Найти в Дзене
natasha.anikiewa

О художнике Николае Ге.

Какой он – путь творческого человека? Обласканных успехом, властью, богатством художников не так много. Чаще нам встречаются биографии сложные, трагические, истории жизни и творчества людей непростых. В этой статье рассказывается о художнике, чем путь в самом начале не был тернист и полон лишений. Он сын помещика, который отправился учится в Академию художеств и добился успеха уже в самом начале пути. А потом… потом была череда духовных и творческих поисков, полоса непонимания и непринятия его картин. Обо все по порядку. Дабы не загружать читателя биографическими подробностями, перейдем к самой сути. Николай Николаевич Ге (1831-1894) В 1855 за свою дипломную работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» Николай Ге получает малую золотая медаль, а в 1856 г. за полотно «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» художник получает право на поездку в Италию за счет государственных средств сроком на 6 лет (так называемая пенсионерская поездка, по итогам которой художник должен привезти отчетные

Какой он – путь творческого человека? Обласканных успехом, властью, богатством художников не так много. Чаще нам встречаются биографии сложные, трагические, истории жизни и творчества людей непростых.

В этой статье рассказывается о художнике, чем путь в самом начале не был тернист и полон лишений. Он сын помещика, который отправился учится в Академию художеств и добился успеха уже в самом начале пути. А потом… потом была череда духовных и творческих поисков, полоса непонимания и непринятия его картин. Обо все по порядку. Дабы не загружать читателя биографическими подробностями, перейдем к самой сути.

Автопортрет. Н.Н. Ге
Автопортрет. Н.Н. Ге

Николай Николаевич Ге (1831-1894)

В 1855 за свою дипломную работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» Николай Ге получает малую золотая медаль, а в 1856 г. за полотно «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» художник получает право на поездку в Италию за счет государственных средств сроком на 6 лет (так называемая пенсионерская поездка, по итогам которой художник должен привезти отчетные картины).

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. Николай Ге
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. Николай Ге
«Ахиллес оплакивает Патрокла»  Николай Ге
«Ахиллес оплакивает Патрокла» Николай Ге

В Италии в 1857-1858 Николай Ге пишет эскизы и наброски к картине Смерть Виргинии (не осуществленная). Это своеобразное подражание Карлу Брюллову, под влиянием творчества которого, были тогда практически все выпускники Академии. «Как Брюллов» - высшая похвала от коллег. Италия очаровывает художника, Николай Ге Флоренцию он называет домом, делает зарисовки итальянок (все они у него немного похожи на брюлловских девушек), мучительно ищет себя, свою форму.

Знакомится с Герценым, его семьей, находится под влиянием его литературных трудов. Знакомится с Ивановым, видит его Явление Миссии и …. отходит от идеи идеализации Христа, от идей романтизма.

У художника ничего не получается, он не может отыскать свой пластический, живописный язык, Ге хочет уже все бросить и вернуться в Россию. «Лучше бросить кисть, чем войти в храм без веры» (с) Н.Ге.

Но тут художнику «открылось». Можно сказать красивой фразой – «пришло вдохновение», «посетила муза», но правильнее было бы в данном случае «снизошло откровение». Во время чтения Евангелия, Николай Ге понял КАК надо писать Тайную вечерю, вся композиция, вся драматургия сложилась моментально. За один вечер от сделал «подмалевок» (первый слой картины) без эскиза.

Здесь нужно сказать о том, как писали этот сюжет до Н.Ге. Все знают и помнят Тайную Вечеррю Леонардо Да Винчи – вот один из канонических способов иллюстрации библейского текста. В разные века, разные стили сюжет наполнялся дополнительными героями (слуги, женщины), действие переносилось из простых интерьеров чуть ли не в царские залы ( как в эпоху барокко).

-4
-5

-6

-7

-8

-9

Николай Ге, наоборот, убрал все лишнее и второстепенное, он даже апостолов не всех изобразил. Не всех…. Иисус Христос, Иуда, Петр и Иоанн – это основные действующие лица на картине, светом и композиционно автор выделил их на полотне. Апостола Петра он пишет с себя, не с молодого, а с себя в конце жизни (практически пророческий портрет), Иисуса Христа художник пишет с Герцена, а точнее с его фотографического портрета, для Иоанна позирует жена художника.

Тайная вечеря Н. Ге
Тайная вечеря Н. Ге

На картине изображен момент раскола, потери… все это так перекликается с тем, что происходит в то время в общественной жизни России, за которым художник внимательно следил.

Раскол в «Современнике» - бывшие единомышленники расходятся и становятся противниками, Чернышевский с Добролюбовым против Тургенева и Толстого. Раскол и непонимание в семье Герцена, между ним, его идеями и его же собственными детьми, которые выросли и сформировались в Европе и не понимают, а главное не разделяют взглядов отца.

Картину ждут в Петербурге, заочно, уже успех!!!! Дают звание Академика, картину покупает император. Она сейчас висит в Русском музее и очень удачно, заходя в зал, где она экспонируется вы сталкиваетесь лицом к лицу с…. Иудой….. он уходит от Христа прямо на вас…. На зрителя…… зритель сталкивается с Иудой …. Со своим собственным Иудой…. Внутри… в своей душе….

