Это мой первый опыт выхода в море на яхте в качестве участника команды. Однажды я уже участвовала в регате и понимание, что такое ручная лебедка и идти под креном было. Все что в статье будет описано это мои личные рекомендации.
Статья для тех, кто еще не ходил в такие путешествия, но хочет и думает с чего начать. Все ссылки это то, что я смотрела сама и советую вам.
В качестве подготовки были просмотрены обучающие видео (Сила ветра, Sailing time и видео-обзоры маршрутов на YouTube (много каналов посвященных яхтингу, например обзоры от Сергея Кротова.
Обзоры маршрутов по Турции есть на сайте marin.ru
Яхту забронировали через @silavetra в январе 2022 на апрель 2022 в Турции (Мармарис Netsel Marina) в компании GMM, потом мы уже бронировали яхты на прямую.
Дорога до Марины Netsel:
Авиабилеты купили через сайт Аэрофлот до Стамбула (SVO — IST) с пересадкой в Сочи.
Из Стамбула мы полетели в аэропорт Даламан (Turkish Airlines) — 1 час 20 минут в пути. На выходе из Аэропорта есть автобусная станция. Каждый час ходят рейсы до Мармариса (1 час 30 минут в пути до местного автовокзала, это конечная остановка) далее на такси до Марины (10 минут), можно на автобусе, но мы этот вариант не рассматривали.
Статьи расходов в поездке:
1. Авиабилеты Москва — Стамбул (Аэрофлот) 40 тр.
2. Авиабилеты Стамбул — Даламан (Turkish Airlines) 11 тр.
3. Аренда яхты €1240 (чартерная компания GMM). Цена зависит от сезона и от модели яхты.
4. Депозит €2500 (кредитная карта ВТБ (МИР)). Размер депозита зависит от модели яхты.
5. Страховка депозита €200/€500 (опционально).
6. Судовая касса $200/чел. (продукты, стоянки в Маринах. Спойлер: нам не хватило, дальше подробнее про траты)
7. Отели в Стамбуле (2 дня в Istanbul Life Hotel, 1 день в Innova Sultanahmet Istanbul) 35 тр.
8. Кафе, сувениры, подарки детям (рестораны на остановках, где можно подойти только с воды, дороже, чем рестораны в Мармарисе и в Маринах).
9. Транспортные расходы (автобусы, такси).
Теоретическая подготовка к выходу в море на яхте:
1. «Чувство ветра» Л. Дубейковского
2. Лекции для молодых капитанов от Силы ветра
3. Видео как проводить приемку яхты + чек лист от школы @silavetra
4. Инструктаж по безопасности.
5. Морская терминология.
Как одеваться в апреле:
В море (я не про купание в море, а про удаленность от берега) было холодней на 10 градусов, чем на суше. В апреле у нас было 21-23 градуса, а в море 11-13 и ветер.
1. Полукомбинезон и куртка Gill для капитана. Штаны непромокаемые (Декатлон) + плащ @SHU у меня. Главное чтобы не продувало ветром.
2. Термобелье.
3. Флисовая кофта или толстовка.
4. Шарф или спортивный бафф.
5. Одежда для прогулок (джинсы, толстовки, свитера, футболки)
6. Демисезонная куртка / дутая жилетка. Вечерами было прохладно.
7. Сменная обувь (у нас кроссовки быстро сохли и вторая пара не пригодилась).
8. Шлепки.
9. Солнечные очки.
10. Шапка для моря и кепка для города.
11. Купальник. В апреле можно купаться и загорать. Вода очень бодрит и потом солнце хорошо греет.
12. Обязательно крем для защиты от солнца. Быстро сгорает лицо.
Итого: у вас должно быть 2 комплекта вещей в апреле: для выхода в море и для остановок на суше.
Полезные мобильные приложения:
maps.me — карта, которая работает без интернета.
navionics (boating) — трекинг маршрута, морская навигация, составление маршрута.
windy — показывает Метео условия.
Маршрут
Посмотреть места остановки на Google map
Весь маршрут = 120 морских миль, по факту получилось меньше.
Температура воздуха была 15 — 20 градусов, ветрено, один раз был дождь ночью. В море ощущалось холоднее на 10 градусов.
