КУРАБ-ГОРОДИЩЕ
ХЛЕБНАЯ СТОЛИЦА
Сюда доплывали арабы
По Волге и Быстрой Оке.
О хлебной столице – КурАбе –
Вели разговор вдалеке!
Ходота у вятичей правил.
Как царь, Мономаха встречал.
Он старшего сына прославил,
С ним в Киев учиться послал.
Тот Кукшею станет великим –
И к вятичам с верой придёт.
Но пал он у Мценска от пики
«Амченцев» средь диких болот…
В.И. Агошков
Городище р.ж.в., 8-10, 11-13 вв. расположено в 0.6 км. к юго-востоку от деревни, мыс правого коренного берега реки Ока в урочище "Кураб-городище". Площадка подтреугольная в плане 95х50 м., высота над рекой 18-21 м., с напольной северной стороны вал высотой до 3 м. и ров глубиной до 1 м. Исследовано экспедицией Т.Н. Никольской, обнаружены - керамика лепная, предположительно верхнеокской культуры и близкая к роменской, гончарная древнерусская, железные наконечники стрел, ножи, гарпуны, бронховые застежки, серебрянные восточные монеты, выявлены остатки наземных домов каркасно-столбовой конструкции р.ж.в., полуземлянки древнерусского времени.
Городище Кураб - легендарное место, с которым связано много историй, теорий и гипотез. Наиболее интересными гипотезами с нами поделился Агошков Василий Иванович - поэт, писатель-краевед, фотохудожник, издатель, педагог, член Союза журналистов с 1984г. и член Московской городской организации Союза писателей России с 1996 г.
Гипотеза первая.
Кураб = Корьдно. О поселении (городе?) Корьдно упоминается в Поучении Владимира Мономаха: «А въ вятичи ходихомъ по двѣ зимѣ на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихъ 1-ю зиму; ...». А это 1099 год! Т.е., столица вятичей - Корьдно, Ходота - племенной князь вятичей.
"Городище у д. Лужки находится недалеко от Кром и хорошо видно невооружённым глазом. Оно могло соответствовать летописному городу Корьдно, но как это доказать?! Помог случай. Будучи в колхозе «Победа» Кромского района, я услышал от главного агронома необычное название: «Кураб-городище». У Никольской я также прочитал об этом: «Фрагменты таких горшков (обтачивалась на гончарном круге только верхняя часть. – В. А.) найдены на городище у д. Лужки («Кураб-городище») на р. Оке (Кромской район Орловской области), где они датируются дирхемами начала XI в.»
Конечно, слова Кураб и Корьдно всё-таки не совсем соответствуют друг другу. Пригодилось сообщение Б. А. Рыбакова об «Анониме» – восточном авторе, который столицу вятичей назвал Хордаб (Хурдаб). Поскольку звуки «К» и «Х» в русском языке близки по звучанию, то не удивительно, что наш Кураб легко мог звучать, как Хурдаб.
Думаю, что городище в д. Лужки могло быть столицей вятичей, северян, радимичей и кривичей – городом Корьдно (Кръдно). До сих пор место, где располагается городище, главенствует над окружающей территорией, имеет достаточно крутой спуск, так что его легко было оборонять. Кураб-городище является достаточно внушительным и запоминающимся мысом большого Кривчиковского плато, омываемого с южной и западной сторон рекою Окою. Старожилы утверждали, что с этого мыса были видны купола всех бывших кромских церквей. Такого высокого плато, как Кривчиковское, я в Орловщине больше не встречал и могу его сравнить лишь с дальневосточными сопками, на которые забирался вместе с друзьями во время службы в армии".
Гипотеза вторая.
"КУКША – СЫН ХОДОТЫ. Итак, ХОДОТА – это местный старейшина, князь, царь (если хотите). Царь, поскольку власть переходит от отца к сыну. Мономах не пишет о том, встречался ли он вообще с Ходотой, победил ли он его, обложил ли данью! Владимир Мономах совершил поход «сквозе Вятиче» в 1096 году. Допускаем, что вместе с отцом был в походе 6-летний Юрий Долгорукий, который познакомился с сыном Ходоты – …Кукшею. Иными словами, никакой войны между Мономахом и Ходотой не было, а имела место «дружеская беседа». Мономах уговорил Ходоту отдать ему на воспитание сына Кукшу, который потом станет просветителем Вятичей.
Те не простят ему измены и убьют. Мценцы с каким-то особым рвением доказывают, что убили Кукшу их предки у села Карандаково. Учёный А. В. Арциховский считал, что Кукшу убили под г. Серенском Калужской области. Туляки, в свою очередь, считают, что Кукшу убили на их территории, причём год называют не 1111 или 1113-1114, а на 100 лет позже. Нынешние калужцы указывают ещё одно место гибели киевского святого.
Пора сказать: люди, опомнитесь, т.е. вспомните, а было ли вообще убийство Кукши, а если и было, то связано ли оно вообще с крещением вятичей?! Ведь мы ничего не знаем о Кукше, ни о времени его жизни. В крайнем случае, не умиляться нужно сейчас о том, что, мол, у нас убили (?!) Кукшу (этим грешат, как видим, не только орловцы, но и калужане с туляками!), а говорить о роли и значении церкви в жизни общества, о причинах и времени крещения тех же вятичей, способствующих созданию единого и мощного государства – России.
Иначе мы будем без конца унижать своих предков, утверждать вслед за «просвещёнными иностранцами» об отсталости вятичей, северян, радимичей и других славянских племён и о том, чтобы и впредь «малоцивилизованные нации» звали к себе на помощь иноземных руководителей: царей – президентов – советников и прочих.
Итак, если в 1096 году Кукше было лет 10, то в 1111-м – около 25 лет, самый подходящий возраст для просветителя-христианина. Ведь попади Кукша в Киев лет 17 – 20, то вряд ли он стал бы служить христианам, поскольку уже впитал в кровь и пот мировоззрение предков. Почему же в таком случае отец Кукши – Ходота отдал его Мономаху?! Да потому, видимо, что вятический царь был достаточно прогрессивным лидером своего племени и понимал, что язычество при всех его плюсах слишком миролюбиво и недостаточно способствует объединению славян. К тому же Ходота знал, кто он! Единокровный с киевлянами славянин. И, хотя Ока течёт на север, её притоки связаны с притоками Днепра, позволявшими вести от моря до моря торговлю!
Хазарский каганат к тому времени был уже уничтожен, и вятичи, насколько бы они ни были сильны, нуждались в надёжном защитнике. Ими стали Владимир Мономах и его сын Юрий Долгорукий, водивший через вятические территории целые полки".
Такие интересные гипотезы предложил нам Василий Иванович Агошков.
Легенды городища Кураб.
Легенда первая.
У местных жителей есть легенда, что рядом с Кураб городищем растет дуб, на котором собираются русалки на Троицын день.
Легенда вторая.
Говорят, что в 90-е годы археологическая группа Л.Н. Красницкого случайно обнаружила на территории городища захоронение, датируемое каменным веком - костяк, посыпанный охрой, но не имея открытого листа на такие раскопки, снова прикопала это место.
Легенда третья.
Под горой есть пещеры, попасть в которые можно только используя дайверское снаряжение.
Современные язычники считают Кураб местом силы, генератором энергии как часть мегалитической сетки земли!
Скажу точно, это место стоит посетить!
#городища #археология #кромскойрайон #городищаорловщины #славяне #земля_вятичей #древниепоселения #рекаока #кураб