6 — 9 июня в государствах Европейского Союза пройдут выборы в парламент объединения (Европарламент), в процессе которых почти 400 млн. избирателей выберут 720 депутатов. Прямые, как сейчас, выборы в Европарламент проводятся каждые пять лет с 1979 года. Количество депутатских мест распределяются между 27 государствами Евросоюза пропорционально количеству населения (6 депутатов будут избраны от Мальты и 96 от Германии). В каждой стране избиратели голосуют за представителей своих национальных политических партий, которые в Европарламенте объединяются в наднациональные группы, составляющие фракции. День выборов каждое государство ЕС назначает самостоятельно, исходя из собственного избирательного законодательства (например, в одних странах выборы проходят только в будни, а в других — только по воскресеньям).
В действующий состав Европарламента входит Европейская народная партия, объединяющая национальные партии христианско-демократического направления, Прогрессивный альянс социалистов и демократов, куда входят преимущественно социал-демократы, а также партийные группы «Идентичность и демократия» из правых, «Обновляя Европу» в основном состоящая из либералов, сторонников реформирования и расширения Евросоюза, «Европейские консерваторы и реформисты» из правоцентристов.
Кризисные явления в ведущих европейских государствах уже привели к электоральному успеху правых и ультраправых, которые могут быть повторены на выборах в Европарламент. Даже если «Идентичности и демократии» удастся расширить свое представительство в Европарламенте, то это не означает, что в мгновенье ока изменится вся политика Евросоюза, потому что полномочия этого органа ограничены. Единственное, что может произойти вместе с обновлением депутатского корпуса, это изменение персонального состава Еврокомиссии и ее председателя.
Новый персональный состав Европейской комиссии может быть каким угодно, это мало зависит от итогов выборов в Европарламент, потому что назначение фактического правительства Евросоюза, — не совсем прозрачный процесс, уходящий своими корнями в историю европейской интеграции. 27 членов Еврокомиссии, неофициально называемых еврокомиссарами, предлагает каждое государство Евросоюза, а затем одного из них Европейский Совет предлагает на должность председателя Европейской комиссии. Новый председатель распределяет обязанности еврокомиссаров (например, по международным делам, молодежной политике, экологии и т.д.), а затем весь состав Еврокомиссии проходит формальную процедуру одобрения в Европарламенте, перед которым каждый еврокомиссар и председатель обязаны выступить.
Повышению степени прозрачности избрания председателя Еврокомиссии должна была послужить практика введения так называемого ключевого кандидата, т.е. председателя самой большой фракции в Европарламенте, который теоретически мог претендовать на пост председателя Еврокомиссии. Только этот принцип часто игнорируется, а многие из 27 государств-членов ЕС имеют свои собственные мнения по поводу персоны этого высокого чиновника.
Серьезных политических решений от правой партийной депутатской группы также ожидать не стоит, поскольку после попадания в национальные парламенты и в Европарламент правые и ультраправые склонны смещаться к центристам и, если не поддерживать, то хотя бы не противодействовать их большинству, которое хотя бы минимально может сохраниться в новом составе Европарламента.
Новый состав общеевропейского представительного органа мог бы в очередной раз поставить вопрос о расширении собственных полномочий, но для этого необходимо внести изменения в Лиссабонский договор от 2007 года, что в нынешней ситуации роста противоречий между государствами-членами ЕС чревато серьезными проблемами, которые никому не нужны. Рисков может быть намного больше, чем возможностей, поэтому вопрос будет отложен до лучших времен.
Среди дискуссий, которые будут иметь место в новом составе Европарламента, можно выделить поиск источников финансирования экономики, которая находится далеко не в лучшем состоянии, а также противоречия между текущими задачами развития промышленности и «зеленым переходом» включая проблемы стратегической зависимости Евросоюза от США, Китая и России, если речь вести об энергоносителях, включая уран, и редкоземельных металлах. Если новый Европарламент задумается о повышении геополитического влияния Европейского Союза, то это будет сопряжено с серьезными финансовыми издержками.
Поскольку Европарламент считается самым русофобским политическим институтом в ЕС, с завидным постоянством принимающим осуждающие Россию резолюции, к счастью, не имеющие обязательств быть выполненными всеми членами Евросоюза, а значит, лишенными серьезных внешнеполитических последствий, то новый состав европейского представительного органа никак не поменяет своего отношения к России.
Текст: Александр Черный
Фото: depositphotos.com, носят иллюстративный характер