Найти в Дзене
R89: Бесконечная Россия

Самая дикая дорога в Сибири – Автодублер БАМ / TANK 300 до Витимского моста

Проходка по самой дикой и живописной дороге Сибири у нас совпала с тест-драйвом нового китайца — TANK 300. Но скажу сразу: это впервую очередь путешествие, а тест-драйв – косвенная история. Также, помимо цикла статей, по итогам нашего путешествия доступен большой фильм о подробном прохождении маршрута: Задача стояла проехать автодублер БАМ по той части пути, которая доступна для летней навигации. Что такое Автодублер БАМ? Сам по себе автодублер БАМ — техническая автомобильная дорога, созданная для строительства и обслуживания БАМа. После прокладки железнодорожной магистрали эту дорогу капитально никто не реставрировал, грубо говоря, в отдельных своих участках, она до сих пор прозябает в том же состоянии, в котором была отсыпана в 70х годах прошлого века. Самые ходовые участки, конечно, претерпели косметическую реконструкцию, но добрая часть дороги до сих пор дикая, узкая, не скоростная и ухабистая, с маленькой высотой отсыпки, бродами и разрушенными мостами. Сейчас Автодублер БАМ — э
Оглавление

Проходка по самой дикой и живописной дороге Сибири у нас совпала с тест-драйвом нового китайца — TANK 300. Но скажу сразу: это впервую очередь путешествие, а тест-драйв – косвенная история.

Также, помимо цикла статей, по итогам нашего путешествия доступен большой фильм о подробном прохождении маршрута:

Задача стояла проехать автодублер БАМ по той части пути, которая доступна для летней навигации.

Кадр из нашего фильма
Кадр из нашего фильма

Что такое Автодублер БАМ?

Сам по себе автодублер БАМ — техническая автомобильная дорога, созданная для строительства и обслуживания БАМа. После прокладки железнодорожной магистрали эту дорогу капитально никто не реставрировал, грубо говоря, в отдельных своих участках, она до сих пор прозябает в том же состоянии, в котором была отсыпана в 70х годах прошлого века.

Волк
Волк

Самые ходовые участки, конечно, претерпели косметическую реконструкцию, но добрая часть дороги до сих пор дикая, узкая, не скоростная и ухабистая, с маленькой высотой отсыпки, бродами и разрушенными мостами.

Сейчас Автодублер БАМ — это единственная дорога, соединяющая Северный Байкал и Северное Забайкалье с цивилизацией. Также на нем находится город Северобайкальск — западная столица БАМа и второй по численность город в Бурятии. Вместе с районом и агломерацией в этой части проживает около 35 тысяч человек.

И если говорить про другие населённые пункты на Западном БАМе, то далеко не каждый из них связан круглогодичной дорогой с цивилизацией. Летняя навигация заканчивается в посёлке Таксимо. Условно можно доехать и до Читинской Куанды, но далеко не каждый рискнёт преодолеть самый опасный мост в мире — Витимский. Мы рискнули!

Зимой по Автодублеру можно дойти и до Тынды, все реки встают и на маршруте действуют зимники — но зимники тоже условные, они не официальные и не обслуживаемые, поэтому проходка от Северобайкальска до Тынды также не станет лёгким променадом.

Однако назвать эти бамовские поселки полностью отрезанными от цивилизации нельзя — всё-таки они все стоят на БАМе, и железная дорога в полной мере обеспечивает их всем необходимым.

В этой статье красота БАМа будет показа в летнее, осеннее и зимнее время — для наглядности и красочности картинки, ведь это самая дикая и красивая дорога Сибири 😉

Ну а в полной мере визуализировать автодублер БАМ можно в нашем полноценном фильме:

Летняя экспедиция

Но вернёмся к нашему летнему путешествию. И путешествие наше пришлось на уникальное историческое событие — за несколько дней до нашего отъезда на северном Байкале несколько дней шли проливные дожди, в результате чего все реки вышли из берегов и во многих местах смыло железнодорожные насыпи, саму дорогу и сопутствующую инфраструктуру. В результате: БАМ встал на 5 дней, а автомобильную дорогу размочалило так, что для Танка это стало настоящим испытанием… Или это Танк по определению не готов к такой дороге… Будем посмотреть!

