Еще немного, еще чуть-чуть и российский автопром сможет выйти из системного кризиса. Примерно с таким заявлением выступил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Правда, его слова скептически восприняли представители отрасли. Несмотря на все бравады и позитивные заявления, российский автопром переживает не лучшие времена.
АвтоВАЗ повышает цены и снижает качество продукции, завод «Москвич» не смог распродать даже половину собранных моделей.
О чем говорил Денис Мантуров
В конце года Денис Мантуров выступил с яркой речью. Если верить его словам, то российский автопром смог получить еще один шанс, который уж точно использует. Разумеется, акцент был сделан в полную китайских партнеров и сотрудничества с заводами нашего близкого соседа. По сути, речь шла о более глубокой интеграции отечественных автозаводов с китайским бизнесом и брендами.
В 2024 году можно ожидать, что еще несколько китайских компаний выйдут на российский рынок. В частности, речь идет об автомобилях для чиновников – китайских лимузинах HONGQI H5. Данные модели планируют выпускать под брендом «Волга» и продавать государственным ведомствам. Интересно, что стоимость автомобилей будет в два раз выше, чем они стоят в Поднебесной.
Если честно, то Мантуров больше говорил о возрождении крупноузловой сборки. То есть речь идет об отрасли автокомпонентов, когда автомобили завозят в разобранном виде, а уже после собирают на отечественных заводах. Именно таким путем пошли многие предприятия в Москве, Калининграде и других регионах страны.
В этом нет ничего плохого, даже наоборот – рабочие места, технологии, поступление налогов в бюджет. Однако ни о каком развитии собственного автопрома речь не идет. Собрать что-то чужое или разработать отечественный автомобиль – это разные вещи.
Почему схема крупноузловой сборки не работает
Главная проблема автомобильной сферы и отрасли в целом заключается в огромных ценах. Всего за два года иномарки подорожали почти на 100%. Даже китайские автомобили стоят в России на 50% дороже, чем в Поднебесной. Виной всему завышенные пошлины и новые тарифы утилизационного сбора.
Посудите сами: в Китае аналог модели «Москвич-3» от компании JAC стоит от 915 000 рублей. В России эту же модель с шильдиком «Москвич» продают от 1 850 000 рублей. И мы говорим о розничных ценах, ведь себестоимость будут еще ниже.
Вот и получается, что крупноузловая сборка есть, а из-за высоких сборов население не может позволить себе даже пресловутых «китайцев». Если бы правительство снизило сборы хотя бы на китайские авто, то автопром действительно смог оживиться.
К слову, в 2024 году ожидается рост цен на иномарки минимум на 20-30%. Средняя стоимость автомобиля будет составлять 3 млн рублей.