В первый же день взимания мзды автомобилистов как ветром сдуло из-под Кремля
«Здесь машин процентов на 80 стало меньше. Я уже в другом месте паркуюсь», — рассуждает житель Казани о введении платной парковки у Центрального стадиона. 30 рублей в час за стоянку автомобиля здесь начали брать накануне, 9 января. А уже сегодня на сайте мэрии столицы РТ появился проект постановления о взимании платы у стадиона и днем и ночью, что может стать первым прецедентом в Казани. Правда, когда это случится и случится ли вообще, пока неизвестно. О том, как реагируют водители и бизнес, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Казани появится первая круглосуточно платная парковка
Власти Казани после годового моратория, кажется, активно взялись за наведение порядка в парковочном пространстве города. В конце 2023-го стало известно о появлении еще 1,4 тыс. платных машино-мест в трех районах. Самую большую стоянку на 512 мест с зоной для 16 туристических автобусов и местами для лиц с ОВЗ организовали у Центрального стадиона. Информационные таблички с временем работы (с 8:00 до 19:00) и стоимостью часовой стоянки (30 рублей) появились здесь еще в середине декабря. Но до 9 января она, как и остальные муниципальные парковки в выходные и праздники, оставалась бесплатной.
Уже сегодня стало известно о планах начать взимать плату у Центрального стадиона и днем и ночью. Таким образом, эта парковка может стать первой в Казани круглосуточно платной. Соответствующий проект постановления исполкома опубликован на сайте администрации в разделе «Антикоррупционная экспертиза». «Установить, что работа муниципальной парковки (парковочных мест) на территории перед Центральным стадионом осуществляется круглосуточно с взиманием платы за размещение транспортных средств согласно размеру платы, утвержденному приложением», — говорится в документе.
О том, когда именно плату начнут брать круглосуточно, пока неизвестно. В пресс-службе мэрии Казани «БИЗНЕС Online» уточнили, что сейчас в планах оставить цену в 30 рублей и в ночное время.
Стоит отметить, что, в принципе, такая практика, конечно, не нова. В Москве, например, все парковки платные круглосуточно. Стоимость зависит от тарифа и спроса. Так, в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК) и Бульварного кольца (во время повышенного спроса) ночью придется отдавать по 200 рублей в час, если у Бульварного кольца спрос обычный, то 80 рублей в час. Во многих других районах действует пониженный тариф — 40 рублей в час независимо от времени суток. В Санкт-Петербурге все парковки с 20:01 до 07:59 бесплатны, зато днем плата взимается ежедневно, включая выходные и праздничные дни. В Екатеринбурге парковка платная круглосуточно всегда. Стоимость одного часа по всему городу — 30 рублей.
Замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров в конце прошлого года рассказывал, что схему парковки согласовали с руководством Центрального стадиона и руководством цирка. Также, по его словам, учитывалось мнение жителей ближайших домов на улице Ташаяк, «которые зачастую испытывают дискомфорт от мероприятий, устраиваемых молодежью на этих участках, в большей степени шумных». После этого многие пользователи социальных сетей высказывали мнение, что шумная молодежь зачастую проводит время на парковке ночью, когда плата не берется, а следовательно, на них это решение никак не повлияет. Возможно, эта мысль и натолкнула казанских чиновников на расширение времени взимания платы.
Как водители реагируют на платную парковку у Центрального стадиона
Сегодняшним будничным утром, т. е. спустя сутки после начала взимания платы днем, парковка у Центрального стадиона была непривычно пустой. Около 10:30 в приложении было отображено 150 свободных мест из 512. Корреспондент «БИЗНЕС Online» и вовсе насчитал на месте всего порядка 60 автомобилей, причем в течение часа не заехало ни одной новой машины. Водитель туристического микроавтобуса, представившийся Альмиром, связал такую «пустоту» именно с началом взимания платы. Он рассказал, что его рейс отправляется как раз от стадиона. Здесь он примерно час набирает пассажиров, а это значит, что за ожидание теперь придется платить. «Очень негативно отношусь к тому, что парковку сделали платной!» — говорит Альмир. Стоит отметить, что на парковке для туристических автобусов организована отдельная зона. Попадают ли в эту категорию минивэны, не совсем ясно. Кроме того, добавляет мужчина, у него уже появились проблемы с оплатой — в приложении можно внести деньги только за один час.
