Найти тему

"Кронпринц Рудольф": печальная история прекрасного принца

Жил-был в некоем царстве-государстве принц, наследник короны, и был он очень обаятельный и общительный, но немного беспутный. Любил больше, чем надо, веселых дам и веселые дома, кутил и развлекался напропалую. И был у него друг-художник, в прошлой жизни тоже некоторым образом принц. Художник посоветовал принцу походить в переодетом виде по улицам, посмотреть, чем живет его народ. Принц последовал его совету и увидел море нищеты и бедствий. А еще он встретил простую девушку, в которую впервые влюбился по-настоящему. Но она умерла, и он поклялся больше никогда не любить.

Такой сказочный зачин как нельзя лучше подходит к австрийско-немецко-французско-итальянскому 2-серийному фильму 2006 года о злосчастном наследнике австро-венгерского престола - Рудольфе Габсбурге. Авторы фильма, с одной стороны, достаточно точно следуют историческим фактам, а с другой - создают идеализированный образ реального исторического лица.

-2

Кинематографический Рудольф полон идей, опередивших свое время - от антиклерикализма до объединения Европы, в нем ощущается потенциал большого политического деятеля, он сочувствует народу и мог бы многое сделать для своей страны, но отец, Франц Иосиф I, не подпускает его к государственным делам. А мать, Елизавета, советует ему стать открытым оппонентом отца и принять венгерскую корону. Но тогда страна фактически раскололась бы на две части - Австрию и Венгрию, и на это Рудольф пойти не может.

-3

Отсутствие реального дела, возможности реализовать себя губительно действует на Рудольфа. Он постепенно погружается в пучину мрачных мыслей и самоуничтожения. Следуя исторической правде, создатели фильма не скрывают, что к 30 годам принц превратился в ходячую чашку Петри: кроме бледных трепонем, в нем жили жизнерадостные гонококки. Заразив гонореей свою законную супругу, показанную, кстати, в довольно отталкивающих красках, он лишил ее возможности снова стать матерью: после рождения первого и единственного ребенка, девочки, она стала бесплодной. Это значит, что у Рудольфа не будет наследника мужского пола, но его данное обстоятельство не слишком тревожит: других проблем хватает.

-4

В Германии на трон восходит агрессивный солдафон Вильгельм, следовательно, большая европейская война неминуема. Премьер-министр Тааффе интригует против Рудольфа и угрожает ему. Осталась последняя попытка достучаться до отца: написать книгу о будущем империи. Но Франц Иосиф не верит, что его сын, которого он считает глупцом, способен сам что-то написать. В отчаянии Рудольф впервые задумывается о самоубийстве - и внезапно встречает свою последнюю любовь, 17-летнюю Марию Вечера.

-5

Этому роману посвящена вся 2-я серия, причем он изображен в сентиментально-сиропных тонах. В реальности Рудольф управился с Марусей по-солдатски быстро: весь роман занял 3 недели, и о нем никто не знал. В фильме же он тянется месяцами, Рудольф показывается с Марией публично, более того, он даже говорит о разводе, чего в реальности и близко не было. Сама Мари сильно приукрашена: никакие принцы Браганца к ней не сватались, и финальный ее поступок был продиктован не столько любовью, сколько истеричной страстью фанатки к кумиру. Но если исторический Рудольф был вялой личностью, то Макс фон Тун в его роли настолько хорош, что Марусю можно отчасти понять 😁. Но только отчасти, ибо никакая любовь не стоит того, чтобы платить за нее жизнью.

-6

Марию играет итальянка Виттория Пуччини: на историческую Вечера она похожа мало, но с ролью справляется. А в роли художника блеснул Омар Шариф, сыгравший Рудольфа в фильме 1968 г. "Майерлинг". Для тех, кто в курсе данного обстоятельства, диалоги кронпринца и его старшего друга приобретают дополнительное измерение. Но самое интересное - фамилия актрисы, сыгравшей маленькую роль тещи Рудольфа. Ее зовут Франческа Габсбург-Лотарингская, она жена главы дома Габсбургов Карла. А Карл, в свою очередь, внук последнего императора Карла I - троюродного племянника Рудольфа. Круг замкнулся 😁. Справедливости ради нужно отметить, что и исполнитель главной роли Макс фон Тун - не из свинопасов: его аристократический род восходит к 1187 году. Так что если все эти аристократы согласны с версией, предлагаемой режиссером, возможно, и зрителям стоит с ней примириться. Даже если все было немного не так, фильм красивый, хорошо снят и способен увлечь любителей исторического кино.