Организатор: Познавательный клуб корейской культуры «Миринэ»
Термин «кугак» (국악, кор. «национальная музыка»), объединяет традиционную корейскую музыку и танцы. Музыка Кореи древняя настолько же, как и корейский народ.
Изучать и систематизировать знания о корейской музыке начали лишь в начале 15 века в период короля Сечжона (세종). Исследователи упорядочили существовавшие инструменты и создали оригинальную систему нотного письма чонганпо, вид мензуральной нотации - линейной ритмической записи нот. Благодаря чонганпо сохранились древнейшие на Дальнем Востоке образцы музыкального творчества. Усилия короля Сечжона по реформированию придворной музыки также привели к созданию корейской ритуальной музыки чонмё череак (종묘 제례악), которая исполняется для церемонии поминовения королевских предков в храме Чонмё (종묘) и ёмиллак (여민락, кор. «Радуйся вместе с подданными»). ЮНЕСКО включил чонмё череак в «Список шедевров нематериального наследия человечества» в 2001 г. Государственное ведомство впервые использовало термин «кугак» для обозначения корейской музыки в эпоху позднего Чосона (조선), когда в страну начала проникать иностранная музыка.
Традиционная корейская музыка разделяется на: чонак (정악) или чонга (정가) – музыку для королевской семьи и аристократии Чосона, народную музыку, включающую пхансори (판소리), санчжо (산조) и чапка (잡가), придворную музыку и танцы чончжэ (정재), которые исполняли для короля на праздничных государственных мероприятиях, музыку и танцы, связанные с шаманскими и буддийскими традициями, включающие сальпхури (살푸리), сынму (승무) и помпхэ (범패), а также такие песни с поэтическим текстом, кнапример, кагок (가곡) и сичжо (시조), которые любили слушать образованные люди (чиновники, ученые и другие представители высшего класса и их семьи). Среди народных песен, выделяется песня «Ариран» (아리랑), которая дорога не только корейцам, но и мировой культуре, ведь в 2012 г. ЮНЕСКО включил песню в "Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества".
Корейский народ создал много музыкальных инструментов. Традиционные музыкальные инструменты Кореи подразделяются на три категории: духовые инструменты пхири (피리), тэгым (대금), тансо (단소) и тхэпхёнсо (태평소), струнные инструменты каягым (가야금), комунго (거문고), хэгым (해금), ачжэн (아쟁) и пипха (비파), а также ударные инструменты бук (북), чангу (장구), пхёнчжон (편종), пхёнгён (편경) , квенгари (꽹과리) и чин (징).
Музыка «самульнори»
В традиционном обществе корейцы жили в сформированных сельских общинах. Коммунальный труд неизменно включал в себя пение, которое время от времени сопровождалось звуками самобытных ударных инструментов. На первый взгляд, такой обычай сочетать работу и игру кажется неэффективным, а может даже ленивым, он даже сбивал с толку японских ученых, которые начали заниматься корейским землеустройством в 1920-х годах. С другой стороны можно легко проследить простую и уникальную корейскую мудрость, стоящую за таким поведением. Тяжёлый физический труд в сельском хозяйстве становился выносимее благодаря музыке и ритмам, которые помогали переживать цикл работы, от медленного темпа, до постепенного развития и ускорения.
Музыка, пение и танцы сопровождали не только совместную работу корейцев. Также они присутствовали на новогодних благословениях, хороводах, празднованиях в честь завершения прополки и празднике урожая. Даже в битвах или на похоронах использовались ударные музыкальные инструменты. Эти четыре инструмента часто назывались самуль (사물, кор. "четыре вещи") или пхунмуль (풍물), на протяжении веков они занимали весомую часть жизни корейцев. За тысячелетний период занятия земледелием, корейцы искали способы жить в гармонии с изменчивой природой. Люди верили, что работа по выращиванию урожая вознаграждается только благодаря Природе, которую человек задабривает, живя в гармонии с небом и землей.
Музыка и танцы входили в религиозно-политическую сферу культуры древней Кореи. Во время религиозно-политических праздников Чечонющик, проводились ритуалы, которые назывались заимствованным из китайского языка иероглифом «му» (舞). Горизонтальная линия вверху представляет небо, нижняя горизонтальная линия — землю. Два человеческих персонажа между двумя линиями символизируют людей, танцующих в религиозном обряде. Ритуал проводился для достижения гармонии между тремя сущностями; небо, земля и человек. На корейском иероглиф «му» произносится как «кут»(굿). Предполагается, что музыка, которую играли во время кут, исполнялась ударными инструментами и приводила танцоров в состояние единства друг с другом для поддержания хороших отношений с Природой.
Время шло, корейский народ вышел и общин и племен, произошло разделение политики и религии. Барабаны, которые использовались в религиозно-политических обрядах кут, превратились в три традиции: музыка деревенской группы, ритуальная музыка шаманистов и музыка профессиональных артистов. Музыка деревенской группы сохранила стиль кут в оригинальной форме, ведь в состав деревенской группы входили непрофессиональные музыканты, которые исполняли музыку в контексте повседневной жизни. Ритуальная музыка исполнялась профессиональными шаманами. Группа профессиональных артистов относилась к артистам-путешественникам, например, танцевальные труппы «Понсан» (봉산) и «Намсадан» (남사당). В отличие от цыган на Западе, члены этих групп получали ценное музыкальное и артистическое образование, ведь чем лучше играл артист, тем больше зарабатывал.
В течение 20-го века за 36-летний период японской колонизации, корейской войны, вестернизации и модернизации традиция кут, состоящая из обрядов и фестивалей, ослабла. Приемники музыкальной группы «Намсадан» предприняли попытку оживить эту традицию в 1970х годах. Музыканты понимали, что древнюю музыкальную традицию необходимо приспособить к ритмам современной жизни.
Впервые представление группы «Самульнори» (사물놀이) состоялось в Сеуле в 1978 г. в театре "Конган Саран" (건강사랑).
Позже «Самульнори» (사물놀이) станет отдельным музыкальным жанром, а изначально это было название группы, состоящей из четырех талантливых исполнителей: И Квансу (이광수), Ким Ёнбэ (김영배), Ким Доксу (김덕수), Чхве Чонщиль (최종실) .
Четыре музыканта адаптировали крестьянскую музыку под современную сцену, где использовали всего 4 инструмента по одному каждого вида. И такой тип исполнения стал настолько популярен, что со временем название музыкальной группы переросло в название нового жанра Корейской традиционной музыки.
4 ударных инструмента самульнори:
Квенгари (꽹과리) - главный инструмент в ансамбле, играет роль дирижера, на которого ориентируются остальные инструменты. Символизирует гром и молнию.
Чангу (장구) - барабан с двумя сторонами. На левой стороне, кунпён (궁편), натянута кожа потолще, а на правой, чепён (채편) - потоньше. Для каждой используются специальные палочки - кунче (군채) и ёльче (열채). Чангу отвечает за создание ритмов в композиции. Символизирует дождь.
Бук (북) - исполняет роль основы композиции. Главная задача - держать ритм. Символизирует облака и тучи.
Чин (징) - объединяет инструменты воедино, издаёт самый длинный звук. Говорят, что звук чина может преодолеть 12 гор. Символизирует ветер.
Автор: Мария Акулова
Источники:
1) http://samulnori.space/ (сайт содружества исполнителей самульнори на территории стран СНГ)
2) https://russia.korean-culture.org/ru/143/korea/45 (сайт Корейского культурного центра г. Москва, раздел «Традиционное искусство»)
🔎 #Миринэ | #Корея | #КорейскаяКультура | #Корейцы