Другой водитель Станислав, присоединившийся к беседе, очень удивился словам Шакирова о дискомфорте жителей близлежащих домов. По его словам, молодежь действительно здесь курит кальян в багажниках и громко слушает музыку. Но это происходит только в теплое время года, а зимой взимать плату смысла нет, считает он. «Если на то пошло, то зимой номера машин просто снегом закидают, и все. С другой стороны, можно шуметь и оплатив парковку, — считает он. — 30 рублей, в принципе, приемлемая цена. Но было бы хорошо, если бы сделали какую-то скидочную систему для тех, кто паркуется дольше».
Бизнес, расположенный на территории стадиона, отреагировал на нововведение неоднозначно. Например, директор туристической компании «Казань-Тур» Сергей Осипов рад тому, что парковка освободилась. Теперь сотрудникам будет куда поставить машину, а туристическим автобусам есть где развернуться. Кроме того, здесь они набирают группы не более 30 минут, поэтому деньги останутся в кармане, отмечает он. «30 рублей за 8 часов — это 200 рублей, в принципе неплохо. Есть цены и по 50, и по 70 рублей. А здесь 30 — по-божески!» — говорит собеседник «БИЗНЕС Online». Также он подтверждает, что молодежь шумит возле стадиона, оставляет после себя «банки-склянки всякие, пивные бутылки». Но отвадит ли их плата от излюбленного тусовочного места, можно будет оценить только летом, заключает Осипов.
Эта мера не решит вопрос с любителями весело посидеть у стадиона, считает в свою очередь руководитель ООО «Строй Индустрия Групп» Александр Васильев. «Для меня лично это стало очень даже неудобно. 30 рублей на самом деле недорого, но когда ты здесь работаешь каждый день… Раньше юрист приезжал, мы с ним по часу разговаривали, а сейчас он будет [проводить здесь] поменьше времени. Здесь машин процентов на 80 стало меньше. Я уже в другом месте паркуюсь. Хоть бы выделили места для [работников офисов], было бы уже как минимум хорошо, — рассказывает Васильев. — Плюс ранее здесь были туристы, которые оставляли машины и по городу ходили. Я думаю, в этом году они будут в другом месте гулять. Еще летом приезжали кофе-машины, хот-дог-машины, соответственно, их [тоже] будет поменьше».
Как расширялась платная парковка в Казани
В прошлом году власти Казани неоднократно говорили о планах расширить зону платных парковок. Лидер фракции КПРФ в Госсовете Хафиз Миргалимов с трибуны татарстанского парламента в свою очередь не раз настаивал на приглашении казанских властей для доклада «о теории и практике их введения». Такая встреча состоялась. На ней разобрали все претензии коммунистов и вновь анонсировали увеличение общей численности парковочных мест.
Подробности стали известны уже 26 декабря. Тогда Шакиров объявил, что с нового года в городе станут платными 1,4 тыс. машино-мест на 24 участках в Вахитовском, Советском и Ново-Савиновском районах. В частности, новые парковки появились в пределах улиц Островского, Петербургской, Вишневского, Калинина, Чехова, Патриса Лумумбы, Адоратского, Короленко, Бондаренко, на проспекте Ямашева и др. Почти на всех новых участках размер платы минимальный, исключение — несколько парковок в центре города. Цена в 30 рублей сохранится в течение года, после чего ее могут изменить по результатам подведения предварительных итогов.
Первые муниципальные парковки в Казани, напомним, появились еще в 2015 году. Тогда платные места организовали в центральной части города. Опыт оказался успешным. В местах, где раньше была хаотичная парковка, ситуация «значительно улучшилась» — увеличилась пропускная способность улиц и скорость движения. С начала этого года в столице республики начало действовать 190 участков платной парковки на 8 383 машино-места.
Как рассказывал Шакиров, на сегодняшний день львиная доля водителей пользуется платными парковками бесплатно, т. к. многие укладываются в 15 минут бесплатного времени размещения машины. В среднем ежедневно парковку в Казани оплачивают 8,5 тыс. автомобилистов, среднее время платной сессии сократилось с 1 часа 25 минут до 55 минут. За прошлый год город «заработал» на платных парковках около 400 млн рублей. Деньги пошли на закупку дополнительных дорожных знаков, электронных информационных табло ожидания для пассажиров общественного транспорта, светофоров.
Вероника Ваганова, Нурия Фатхуллина
Фото: Динар Ахметзянов