Проходка по самой дикой и живописной дороге Сибири у нас совпала с тест-драйвом нового китайца — TANK 300. Но скажу сразу: это впервую очередь путешествие, а тест-драйв – косвенная история.
Также, помимо цикла статей, по итогам нашего путешествия доступен большой фильм о подробном прохождении маршрута:
Задача стояла проехать автодублер БАМ по той части пути, которая доступна для летней навигации.
Что такое Автодублер БАМ?
Сам по себе автодублер БАМ — техническая автомобильная дорога, созданная для строительства и обслуживания БАМа. После прокладки железнодорожной магистрали эту дорогу капитально никто не реставрировал, грубо говоря, в отдельных своих участках, она до сих пор прозябает в том же состоянии, в котором была отсыпана в 70х годах прошлого века.
Самые ходовые участки, конечно, претерпели косметическую реконструкцию, но добрая часть дороги до сих пор дикая, узкая, не скоростная и ухабистая, с маленькой высотой отсыпки, бродами и разрушенными мостами.
Сейчас Автодублер БАМ — это единственная дорога, соединяющая Северный Байкал и Северное Забайкалье с цивилизацией. Также на нем находится город Северобайкальск — западная столица БАМа и второй по численность город в Бурятии. Вместе с районом и агломерацией в этой части проживает около 35 тысяч человек.
И если говорить про другие населённые пункты на Западном БАМе, то далеко не каждый из них связан круглогодичной дорогой с цивилизацией. Летняя навигация заканчивается в посёлке Таксимо. Условно можно доехать и до Читинской Куанды, но далеко не каждый рискнёт преодолеть самый опасный мост в мире — Витимский. Мы рискнули!
Зимой по Автодублеру можно дойти и до Тынды, все реки встают и на маршруте действуют зимники — но зимники тоже условные, они не официальные и не обслуживаемые, поэтому проходка от Северобайкальска до Тынды также не станет лёгким променадом.
Однако назвать эти бамовские поселки полностью отрезанными от цивилизации нельзя — всё-таки они все стоят на БАМе, и железная дорога в полной мере обеспечивает их всем необходимым.
В этой статье красота БАМа будет показа в летнее, осеннее и зимнее время — для наглядности и красочности картинки, ведь это самая дикая и красивая дорога Сибири 😉
Ну а в полной мере визуализировать автодублер БАМ можно в нашем полноценном фильме:
Летняя экспедиция
Но вернёмся к нашему летнему путешествию. И путешествие наше пришлось на уникальное историческое событие — за несколько дней до нашего отъезда на северном Байкале несколько дней шли проливные дожди, в результате чего все реки вышли из берегов и во многих местах смыло железнодорожные насыпи, саму дорогу и сопутствующую инфраструктуру. В результате: БАМ встал на 5 дней, а автомобильную дорогу размочалило так, что для Танка это стало настоящим испытанием… Или это Танк по определению не готов к такой дороге… Будем посмотреть!
Старт нашего путешествия начался в Братске, 380 километров до Усть-Кута — федеральная трасса «Вилюй», хорошая магистральная асфальтовая дорога. Небольшие серпантины, перепады высот, петляющая дорога вдоль реки Кута — Танк справляется замечательно. В плане управляемости автомобиль получает однозначную десятку: ни дать ни, взять.
Начало испытаний
С Усть-Кута начинается наш дикий этап дороги — отсюда уходит Автодублер БАМ. И с этого момента, вплоть до нашей конечной точки — Витимского моста — нас будет сопровождать гравийка. Это более 800 километров, и такой маршрут станет испытанием для любого автомобиля.
Известно, что БАМ был интернациональной строкой. А поэтому все поселки и города на БАМе строили представили определенной области или республики в составе СССР.
Первый такой посёлок — Звездный, который строила Армянская ССР. Здесь очень хорошо можно прощупать армянский след: несколько зданий выполнены в характерной армянской стилистике, а на трубе котельной выложена надпись: «тепло Армении Сибири»
Соседний посёлок на БАМе — Ния, строили кавказкие соседи армян — Грузинская ССР. В архитектурном плане след грузин здесь чуть менее очевиден, но на въезде красуется мощная стела с мечом «Россия — Грузия». Эх, где эти былые времена…
Также, на трубе котельной выложена надпись «Ния грузинская»
После Усть-Кута рельеф дороги поменялся: вокруг повырастали холмики, а дорога регулярно огибала их по кромке. Живописно. Ну и сама дорога пока что ещё относительно «цивилизованная» — очень накатанная и широкая гравийка. Но не сегодня. В этот раз, опять же помятуя о давеча прошедших дождях, дорога была очень размыта — все ямы вскрылись. Тут мы и столкнулись с первыми проблемами при эксплуатации ТАНК 300. У него маленькие хода подвески. Те ямы, которые на автомобилях типа Прадо ты привык не замечать, Танку пробивали стойки и очень сильно били по подвеске. Стоит ли говорить о том, что Танк не позволяет ехать с комфортом по таким дорогам? Давайте не делать преждевременных выводов и попробуем проехать дальше.
После грузинской Нии следующим населенным пунктом на нашем пути был Магистральный — самый крупный населённый пункт на этом участке БАМа и крупный логистический узел. Его строили не экзотичные советские республики, а Ростовская область. Поэтому ничем примечательным в плане архитектуры он не выделяется.
Сам Магистральный находится в низине, на болотистой местности. Поэтому здесь и дорога с обоих сторон от поселка очень уставшая и просевшая — результат плавающей почвы. Особенно хорошо это заметно на заправке Роснефти, где у главного здания повело фундамент и оно покосилось. Необычное зрелище. Касса теперь в стороне.
Стоит сказать, что в этом районе идёт интенсивное развитие газоконденсатного кластера. Вокруг Магистрального с обоих сторон идёт масштабное строительство, а неподалёку открыли месторождение на Ковыкте.
Поэтому, я думаю, что плохое состояние дороги в этом районе — это временная история. С приходом большой промышленности придёт и качественная инфраструктура. По крайней мере, дорогу местами уже строят. Но пока что, проезжая по этим местам на танке держишься в постоянном напряжении — пробитие стоек уже конкретно давит на нервы. О том, как это все выглядит — смотри в нашем ролике.
В 30-ти километрах от Магистрального стоит посёлок Улькан — детище Азербайджанской ССР. И это, пожалуй, вообще один из самых красивых бамовских посёлков на всем протяжении железной дороги. Здесь очень красивый вокзал и другие здания, теснённые национальным орнаментом. На площади у вокзала стоит легенда Азербайджана — Фархад
И именно после Улькана начинается самый интересный этап нашего путешествия — дорога уходит в горы. Здесь цивилизация заканчивается и в следующий раз появляется только спустя 130 километров — в городе Северобайкальске. Ну и по законам жанра, о том как смыло БАМ на Байкальском хребте, как Танк ведёт себя в горах и какие красоты можно встретить на этом участке — читай в нашей следующей части, либо смотри подробный обзор этого маршрута в нашем фильме про Автодублер БАМ и Витимский мост.