Знаменитый фигурист провел полгода в «Коммунарке» и перенес серию операций по ампутации конечностей, но к концу года вернулся на лед.
10 января — дата, которую олимпийский чемпион в танцах на льду Роман Костомаров запомнил навсегда. «Главное — пережить 10 января», — так недавно написал известный фигурист, который выиграл золото Игр-2006 в Турине в паре с Татьяной Навкой. Год назад именно в этот день 45-летний спортсмен оказался в больнице на грани жизни и смерти. И то, что сначала выглядело «кашлем», оказалось намного серьезнее и страшнее. Врачи несколько месяцев боролись за его жизнь. Вспоминаем историю главной победы в жизни Романа.
Болезнь и самолечение
Когда супруга Романа Костомарова Оксана Домнина вызывала скорую, оба не могли подумать, что ситуация настолько серьезная. Российская фигуристка в новогодние праздники тоже перенесла болезнь, но сразу начала лечение и быстро пошла на поправку. Роман на фоне загрузки в ледовых шоу принимал болеутоляющие в связи со старым повреждением плеча и не обратил внимания на недомогание. Вдобавок он прибегнул к народным методам: отправился в баню, окунался в прорубь. По дороге домой у него начался сильный кашель, который никак не прекращался.
«Вполне вероятно, я заразился, подцепил вирус. Болело еще плечо, старая травма, но она обострилась. Приходилось делать уколы. Плюс я начал подкашливать. Температура? Я никогда ее не измерял. Само пройдет, всегда так было. Кроме кашля, симптомов не было. Мы решили с другом Ваней Скобревым поехать в баню, для здоровья. Думал, пропарюсь хорошенько, хожу в баню сто раз в году. Я попарился, залез в прорубь, и так несколько раз. Когда поехал обратно в такси, кашель был как из трубы. Наверное, это было воспаление легких. Я ехал 40 минут до дома и кашлял без остановки. Потом была боль в боку, сводило мышцы. Тут я понял, что уже подозрительно, такой боли у меня никогда раньше не было», — вспоминал Костомаров в вышедшем осенью шоу «Секрет на миллион».
Оксана позвонила в скорую «для подстраховки». Роман после осмотра отправился в одну из столичных клиник один.
«Чувствую, что мне ужасно больно, подумали — давай скорую вызовем. Они меня послушали, сделали мазки на ковид. Сказали — надо ехать в больницу сделать процедуры. Я ответил — поехали. Меня привозят, забирают телефон. Я помню палату, где много человек лежит. Кто-то переломанный, кто-то кашляет. Я просился в туалет, за мной приезжали с коляской. Дальше я ничего не помню», — вспоминал Костомаров.
Кома и ампутация
Олимпийского чемпиона госпитализировали поздней ночью, утром ему стало хуже. У него обнаружили одностороннюю пневмонию в сочетании с гриппом B. Костомарова перевели в клинический центр «Коммунарка». Романа подключили к аппарату ЭКМО и ИВЛ, ввели в состояние искусственной комы.
«Тоннеля не видел, были странные сны, когда глубоко под водой ты не можешь найти выход, а чтобы вдохнуть, тебе нужно всплыть. Самый ужасный сон — я стою один на даче, смотрю на себя со стороны в пяти метрах, и кто-то меня снимает. Я в шапке... И тут меня поджигают, будто спичку. И шапка падает на ботинки, я исчезаю, сгорел сверху донизу моментально. До мурашек. И секунд через 30 происходит обратное — и вот я уже стою. Я потом убеждал Оксану, что у меня есть на телефоне видео этого сна. Видимо, я был конкретно близко к смерти и потом вылез. Дважды во сне меня награждал Кадыров, вешал бронежилет и давал автомат, значок Героя России рядом лежал», — вспоминал Костомаров.
Спортсмен пришел в сознание только через две недели, перенес инсульт. После длительного нахождения на аппаратах жизнеобеспечения у Романа развился некроз периферийных сосудов. Ему провели операции по ампутации стоп обеих ног. Врачи пытались спасти кисти рук Костомарова, но не удалось — весной он перенес очередное хирургическое вмешательство. Все осложнялось риском тромбоэмболии (отрыва тромба и перекрытие сосудов) и развития сердечной недостаточности. Вся страна молилась за олимпийского чемпиона.
