Найти тему
13-й пилот

Трудовая книжка офицера запаса-2001. Местные выборы, это вам - не хухры-мухры

Коллаж автора. Опять Фемида попутчицей оказалась.
Коллаж автора. Опять Фемида попутчицей оказалась.

Местные выборы, граждане, явление — развлекательное, больше к нему подходит новомодное слово — шоу. Забавно наблюдать, как вчерашние приятели, начинают обходить друг друга десятой дорогой, нарушив взаимную предвыборную клятву вести борьбу цивилизованно. А как её не нарушишь, если на каждой встрече с избирателями, которые тебя знают, как облупленного, кто-нибудь да вспомнит твои не совсем благовидные проделки прошлого или настоящего. Что делать? Нельзя же уйти со встречи посрамлённым, увеличив шансы своего соперника, когда припрятанные в рукаве козыри жгут кожу руки. Сдерживаешься, сдерживаешься, а потом и брякнешь что-нибудь этакое про своего соперника, чтобы на его фоне казаться ангелом во плоти, а не кандидатом на главный пост местного самоуправления. А сопернику донесут эту картинку в лучшем виде, в цветах и красках, как говорится. Хорошо, если лично, а если на очередной встрече кто-нибудь из избирателей выступит с места: «А вот ваш соперник про вас такое-то сказал, это ни в какие ворота не лезет, нам такой глава не нужен!». О-о-о-о, не каждому дано достойно выдержать такой подлый удар ниже пояса!
А есть же ещё откровенные провокаторы, энергетические вампиры, которые на ровном месте создадут конфликт, чтобы позабавиться склоками между кандидатами.

А есть ещё политтехнологии, которыми пользуется административный ресурс, чтобы раздуть скандалы между соперниками главного кандидата, а главный тот, кого поддерживает административный ресурс по велению своего будущего карьерного благополучия. Только этому ресурсу в связке с предпринимателями под силу пригласить консультантов из области или столицы. Одно появление в предвыборном штабе стильных незнакомцев с дорогими портфелями наводит в штабах маломочных соперников панику. Да зачем нам в глубинке политтехнологи, лучше славно прокутить эти деньги, у нас ещё много работников с комсомольским задором и опытом, эти сами что хочешь придумают.

Это они придумали и внесли в наш Устав муниципального образования положение о возможности совмещения одним лицом должности главы района и главы администрации района. Кто не в курсе, объясняю: глава района — выборное лицо - возглавляет законодательную власть местного самоуправления, а глава администрации района - назначаемое лицо — исполнительную. На момент первых выборов у власти был такой ценный чиновникам человек, что под него заранее подогнали Устав и выбрали главой района. Удобно: принял закон районный и сам же его исполняешь, сам перед собой отчитываешься. Объяснили сей казус просто: «Чтобы конфликтов между законодательной и исполнительной властью не было». Кому-то может быть смешно, кому-то грустно, а населению территории — по барабану. Совмещает две должности и совмещает. Главное, что зарплату только за одну получает. Экономия!

Пока первый избранный глава мудро руководил районом, эти же «комсомольцы» дальновидно готовились к очередным выборам, периодически внося в Устав района поправки, облегчающие жизнь первому лицу на новых выборах. И себе, конечно. А кто на местах выборы организует, проводит и выигрывает? Всемогущий административный ресурс! То-то же.
Вместо ненадёжного условия победы кандидата на выборах при наборе 50% голосов избирателей плюс 1 голос, в Устав внесли положение: «набрать простое большинство голосов». Зачем тратить местный бюджет на повторный тур? Не по-хозяйски. Теперь все местные выборы за один тур будут проходить. Тут, главное, массово допускать кандидатами к выборам всякую одиозную шелупонь, которая тонким слоем растянет голоса оппозиции между конкурентами, гарантированно предоставляя возможность набрать большинство голосов действующему главе.
Нижний порог явки избирателей тоже подкорректировали в сторону уменьшения. Мало ли: половодье, вьюга или другие катаклизмы природы, а хуже того — потеря интереса электората к выборам, и что? Опять дополнительный тур или перенос голосования? Расточительность!