Все наши остановки в кафе это рекомендации из указанных выше роликов. Так как мы выходили в море самостоятельно впервые, то нам важно было приходить в проверенные места. Нас встречали, при необходимости помогали со швартовкой.
День 1. Марина Netsel (Мармарис).
Приемка Яхты и подготовка.
Приемка яхты по чек-листу от GMM заняла около 2х часов.
Сначала самостоятельное прохождение по чек-листу и потом с менеджером от GMM. Все что вызывало вопросы, сфотографировали. Как правило, в день приемки в море не выходят, так как многие чартерные компании не разрешают выходить вечером (мы закончили все дела в 18 часов).
Важная часть подготовки это закупка продуктов на 4 дня (все для завтраков и обедов + напитки, а так же бытовая химия).
Итого: 1500 лир за продукты.
В Migros есть доставка на яхту, нужно об этом сказать на кассе (бесплатно).
В Марине есть душ с горячей водой (чисто и комфортно).
Ужин в ресторане Pineapple — 1000 лир за 2х человек (бутылка вина, микс кебабов (3 вида мяса), фиш энд чипс, салат и вода).
День 2. Мармарис — Чифтлик. 16 мм.
Подъем в 7 утра (прекрасное чувство - проснуться в тишине на яхте), пошли гулять и искать свежий хлеб. Все закрыто до 9 утра. Я увидела 3х человек с горячими багетами. Пошли искать, где же люди берут горячий хлеб.
В 7.30 купили тёплый белый хлеб и пару симитов (турецкие бублики с кунжутом). На карте отметила место, где продавали свежий хлеб и продукты рано утром.
Завтрак приготовили на камбузе (омлет, оливки, теплый хлеб, сыры и мясная нарезка, кофе сварили в турке). На яхте можно готовить полноценные блюда, так как есть все необходимое для этого (газовая плита с 2-мя конфорками, духовка и посуда).
Подготовка к выходу (волнительный момент был для меня). С нами от GMM работал Сергей Лысенков. Он был на связи с нами все время и помогал если были вопросы по стоянке, по оборудованию яхты и т д).
Сергей помог с выходом из марины и мы пошли по нашему маршруту.
Нам позволяло время и мы зашли в соседнюю бухту, чтобы проверить как работает грот и стаксель. Отработка постановки парусов заняла час. Затем мы встали на якорь в бухте, приготовили обед на скорую руку (лапша и салат) и отправились в сторону Чифтлика.
Дорога заняла 5 часов (16 мм), шли с гротом, стаксель пока не ставили.
Максимальная скорость была 7.5 узлов.
Прибыли в бухту, зашвартовались кормой. Я отвечала за кранцы (за 100 метров я их развешивала по всему периметру яхты) и за муринг (перчатками не пользовалась).
На причале была вода и электричество. Ужинаете в ресторане и используете воду и электричество бесплатно. Есть душ с горячей водой.
Ужин в ресторане AZMAK — 1000 лир (3 закуски на выбор, осьминог с овощами, микс из мясных блюд с картошкой, салат, вино по бокалам и пиво). Продукты все свежие, выбор не из меню, а с витрины.
Темнело часов в 8 и в 10 часов уже хотелось спать. Погода испортилась и пошел дождь.
День 3. Чифтлик — Бузукале. 11 мм
Отбой у нас был в районе 22 часов каждый день, так что вставать в 7-8 утра было легко. Отопление мы не включали, утром было 13 — 15 градусов в каюте. Одеяла теплые, так что спать было комфортно. Чтобы придерживаться плана нам нужно было завтракать и идти до следующей стоянки.
Завтрак приготовили на яхте (творог, кофе, печенье, бутерброды с сыром и ветчиной), ели в кают-компании, так как было ветрено и пасмурно. После завтрака отправились в Бузукале.
