Впечатление. Это слово очень точно описывает то, что объединяет все фильмы режиссёра Стивена Спилберга.
Смотря его фильмы, мы как будто видим мир глазами ребёнка, который с неописуемым восторгом, любопытством и жаждой жизни смотрит на всё вокруг. Спилберг, делая сказку очень реальной, а реальность – фантастической, вводит зрителя в состояние Ребёнка, и мы с удивлением и радостью наблюдаем за происходящим на экране.
Мы чувствуем это, когда смотрим «Инопланетянина» или «Близкие контакты третьей степени», где дети встречают нечто, что не поддаётся привычному описанию.
Спилберг показывает контраст мышления, открытого к новому – дети или люди, воплощающие мышление Ребёнка, со всем любопытством идут навстречу неизвестному – и мышления «взрослого», то есть бытового мышления – такие люди либо приравнивают новое к опасному, либо очень быстро описывают это новое, подгоняя под старое.
В сцене из фильма «Близкие контакты третьей степени» –мы видим суматоху в доме Роя с женой и детьми. Рой становится одержимым, а жена настаивает, что ничего не происходит, говоря: «Ничего не происходит, это всего лишь одна из тех штук».
Другая эта сцена из того же фильма – «похищение», а на самом деле уход, Барри инопланетянами. Эта сцена является ультраструктурным* близнецом сцены выше. Через разную форму (жена-муж / мать-ребёнок) передаётся один и тот же смысл – столкновение двух противоположных способов мышления – воплощает тему всех фильмов Стивена Спилберга. Мама кричит от ужаса, а ребёнок, напротив, тянется к загадочному и неизвестному.
Режиссёр заставляет зрителя встретиться с чем-то новым – от акул, инопланетян и добрых великанов до проклятых египетских артефактов и даёт ему выбор – смотреть это с серьёзным лицом или дать свободу внутреннему Ребёнку и унестись в мир живых динозавров и захватывающих приключений. Здесь Спилберг добавляет доступный и работающий на бессознательное киноязык (ещё с «Челюстей» проявляется мастерство режиссёра в управлении чувствами зрителя), и зритель не может остаться в стороне – он уже сидит с отрытым ртом и как ребёнок радуется за мальчишек, рванувших от полицейских на летающих велосипедах.
Даже в его самых «серьёзных» драматических фильмах мы ощущаем присутствие вот этого первородного впечатления. Например, фильм «Список Шиндлера» не чёрно-белый, как может показаться, а чёрно-бело-красный. И в знаковой системе фильма красный цвет играет важнейшую роль, передавая надежду и жажду жизни: горящие свечи в начале и в конце картины, знаменитая «девочка в красном».
Причём в фильме эти символы видят не все, а только люди, в жизни которых есть место этому искреннему впечатлению: евреи молятся перед свечой, поддерживая главенство внутреннего над внешним (даже во внешне самой тяжёлой ситуации они внутренне обращены к вере, и именно вера изнутри формирует то, как они относятся к миру, а не внешние события); Оскар Шиндлер, который с огромного расстояния среди толпы людей выделяет своим вниманием маленькую девочку в красном пальто, которая, незамеченная, движется сквозь смерть и хаос. Так и зрителю, смотрящему кино Спилберга, предлагается увидеть и ощутить впечатление.
От фильма к фильму, через всё творчество Спилберга тянется одна тема, и каждый раз обращение к его картинам побуждает важный вопрос к себе: а где я в его фильмах? В какие моменты моей жизни мне предлагается пережить впечатление и что я с этим предложением жизни делаю? Способен ли я увидеть и воспринять то новое и важное, что есть вокруг меня, отказавшись от уже известного мне описания? Ведь новое всегда выводит из равновесия, а это уже на физиологическом уровне означает опасность (тело знает, что физически выживать легче всего, когда ничего не меняется). Но при этом только это опасное новое и порождает эволюцию, жизнь и любое развитие. Во впечатлении рождается Человек.
В следующей статье мы поговорим про детство Спилберга и подумаем, какую роль Впечатление играет в его жизни.
*
Ультраструктура — содержательная часть чего-либо, текст, описывающий внутренний смысл предмета.
Другая часть человеческого описания любого предмета — это инфраструктура (форма).
Например: с точки зрения инфраструктуры IPad — плоская доска с рисунком яблока. Можно использовать его как разделочную доску, но мы используем его по-другому благодаря наличию у нас другой определённой ультраструктуры этого предмета — компьютер, чтобы общаться с людьми, хранить и обрабатывать информацию; это так же средство для получения социального одобрения (иметь последнюю модель IPad нам кажется «престижным»).
Статья: WORDFLIX
Наши соц.сети:
Телеграм-канал https://t.me/wordflix
YouTube-канал https://youtube.com/@wordflixru?si=PkadiQvsX1Y5l7Ej
ВК https://vk.com/wordflix