Зато отзыв выборного лица местного самоуправления такими процедурами обставили, что проще дождаться старости этого лица на должности, чем организовать отзыв. Смешно: выбрать могут простым большинством проголосовавших, а отозвать – абсолютным. Соорудили для депутатов и глав обратный клапан: если туда просочился через все фильтры, то оттуда тебя уже народ не выцарапает. Руки коротки.

Ещё один интересный показатель серьёзности намерений кандидата победить — избирательный фонд. Сразу по нему видно — за кого местные богатеи. А богатеи, пардон, местная элита за того, на кого областное начальство ставит. Представители области в лице депутатов или чиновников тоже наезжают в район с намёками за кого народу надо голосовать, чтобы получить дополнительное финансирование на территорию. А финансирование территории — аргумент весомый! Своего бюджета у местного самоуправления только на зарплату хватает.

- Анатолий Александрович, - заглядывает в мой кабинет начальница, - сходи в сортировку, поприсутствуй для количества на встрече избирателей с кандидатом на главу района. У тебя же нет срочной работы?
- Нет, - поднимаюсь со своего стула, - схожу. Это кому же вы разрешили у нас агитировать?
- Медведеву. Пристал, как банный лист: «Ты же член районной избирательной комиссии, должна закон о выборах блюсти, не откажи с твоими работниками встретиться». Пришлось согласиться.
- Серьёзный соперник действующего главы, на прошлых выборах по количеству голосов на втором месте оказался. Разница небольшая была в голосах, надеется теперь реванш взять.
- Правда? А я и не знала этого, как-то не интересовалась прошлый раз итогами выборов. Сходи, послушай, ты же у нас интересуешься этой темой.


Помещение сортировки — небольшое, кроме почтальонов, сидящих за узкими столами с корреспонденцией, тут стоят водители и сопровождающий, из аппарата управления присутствует инженер по технике безопасности и инструктор по подписке. Медведев уже рассказывает свою программу, времени ему дали немного — скоро подойдёт машина с почтой из области и всё в сортировке закрутится, станет не до его агитации. Нового я ничего не услышал, в районной газете ознакомился уже со всеми программами. Из нового услышал, что заместителей главы Медведев после выборов заменит. Это известие немного оживило аудиторию. Дошло дело до вопросов кандидату. Руку подняла Вера Павловна. Народ притих и с интересом уставился на станичного почтальона.

Вера Павловна, в отличие от героини Чернышевского, дама моего возраста, объёмиста - не во все двери здания почты свободно проходит даже без своей почтовой сумки, весела и за словом в карман не лезет. Короче, рубаха парень, душа коллектива станичных почтальонов и операторов. Правда, частенько провисает по службе, огребая от зама директора по полной, но с неё эти громогласные разносы, как с гуся вода. В глазах Веры Павловны всегда мелькают бесенята, а озорное выражение лица сулит встречному какую-нибудь каверзу.

- А что же вы в таком… медвежьем углу агитируете, - Вера Павловна обвела взглядом тесную сортировку с самодельными ячейками для корреспонденции, - а не в ДК?
- Хороший вопрос, - значительно заулыбался Медведев.
- А я плохих никогда не задаю, правда, девчата, - довольно сказала Вера Павловна.
Девчата, самой младшей из которых было под сороковник, с готовностью хихикнули.
- Какой ДК, нам и в хуторских клубах не дают встречу организовать, то заведующий клуба болеет, то у главы поселения надо разрешение получить, а глава в отъезде в райцентре, то ключи от клуба потеряли, то...
- А чего же вы вместе с главой района по хуторам не ездите, - не унималась Вера Павловна, - ему-то, небось, клубы открывают.
- Его штаб отказывается совместные встречи организовывать, считает, что мы так сможем у главы избирателей сманить на свою сторону. Боится глава конкурентов.

- Да что ему бояться, - заявила Вера Павловна, - у него всё схвачено в районе. А за вас я голосовать не буду: вы встречи не можете добиться, а районом собираетесь рулить. Правильно я, девчата, говорю?


Девчата загомонили вразнобой, я общего мнения не уловил — гомон заглушил требовательный сигнал автомобиля с почтой, подъехавшего к разгрузочному люку. Медведев было открыл рот что-то возразить, но народ уже пришёл в движение: почтальоны взялись за корреспонденцию, а посторонние для сортировки люди потянулись наружу. Медведев склонился к Вере Павловне и начал ей что-то внушать, она с ироничной улыбкой согласно кивала в ответ, периодически поворачиваясь к стопке конвертов и извещений, лежащих перед ней на столе. Я вышел на улицу, чтобы вернуться на рабочее место.