«Всего ужаса я не осознавал, пока не пришел главврач «Коммунарки» Денис Николаевич Проценко, когда они сказали ужасную вещь: «Нам нужно твое согласие». На то, чтобы ампутировать стопы ног, кисти рук, тянуть нельзя, нужна срочная операция. Хотя я был под всеми этими препаратами, но я... заплакал. Я бы зарыдал и закричал, но я не верил в это. Был бы я в трезвом состоянии, как сейчас, может, сказал бы «нет». Это ужасно, что произошло. Больно физически и морально. Это изменило в корне мою жизнь, она стала более тяжелой. Тогда я понимал, что другого выхода нет. Сказал — раз операция, так операция. Я не помню, подписывал я что-то или нет. Мне нечем было подписывать», — вспоминал Костомаров.
Олимпийский чемпион не скрывает, что часто задавал себе вопросы о произошедшем. И о том, почему ему выпали такие испытания.
«Были ли мысли, за что мне это все? Конечно. Это было гораздо позже. Как с осознанием олимпийского золота. Когда все страшное позади и ты видишь, что лежит в кровати... И что я не буду больше никогда кататься. Моя карьера в шоу закончена. Но я сразу представил — как я буду жить в быту? Я видел эти ампутированные ноги, руки — как чистить зубы, умываться? Это был кошмар. Мне всегда было жалко людей с такими травмами, больно и неприятно смотреть, как это все выглядит. Наверное, все было сделано вовремя. Врачи не только спасли мне жизнь, но и сделали все, чтобы максимально облегчить будущую жизнь, чтобы я мог тренироваться», — вспоминал Костомаров.
Работа на протезах и возвращение на лед
Костомарова выписали из больницы только в июле. Реабилитацию он начал еще в больнице, а потом покинул стены медучреждения с большой благодарностью врачам за спасение жизни. Дома он продолжил процесс восстановления на ножных протезах и протезом одной руки. Спортсмен делится в своих соцсетях видео тренировок, постепенно дошел до катания на коньках по льду.
«Очень тяжело... Я сейчас имею возможность полазить в телефоне, просматриваю ролики, как мы с Оксаной ставили новый номер, и сразу слезы накрывают... Когда видишь свои ноги и руки и какой человеческий организм совершенный, и какой он несовершенный теперь у меня... Надо признать, что это теперь навсегда. Что бы ни делали, какие бы протезы ни ставили. Это не заменит мне руки и ноги. Без ног еще прожить можно, но как жить без рук? Весь быт построен на этом. Я набил на руке, что смерть — это часть жизни. Я с этим и правда столкнулся, а на другой руке выбил свои инициалы. Бицуха появилась на руках, такая «операционная» бицуха», — сказал Костомаров в шоу «Секрет на миллион».
Весь путь с ним прошли его близкие. Это — супруга, дети и мама.
«Мама в первый раз пришла ко мне в больницу с Оксаной. Увидел, как ей тяжело, увидел эти трясущиеся руки. Она мне не помогала, она мне больше давала дополнительных переживаний. Оксана это делала более адекватно и спокойнее. Наверное, она более сильная. Когда я видел то, что происходит с мамой... Мне и так тяжело, а еще видеть, как мама убивается внутри себя... Не хотел, чтобы она как-то помогала мне. Ей было чем помочь. Она была с детьми, отвлекалась, это давало ей какую-то занятость и меньше мыслей обо мне и переживаний», — сказал Костомаров в интервью для программы Дмитрия Борисова на Первом канале.
В конце августа 2023 года Роман появился на льду во время шоу Ильи Авербуха в Сочи. Фигурист вышел в кроссовках на протезах во время выступления своей супруги Оксаны Домниной под овацию арены. В декабре спортсмен принял участие в юбилейном представлении Авербуха в Москве. На 50-летие своего старого знакомого Костомаров дважды вышел на лед: показал номер с женой и затем золотую олимпийскую постановку «Кармен» совместно с Татьяной Навкой. Помимо первого после болезни проката на коньках, олимпийский чемпион обратился к зрителям с благодарственной речью. Арена встретила его стоячей овацией.