Найти тему
Евгений Трифонов

Договор с Эфиопией угрожает Сомалиленду гибелью

Договор между Эфиопией и Сомалилендом, согласно которому первая, не имеющая выхода к морю, получает в аренду 20-километровый участок побережья, а правительство второго – пакет процветающего эфиопского авиаперевозчика Ethiopian Airlines, вызвал бурю. В первую очередь из-за того, что документ, подписанный премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом является признанием Сомалиленда де-факто. Аддис-Абеба прямо указала, что со временем может признать непризнанного соседа и де-юре.

Более того: Эфиопия получает право создать на арендованной территории военно-морскую базу. А советник Абия по национальной безопасности Редван Хусейн, комментируя соглашение, подчеркнул, что Эфиопия будет «делится военным и разведывательным опытом с Сомалилендом».

Армия Сомалиленда нуждается в помощи Эфиопии
Армия Сомалиленда нуждается в помощи Эфиопии

Яростная реакция Сомали на этот договор понятна: и правительство в Могадишо, и население страны уверены, что непризнанные Сомалиленд и Пунтленд – временно отколовшиеся части единой страны, которые рано или поздно должны вернуться в её лоно. И признание Сомалиленда огромной Эфиопией, с которой у сомалийцев исторически тяжёлые отношения, категорически неприемлемо. А уж о военном соглашении с огромным соседом, неоднократно воевавшим с Сомали, и говорить нечего.

Митинг протеста в столице Сомали Могадишо против соглашения между Сомалилендом и Эфиопией
Митинг протеста в столице Сомали Могадишо против соглашения между Сомалилендом и Эфиопией

Для Сомалиленда договор с Эфиопией имеет ключевое значение – опять же из-за стремления Сомали вернуть его территорию под свой контроль. Надо учитывать, что Сомалиленд имеет давние традиции борьбы за самостоятельность, и государствообразующие кланы всегда хотели жить отдельно от «большого» Сомали. Сомалиленд получил независимость в результате кровопролитной освободительной войны 1981-91 гг., причём Сомалийское национальное движение, воевавшее за отделение, победило при решающей помощи Эфиопии. Через сомалилендский порт Бербера с начала 1990-х идёт торговля с Эфиопией. Для если Эфиопии, в связи с отсутствием современной логистики, этот маршрут пока не столь важен (в случае реализации соглашения придётся строить дороги), то для 3,5-миллионного Сомалиленда он важен критически: помимо транзитной торговли, другие его источники дохода очень малы. Сегодня Сомалиленд может рассчитывать выжить только при опоре на старого союзника.

Некоторые западные СМИ полагают, что соглашение негласно поддерживают ОАЭ, активно торгующие с обеими подписантами, но это пока догадки. Зато другие страны Африканского Рога – Эритрея и Джибути, решительно поддерживают позицию Могадишо. О поддержке «большого» Сомали заявили Евросоюз, Великобритания, Турция, Организация исламского сотрудничества и Лига арабских государств.

Сомали поддержал и Египет: самая развитая страна Северной Африки находится в состоянии конфликта с Эфиопией из-за строительства последней огромной плотины на Ниле, и Египет считает, что она лишит его воды. Каир неоднократно намекал, что готов даже использовать силу для прекращения строительства плотины, но Эфиопия её достроила, и заполняет водохранилище. И вот теперь Египет получил сразу несколько «горчичников» в лице Сомали, Эритреи и Джибути, которые он может приложить к разным частям Эфиопии с трёх сторон. Поэтому сразу после подписания соглашения президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси пригласил своего сомалийского коллегу Хасана Шейха Мохамуда посетить Каир.

Но для судьбы соглашения не менее важно внутреннее противодействие ему в странах-подписантах. Если в Эфиопии против него выступил покамест только оппозиционный Фронт освобождения Оромо (OLF), ведущий партизанскую борьбу с режимом Абия Ахмеда, то в Сомали всё гораздо серьёзнее.

Министр обороны Сомалиленда Абдигани Мохамуд Атейе из-за соглашения подал в отставку. «Эфиопия остается нашим врагом номер один», - заявил он, сообщив при этом, что предлагаемая строительная площадка для базы морской пехоты Эфиопии по праву принадлежит его общине.

Хуже того: в самом Сомалиленде если не пылает, что по крайней мере тлеет внутренний конфликт. Территория Хатумо, полосы на востоке Сомалиленда, населённая отдельным кланом, сначала относилась к другой непризнанной республике – Пунтленду, и была отобрана Сомалилендом военной силой.

Тёмно-жёлтым цветом обозначена основная территория Сомалиленда, коричневая полоса – мятежный район Хатумо, зелёный участок – территория обитания кланов, лояльных центральному правительству в Могадишо
Тёмно-жёлтым цветом обозначена основная территория Сомалиленда, коричневая полоса – мятежный район Хатумо, зелёный участок – территория обитания кланов, лояльных центральному правительству в Могадишо

В феврале 2023 г. ополчение Хатумо восстало против Сомалиленда и объявило о возвращении района в состав «большого» Сомали. Могадишо немедленно признало его своим автономным районом. В августе боевые действия между армией Сомалиленда и ополчением Хатумо приобрели ожесточённый характер: ополченцам удалось захватить административный центр района Лас-Анод и 7 основных поселений, а также большое (по местным меркам) количество тяжёлой военной техники - танков, бронеавтомобилей и РСЗО.

Пыльный городок Лас-Анод не желает быть в составе Сомалиленда
Пыльный городок Лас-Анод не желает быть в составе Сомалиленда

Правительство Сомалиленда утверждает, что в боях на стороне ополченцев Хатумо участвуют сомалийские солдаты, воинские подразделения Пунтленда, милиция южных племён и даже не признающие никакой власти исламские экстремисты из группировки «Аш-Шабаб» (эти возмущены контактами Сомалиленда с христианской Эфиопией). Похоже, именно военные неудачи и нужда в военной помощи подвигла Сомалиленд к заключению соглашения с Эфиопией.

***

Безусловно, Эфиопия страдает от отсутствия выхода к морю, и понятно, что её правительство пытается как-то решить этот вопрос. Хорошо, что Абий Ахмед перестал угрожать захватом эритрейских портов, и постарался добиться выхода к морю мирным путём. Но, похоже, идея с выходом через Сомалиленд неудачна. Мало того, что все страны, отреагировавшие на это, выступили против соглашения, оно может оказаться смертельным для Сомалиленда.