Эпоха дирижаблей оказалась стремительной и короткой, но стала одной из запоминающихся страниц в истории воздухоплавания. Начиналось всё с романтики полётов на воздушных шарах, затем тени от них, накрывавшие города, являлись предвестниками бомбардировок, а стремительное затухание началось после трагедии легендарного «Гинденбурга». Этот вид воздушного транспорта был вписан и в историю Кёнигсберга.
Для начала немного истории вопроса. Родиной дирижаблей считается Франция, которую еще в XVIII веке поразила воздухоплавательная лихорадка. В 1783 году братья Монгольфье совершили первый полёт на воздушном шаре, позже Шарль предложил проект аэростата, наполненного водородом. Затем французский математик и военный Мёнье добавил к конструкции три винта и получил титул «отца дирижаблей». В 1852 году Жиффар совершил первый полёт на новой конструкции, скорее всего неудачный, так как следующая громкая новость пришла спустя почти полвека – в 1901 году Сантос-Дюмон облетел на дирижабле Эйфелеву башню.
Но настоящий прорыв и начало эры активного строительства и использования дирижаблей был связан с немецким изобретателем графом Фердинандом фон Цеппелином, увлечение которого этой темой было связано со службой в армии. Во время Прусско-Австрийской и Франко-Прусской войн он прославился как отличный разведчик, используя в работе воздушные шары. Цеппелин считал, что огромные дирижабли – будущее мощнейшее оружие для армий. Он отправлял Вильгельму II письма с чертежами и требованием срочно создать новое ведомство, но в ответ кайзер присвоил тому звание генерал-лейтенанта и … уволил из армии.
Граф продолжил проводить эксперименты на личные средства в родовом хозяйстве близ Фридрихсхафена. Первый аппарат, поднявшийся в небо в 1900 году, оказался медленным и неуклюжим, у второго - уже при взлёте отвалился двигатель, третий, долетев до Швейцарии, в итоге погиб на земле от урагана, разорвавшего его на части. Но в этот момент «безумного графа» решили поддержать простые немцы, присылавшие ему пожертвования на продолжение работ. Вспомнил про него и Вильгельм II, внесший полмиллиона марок и наконец предложив военный контракт.
В 1909 году Фердинанд фон Цеппелин основал компанию «Германские дирижабли», начались регулярные полёты по всей Германии. Для этого в крупных городах страны строят огромные ангары и причальные мачты. Имя Цеппелин стало синонимом дирижабля, стартовала новая эра немецкого воздухоплавания.
В 1911 году на окраине Кёнигсберга создаётся «порт (база) для дирижаблей» (нем. Luftschiffhafen). Он был расположен на пустующем открытом пространстве в районе улиц Schleiermacherstraße (совр. ул. Борзова), Krausallee (Каштановая аллея), Süverstrasse (ул. Ломоносова) и канала Wirrgraben (река Голубая). Примерно на этом же месте в советском Калининграде будет располагаться уже канувшее в Лету Калининградское военно-авиационное техническое училище (КВАТУ).
Это была одна из самых больших баз для дирижаблей в мире. В её центре - ангар размерами 170 на 50 и высотой - 35 метров. Стальная конструкция стояла на бетонных сваях, ангар был остеклён армированным жёлтым стеклом. На территории находились мастерские, казармы для батальона воздухоплавания, газовая водородная станция. Справа и слева от ангара установили штанги с лестницей – причальные установки для дирижаблей.
Кёнигсбергский «порт дирижаблей» построили аккурат перед Первой мировой войной. Это не случайно – он стал базой военного цеппелина Z-IV со следующими ТТХ: длина - 142 м., диаметр - 14,86 м., объём - 19 550 куб.м., 16 водородных отсека, силовая установка - 3 мотора «Майбах» мощностью 510 л/с каждый, полезная нагрузка - 21,15 тонн, максимальная скорость - 77,2 км/ч, дальность полета - 2 700 км.
Цеппелины активно использовались в Первую мировую войну против русской императорской армии, которая вошла на территорию Восточной Пруссии в середине августа 1914 года. Против сил Самсонова работал позенский дирижабль Z-V, а неудобства солдатам и штабу Ренненкампфа доставлял кёнигсбергский великан Z-IV.