Успех – недолговечная история, художник идет дальше в своих поисках и в 1867 году пишет картину «Вестники Воскресения». Картину не поняли, ее не приняли… смеялись в лицо художнику, смеялись даже друзья, все те, кто вчера боготворил и носил на руках.

Вестники Воскресения Н.Ге
Вестники Воскресения Н.Ге

1869 год и основа провал. Картина « Христос в Гефсиманском саду», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» вызвала ужас и испуг у зрителя. Что это за Христос такой, ведь он, пожалуй заговорщик, мятежник…. Картина была выставлена в Мюнхене, художник даже не повез ее в Россию. Когда люди хотят нового – это не значит, что всякого нового! К вестникам и Гефсиманскому саду зритель оказался не готов. Признание к этим его работам пришло через 20 лет, Третьяков захотел купить Гефсиманский сад, Вестники пылились в мастерской до самой смерти художника.

Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад" Н,Ге
Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад" Н,Ге
Христос в Гефсиманском саду. Н. Ге
Христос в Гефсиманском саду. Н. Ге

1872 год празднования 200-летия со дня рождения Петра 1, Ге пишет картину «Петр Первый допрашивает сына Алексея в Петергофе», на полотне столкновение характеров, идеологий. Отец сыноубийца, хладнокровный (в противовес Грозному) и жалкий испуганный Алексей, ожидающей своей участи. Картину принимают, о ней спорят, зритель делится на два лагеря, имя Н.Н. Ге снова у всех на устах. Полотно покупает Третьяков для свой галереи, а вот Александр III опаздывает просит сделать авторскую копию для музея своего имени (сейчас Русский музей в Санкт-Петербурге).

«Петр Первый допрашивает сына Алексея в Петергофе» Н. Ге
«Петр Первый допрашивает сына Алексея в Петергофе» Н. Ге

Николай Ге пишет «Пушкина в Михайловском» … самая доступная, самая простая, уж совсем дважды два, а не картина. Она в каждом учебнике, на каждой тетрадной обложке, плохой признак….. плохая идея пойти на поводу у толпы, у тех, кому страшно смотреть в лицо современности….

Пушкин в Михайловском
Пушкин в Михайловском

Художник уезжает из столицы, селится на хуторе Плиски, сеет, жнет, убирает урожай, кладет печи крестьянам….. пишет портреты….. настоящий толстовец, с которым он становится большими друзьями, разделает его учение. Но поиски не прекращает!!!

«Откровений под фонарем не ищут, нужно идти в неизведанное».

И он начинает поиски, в 1883 году он начинает писать распятие, которые будет писать 10 лет, переписывать 19 раз…..

«Что есть истина?» Показанная на 18 передвижной выставке в 1890 году вызовет бурные дебаты, прямо перед полотном будут зрители делиться на группы и устраивать диспуты, «Повинен смерти», «Голгофа…». Все эти картины опережают время на не сколько десятилетий. Как, как находясь в провинции, в отдалении от столичной культурной и общественной жизни, находит художник самые точные и правдивые образы, для передачи всего того главного, что несет в себе искусство.

Что есть истина? Н.Ге
Что есть истина? Н.Ге
Голгофа. Н. Ге
Голгофа. Н. Ге
Распятие. Н. Ге
Распятие. Н. Ге

Распятие… давайте посмотрим на него повнимательнее, художник убирает все лишнее… он решает на что мы будем смотреть, не отрывая взгляда…. Распятия написанные до него….. нам есть куда спрятать наш взгляд, нам есть чем укрыться…. За что спрятаться….. Здесь отрезано все лишнее (в прямом смысле этого слова). Даже свет здесь для того, чтобы показать весь ужас и непроглядность мглы, спустившейся на мир в момент смерти Христа. Мы смотрим на то что наделали люди, на то как распяли они любовь…..мы смотрим на смерть и нет нам пощады….. Толстой спросил Николая Николаевича, когда увидел эту картину (Ге специально привез ее в Ясную поляну показать писателю)… а воскресение будет? И правда, глядя на это… нам трудно представить, трудно поверить в чудо ВОСКРЕСЕНИЯ….. Но не будем спешить…… посмотрите, художник оставил нам надежду, указал нам путь спасения…. Посмотрите на разбойника справа…. Вот кто воскрес… воскрес как человек прямо сейчас, вот этот разбойник, который всю жизнь свою жил без любви, неправедно, преступно, вот сейчас мы видим воскресение его….. спасение его души….. Значит и мы спасемся…. Значит и у нас есть этот шанс…….

Художник Н.Н. Ге за работой в мастерской. Фотография
Художник Н.Н. Ге за работой в мастерской. Фотография

Император, когда увидел эту картину произнес: «Это бойня какая-то» и велел снять картину с выставки, Ге ее показывал на квартире у своих друзей, туда приходили люди, по приглашению, и без, по записочкам от самого художника. По долгу сидел рядом с картиной и с каждым говорил, объяснял….

Ге удивлял молодежь податливостью новым веяниям, своим горячим желанием их понять. Поэтому он каждую картину начинал по-новому, стараясь вытряхнуть из головы «сороколетний» хлам.

Распятие – последняя картина великого русского художника Н.Н. Ге…..она закономерно и естественно увенчала его жизнь. Что бы он написал после?! Обязательно что-нибудь новое, новаторское….