многих других стали классикой. А ведь был андеграунд! В остальном всё то же: так страшно оказаться хуже всех, что лучше сразу назвать себя Никто. И так трудно осознать, что детское «мы будем лучше вас, потому что мы лучше» уже много раз звучало. В подростковом возрасте вообще мало что легко (кроме песен на крышах), но момент осознания себя настаёт всегда.
Понять настоящее помогают истории недавнего прошлого. Подростки уже мало знают о 70-80х, но рассказывать о них надо: это время определило многое из того, что происходит сейчас
Мы, например, мало знаем о том, что происходило в странах соцлагеря: как в «Истории, о которой нельзя рассказывать» Джессики-Каспер Крамер. А ведь всего-то дел в этой истории: девочка написала сказку – и пришлось скрываться.
В романе «Камень, ножницы, бумага» Инес Гарланд рассказывает о собственных подростковых годах. 70-е стали для Аргентины временем социальных потрясений, и многим подросткам сегодня покажется знакомым, как происходящее пытаются скрыть, замолчать, сделать вид, что ничего плохого не происходит.
Роман Вильмы Гелдорф «Девочка с косичками» отсылает ко временам Второй мировой войны: тоже биография. Фредди Оверстеген всего 16, но приходится участвовать в движении Сопротивления. Почти шпионский роман о том, как детство кончается в один день и приходится принимать взрослые решения.
А вот Шарлотта Хангра в большом семейном романе «Войны» показывает время поближе: события войны в Афганистане. Проблема, которая выглядит поначалу как «папа ушёл на войну», оборачивается важностью иметь в семье общую внутреннюю опору в семье. То, что и делает семью семьёй, а не маленькими полями боя.
По-шекспировски страстная, многослойная «Милли Водович» Настасьи Ругани увеличивает картину мира. Мы, конечно, видим, что на самом деле перед нами беженцы из Боснии Водовичи, которых угораздило схлестнуться с благополучной американской семьёй. Но так и хочется назвать их Монтекки и Капулетти!
Всё из-за Милли, которая нечаянно разрушила такие привычные для всех стереотипы. Буквально испортила правила игры.
Чем дальше в эту историю, которую рассказывает нам то один участник событий, то другой, тем яснее: девочка в картонной короне стала стихией, которая выпустила наружу то, что давно уже чувствовали все. Никакие правила не должны быть правилами ненависти.
Конечно, это не всё. «Встречное движение» большая серия, в которой мы стараемся ответить на все вопросы подростков и их родителей, помочь и поддержать. А вы читали что-то из «Встречки»?
#книги
#книги для подростков
#литература