Медведева я почти не знаю, мало с ним общался. Он руководит небольшим районным отделом федеральной надзорной структуры, я даже и не представляю чем он занимается, но, в силу своих надзорных функций за сельхозпроизводителями, имеет от них уважительное отношение к себе. Язык подвешен, кажись, в своё время прошёл школу работы в райкоме КПСС. Признаться, ожидал более уважительного отношения почтовых работников к кандидату, но, видимо, я чего-то не знал про этого хорошо одетого человека. Вера Павловна меня удивила, и вопросами, и фамильярностью обращения с районным начальником. Вот тебе и рубаха… девка!

Как же там Станислав Иванович справляется с агитацией по хуторам, давненько он у меня не появлялся с новостями.

- Здорово, Анатолий! Ты отлучиться можешь на полчаса со мной?
- О, Станислав Иванович, привет! Могу, только начальнице доложусь. Куда идём?
- С материалами дела в суде ознакомиться, хочу, чтобы и ты посмотрел на правах доверенного лица, может посоветуешь что.
- Суд? Какой суд, кого привлекают?
- Избирательная комиссия хочет меня через суд лишить статуса кандидата на выборы главы района.
- Твою же дивизию!.. За какие грехи, Станислав Иванович?
- Нарушение правил агитации.
- И ты надеешься выиграть дело?
- Надеюсь. Не было никакого нарушения. Сдаваться не собираюсь, пусть суд разберётся.
- А заседание суда когда назначено? После голосования?
- За неделю до выборов пройдёт, агитацию пропущу. Ничего, обиженных у нас любят, авось, хуже не будет.


Я сразу стал изучать заявление в избирательную комиссию. Рукописный текст, составлено грамотно, а подписи другой шариковой ручкой двух хуторских работниц из организации Станислава. Вот тебе и уважение коллектива... А почерк-то мне знаком, очень характерный! Избирательная комиссия на основании этого заявления обвиняет кандидата в агитации на месте выдачи работникам заработной платы. Нарушение, факт!

- Станислав Иванович, ну как ты так опростоволосился?
- Привёз кассира в хутор с зарплатой, она выдавала деньги в помещении клуба, а я на ступеньках снаружи разговаривал с работниками, конечно, разговор о выборах был. Но это же не рядом с кассиром, не в момент выдачи, а снаружи.
- Ох, и кто же такой грамотный там присутствовал, интересно мне знать?
- Посторонних не было, но машина зам главы района недалеко стояла. Эта машина постоянно меня сопровождала по хуторам, куда бы я ни приехал, правда, не знаю кто в ней кроме водителя находился, ни разу ко мне не подходили. Просто маячили невдалеке каждый божий день, когда я выезжал в хутора по работе. Это я только теперь понял, что меня после регистрации кандидатом плотно опекали работники администрации района.
- А ты знаешь кто заявление сочинил?
- Работницы наши, их же подписи стоят, правда, тётки простые, а написано гладко…
- Это почерк главы сельского поселения, он-то - очень грамотный! И услужливый. Из тех услужливых, кто хуже врага. С подачи администрации района, думаю, и организовал это заявление.
- Уверен, что это глава поселения писал?
- И почерк его знаю, и стиль изложения узнаю — приходилось во времена мобработы в администрации района с ним общаться и его рукописные докладные изучать. Текст и подписи разной пастой исполнены и разным почерком.
- Надо же, с виду такой мужик уважительный, всегда при галстуке… Ладно, теперь я знаю от кого подано заявление, побеседую с работницами и выведу этого кадра на чистую воду.
- Этот уважительный мужик — калач тёртый, не обольщайся. Он в своих хуторах всё под себя подмял, другого такого ушлого главы поселения у нас в районе нет.

- Мне работницы правду скажут, не сомневайся, приложу комиссию на суде, будь уверен! Видишь, не зря тебя с собой взял. Обязательно приходи и на суд.
- Постараюсь. Говорил, что администрация что-нибудь придумает против тебя, накаркал, твою ж перетак!
- Отобьюсь! Где наша не пропадала!