Продолжаю свой рассказ о Волжской набережной и её достопримечательностях. Буду постепенно двигаться в сторону слияния реки Которосль с Волгой. На территории бывшей усадьбы купца Вахрамеева (Волжская наб, 33 А) в ноябре 1993 года расположился первый частный музей в России - "Музыка и время". Создатель и директор музея - актёр-фокусник и коллекционер Джон Мостославский, который собирал представленную в музее коллекцию на протяжении всей своей жизни.
В музее представлена коллекция старинных музыкальных инструментов и механизмов (граммофоны, патефоны, фисгармонии, музыкальные шкатулки, шарманка), часов (настенные, настольные, напольные, каминные, каретные), колоколов (поддужные, ботала, рынды, бубенцы, церковные колокола завода Оловянишниковых), утюгов, золотофонных икон. Особенностью музея является то, что все экспонаты находятся в рабочем состоянии: можно услышать и бой старинных часов, и звуки музыкальных инструментов. Посетителям дается возможность прикоснуться к экспонатам, сделать бесплатные фото.
Со временем музей стал музейным комплексом, в состав которого вошли музеи фарфора и самоваров. Имеется органный зал, в котором регулярно проводятся концерты, в том числе, на старинных музыкальных инструментах. Сразу же за музейным комплексом на, примыкающей к набережной, улице Кедрова находится Церковь Рождества Христова. Ранее она входила в состав усадьбы и была обнесена стеной, соединявшей Святые ворота, надвратную церковь и колокольню.
Деревянная Рождественская церковь издавна стояла на берегу Волги. Память о ней сохранилась в истории города как о месте, где ярославцы скрывали в Смутные времена (1609 год) чудотворный образ Казанской Богоматери, спасенный из Рождественского монастыря. Долгое время первой церковью ярославского посада был храм Николы Надеина. Однако, в 1636 году на посаде решено было построить второй каменный храм. Деньги на новую дорогую постройку выделила богатая купеческая семья Назарьевых.
Примечательно, что оба брата Назарьевы - Гурий и Анкидин, носивший прозвище Дружина, были участниками ярославского народного ополчения, сформированного из жителей города и окружающих его поселений в 1612 году. Купцы были известны при царском дворе и за заслуги перед Россией во время войны с польско-литовскими войсками получили государеву жалованную грамоту. Архитектурный замысел новой церкви был так грандиозен, что не хватило средств до конца реализовать его. И стройка была растянута до 1644 года. Завершить ее помогли разбогатевшие сыновья Гурия - Михаил, Иван и Андрей. Они внесли значительные коррективы в изначальный проект, существенно расширив и усложнив его.
Храм имел пять приделов. Первый из них теплый придел, расположенный в подклете, в северной части галереи, был посвящен Святителю Николаю. Купеческие дела семьи распространялись далеко за пределы Ярославля, и Назарьевы много ездили по другим городам. Они торговали в Сибири, Казани, Новгороде и Астрахани. А Николай Чудотворец считался покровителем всех путешествующих. В этом приделе для обогрева установили печь, украшенную изразцами зеленого цвета. До наших дней она не сохранилась, но несколько "муравленых" изразцов находятся сегодня в фондах ярославского музея. Выше Никольского был построен также теплый придел, посвященный апостолам Петру и Павлу.
В 1683 году центральную часть церкви расписали ярославские изографы, имена которых остались неизвестны. Однако, по мнению искусствоведов, композиция фресок и манера живописного письма говорят о том, что они могли быть сделаны известными ярославскими мастерами Федором Игнатьевым и Дмитрием Семеновым. В документах 1861 года указано, что при храме числилось 295 прихожан. А местная икона "Рождества Христова" особо почиталась, как приносящая удачу беременным женщинам. В советские годы православную церковь закрыли (1921 год). Долгие годы храм принадлежит городскому музею-заповеднику. В 1989 году в церкви случилось крупное воровство - из иконостаса похитили древние иконы. Как выяснилось, злоумышленники продали их на заграничном аукционе. Однако, в 1995 году эти иконы были выкуплены саратовским коллекционером Владимиром Рощиным. А он, узнав судьбу старинных образов, вернул их в музейную коллекцию для реставрации и передаче обратно в церковь. Сегодня Рождественская церковь является единственным иконописным храмовым ансамблем, сохранившимся в городе с первой половины XVII века.
Очень примечательна столпообразная церковная колокольня, у которой нет аналогов в древнерусском зодчестве. Она имеет прямоугольное основание, богато декорированный ярус звона и шатровый верх, общая высота которых превышает 38 м. Это культовое здание играло сразу несколько ролей - звонницы, въездных ворот, небольшого храма "под колоколы", а также башни с часами. Внутри колокольни была устроена сложная система лестничных переходов.
С обеих сторон от центрального шатра на колокольне установлены две изящных башенки, также увенчанных небольшими шатрами. В шатре колокольни прорезаны слуховые окна - люкарны, которые обрамлены красивыми объемными наличниками. Особо интересным, нигде больше не встречающимся элементом декора, являются расположенные на западном фасаде парные столбики, которые похожи на небольшие минареты. Сохранились сведения, что в начале XX века на звоннице находились 8 колоколов. Самые старые из них были отлиты голландскими мастерами еще в середине XVII века. А самый большой колокол весил порядка 100 пудов. Однако, во время борьбы советской власти с религией эти колокола сняли и переплавили.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.