Старт нашего путешествия начался в Братске, 380 километров до Усть-Кута — федеральная трасса «Вилюй», хорошая магистральная асфальтовая дорога. Небольшие серпантины, перепады высот, петляющая дорога вдоль реки Кута — Танк справляется замечательно. В плане управляемости автомобиль получает однозначную десятку: ни дать ни, взять.

Начало испытаний

С Усть-Кута начинается наш дикий этап дороги — отсюда уходит Автодублер БАМ. И с этого момента, вплоть до нашей конечной точки — Витимского моста — нас будет сопровождать гравийка. Это более 800 километров, и такой маршрут станет испытанием для любого автомобиля.

Известно, что БАМ был интернациональной строкой. А поэтому все поселки и города на БАМе строили представили определенной области или республики в составе СССР.

Стела в п.Куанда с перечислением всех субъектов СССР, участвующих в строительстве БАМа
Стела в п.Куанда с перечислением всех субъектов СССР, участвующих в строительстве БАМа

Первый такой посёлок — Звездный, который строила Армянская ССР. Здесь очень хорошо можно прощупать армянский след: несколько зданий выполнены в характерной армянской стилистике, а на трубе котельной выложена надпись: «тепло Армении Сибири»

Соседний посёлок на БАМе — Ния, строили кавказкие соседи армян — Грузинская ССР. В архитектурном плане след грузин здесь чуть менее очевиден, но на въезде красуется мощная стела с мечом «Россия — Грузия». Эх, где эти былые времена…

Также, на трубе котельной выложена надпись «Ния грузинская»

После Усть-Кута рельеф дороги поменялся: вокруг повырастали холмики, а дорога регулярно огибала их по кромке. Живописно. Ну и сама дорога пока что ещё относительно «цивилизованная» — очень накатанная и широкая гравийка. Но не сегодня. В этот раз, опять же помятуя о давеча прошедших дождях, дорога была очень размыта — все ямы вскрылись. Тут мы и столкнулись с первыми проблемами при эксплуатации ТАНК 300. У него маленькие хода подвески. Те ямы, которые на автомобилях типа Прадо ты привык не замечать, Танку пробивали стойки и очень сильно били по подвеске. Стоит ли говорить о том, что Танк не позволяет ехать с комфортом по таким дорогам? Давайте не делать преждевременных выводов и попробуем проехать дальше.

После грузинской Нии следующим населенным пунктом на нашем пути был Магистральный — самый крупный населённый пункт на этом участке БАМа и крупный логистический узел. Его строили не экзотичные советские республики, а Ростовская область. Поэтому ничем примечательным в плане архитектуры он не выделяется.

Сам Магистральный находится в низине, на болотистой местности. Поэтому здесь и дорога с обоих сторон от поселка очень уставшая и просевшая — результат плавающей почвы. Особенно хорошо это заметно на заправке Роснефти, где у главного здания повело фундамент и оно покосилось. Необычное зрелище. Касса теперь в стороне.

АЗС, кадр из нашего фильма
АЗС, кадр из нашего фильма

Стоит сказать, что в этом районе идёт интенсивное развитие газоконденсатного кластера. Вокруг Магистрального с обоих сторон идёт масштабное строительство, а неподалёку открыли месторождение на Ковыкте.

Поэтому, я думаю, что плохое состояние дороги в этом районе — это временная история. С приходом большой промышленности придёт и качественная инфраструктура. По крайней мере, дорогу местами уже строят. Но пока что, проезжая по этим местам на танке держишься в постоянном напряжении — пробитие стоек уже конкретно давит на нервы. О том, как это все выглядит — смотри в нашем ролике.

Мост через р. Киренга, кадр из нашего фильма
Мост через р. Киренга, кадр из нашего фильма

В 30-ти километрах от Магистрального стоит посёлок Улькан — детище Азербайджанской ССР. И это, пожалуй, вообще один из самых красивых бамовских посёлков на всем протяжении железной дороги. Здесь очень красивый вокзал и другие здания, теснённые национальным орнаментом. На площади у вокзала стоит легенда Азербайджана — Фархад

И именно после Улькана начинается самый интересный этап нашего путешествия — дорога уходит в горы. Здесь цивилизация заканчивается и в следующий раз появляется только спустя 130 километров — в городе Северобайкальске. Ну и по законам жанра, о том как смыло БАМ на Байкальском хребте, как Танк ведёт себя в горах и какие красоты можно встретить на этом участке — читай в нашей следующей части, либо смотри подробный обзор этого маршрута в нашем фильме про Автодублер БАМ и Витимский мост.