Цеппелин совершал ежедневные вылеты над позициями русских, поэтому прусское командование имело самые точны карты расположения войск противника. Без сомнения, благодаря этому преимуществу контрнаступление Гинденбурга оказалось настолько идеально спланированным и успешным.
Z-IV использовался и для бомбардировок. Первый удар нанесён 11 августа по железнодорожной станции, а 23 августа был атакован пехотный полк под Инстербургом, затем штаб Ренненкампфа. На том этапе войны русские войска были ошеломлены действиями огромных боевых машин, накрывавших поселения своей тенью и смертоносными бомбами.
Спешно вырабатываются правила поведения личного состава и противодействия цеппелинам, которые приносят результат: 1 февраля 1915 года Z-IV получил серьёзные повреждения при налёте на Луцк, имея более 300 пробоин, он с трудом дотянул до Кёнигсберга, после чего оказался списан и разобран.
В том же году север-западнее Кёнигсберга в Зеераппене (совр. пос. Люблино) был открыт новый порт и штаб для военных дирижаблей военно-морских сил Германии. Ангар имел высоту в 50 метров и площадь 7200 кв.м. По сравнению с кёнигсбергским, он мог вмещать уже не два, а сразу три дирижабля.
Базировавшиеся здесь аппараты использовались для разведки и патрулирования акватории Балтийского моря. Одной из важных задач являлось выслеживание и уничтожение подводных лодок, с чем они успешно справлялись.
В 1917 году немецкое командование планировало нанесение мощного удара по Петрограду. Для этого предполагалось задействовать цеппелин LZ 62 с базы Зеераппен, который перебазировали с Западного фронта, где он сделал 10 налётов на Британию, сбросив около 24 тонн бомб. «Машина смерти» выполнила несколько тренировочных вылетов, последний из которых длился 101 час. В конце лета 1917 года на борт цеппелина погрузили 7 тонн бомб, он взял курс на Петроград. И выполнил бы задание, но ураганный ветер заставил его вернуться на базу. А затем гранул гром … революции в России. Потребность в бомбардировке отпала.
После Первой мировой войны военные дирижабли в Германии были запрещены по Версальскому договору, ограничивающему милитари потенциал проигравшей страны. Базы дирижаблей в Кёнигсберге и Зеераппене демонтировали. Последнюю переделали под авиабазу, откуда в 1920 году начались нерегулярные полёты между Кёнигсбергом и Берлином.
Вновь над небом Кёнигсберга и других городов Восточной Пруссии завораживающий летательный аппарат появился в 1929 году. Тогда легендарный дирижабль «Граф Цеппелин» совершал первое в истории кругосветное путешествие.
Над Кёнигсбергом он пролетал на низкой высоте, поэтому, как отмечалось в газетной заметке, жители могли слышать звук его моторов. Обербургомистр Ломайер передал по радио приветствие экипажу судна, отметив, что появление немецкой легенды в небе над Восточной Пруссией «укрепляет нашу волю ко скорому воссоединению с Германией» (поле войны восточную провинцию отрезали от остальной страны «польским коридором»).
«Граф Цеппелин» сделал круг над исторической частью города, пролетел вдоль Замкового пруда и Монетной площади, затем вернулся на изначальный курс и порадовал своим величественным полётом жителей других городов и деревень Восточной Пруссии. В память о тех днях сохранилось множество архивных фотографий из разных уголков провинции. Позже легендарный аппарат ещё несколько раз пролетал над восточной столицей Германии.
Последний раз дирижабль посетил Кёнигсберг 29 августа 1939 года. Тогда летательный аппарат «Граф Цеппелин-II» приветствовали на первом в Европе гражданском аэропорте Дэвау.
Это уже были последние месяцы «золотого века дирижаблей», отсчёт которых начался с трагедии цеппелина «Гинденбург» (в 1937 году он сгорел при посадке в окрестностях Нью-Йорка). Окончательно крест на дирижаблях поставила Вторая мировая война, которая началась через несколько дней после пребывания «Графа Цеппелина Второго» в Кёнигсберге.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).