Это был самый экстремальный переход с огромными волнами, ветром и водой в лицо. Мы шли с зарифленными гротом и стакселем. Всю работу с управлением взял на себя капитан, я боролась с морской болезнью лежа на палубе. Мне приходилось упираться ногой о стол, так как яхта шла с креном и я старалась не свалиться с дивана. Иногда капитан просил встать у штурвала на пару минут и в эти минуты мне казалось, что яхта перевернется. Сейчас пишу пост и вспоминаю всю бурю эмоций в тех переходах. Могу сказать, что нам повезло с погодой - ветер и волны сделали это путешествие еще интереснее. Шли мы примерно 5 часов под парусами.
Зайдя в бухту, море стало спокойнее. Подойдя ближе к месту стоянки (ресторан Ларима — по рекомендации), я развесила кранцы, приготовила швартов и ждала приемки муринга. В этом месте есть буи и можно встать на якорь, но мы такое не практиковали. Швартовались кормой. В апреле еще мало народа, ресторан только начал работать и пока там шла подготовка к сезону (уборка и строительство веранды). Но все это не помешало насладиться красотой моря и природы. На причале не было электричества и воды, как в сезон не знаю.
Место тихое, красивое, с бирюзовой водой. Можно прогуляться до гор или сплавать до крепости на тузике. По территории гуляют гуси, утки, козы, ослики и павлины.
В ресторане ужин и завтрак нам обошлись в 1500 лир. (Бутылка вина, рыба на двоих, мезе 4 вида, вода и салат овощной. Завтрак - омлет, овощи и кофе).
В туалете не было горячей воды. Из крана шла морская вода (я думаю, что это только в начале сезона).
Вечером было холодно и я надела на свою куртку еще и дутую жилетку. Некоторые гости заказывали себе ужин на яхту.
День 4. Бузукале — Бозбурун. 22 мм
Утро было солнечное, но с ветром. Купаться пока не хотелось. Из-за ветра не чувствовалось как греет солнце. Завтракали в Ларима. Там есть wi-fi так что утро капитан посвятил рабочим вопросам, а я прогулялась по берегу. Далее нам предстоял долгий переход.
Вышли из Бозукале в 11 утра. Солнце светило ярко, но ветер был 25 узлов, волны еще сильнее. Нас по очереди обливало морской водой с головы до ног. Одежда быстро высыхала на солнце и мы все были в соли.
Максимальная скорость была 8.5 узлов.
Переход занял 7 часов. пришли в 19.00.
Швартовка была лагом, так получилось случайно. Мы зашли в городскую Марину. Людей, которые могли бы принять швартов не было и прыгать с яхты на пристань нужно было мне. Я справилась с этой задачей и даже успела закрепить швартов к кольцу. Прохожий помог закрепить один швартов, а второй закрепляла уже я, и в самый ответственный момент ветер стал сносить нос яхты и было решено не сопротивляться этому и зашвартоваться лагом. Если не используешь электричество и/или воду, то за стоянку не платишь (это не точно, мы стояли меньше суток и это был выходной).
Бозбурун - не туристический город. В основном все приезжающие - это яхтсмены. Многие магазинчики еще были закрыты, так как, видимо, сезон еще для них не начался.
Закупились продуктами примерно на 300 лир (овощи, фрукты, клубника, хлеб, 2 симита, мармелад 2 пачки, пиво, йогурты, колбаса нарезка маленькая, 2 пачки печенья).
Купили дочкам шкатулки в ресторане ACMAN, собранные средства пойдут на содержание кошек и собак Босбуруна 120 лир.
Около марины есть магазин с сувенирами, взяли подвески из стекла детям на шнурках (за 6 штук — 240 лир).
Ужин в ресторане ACMAN 800 лир (бутылка вина, закуски, лаваш с сыром, салат с осьминогом, фава, хумус и аджика, хлеб, микс из кебабов 1 порция).
В ресторане для гостей доступен душ с горячей водой и можно отдать вещи в стирку.
Утром приготовили завтрак на яхте и дальше было время уборки. Помыли палубу и верхнюю одежду от соли. Пока все сохло на солнце, пошли гулять по Бозбуруну и заодно забрали вещи из стирки. Место милое и есть достопримечательности, но до них нужно добираться на машине.
В 12 часов мы покинули стоянку и пошли обратно в Мармарис с остановками в Бузукале и Чифтлике. Ветер был хороший и мы решили идти с гротом и стакселем.
День 5. Бозбурун — Бузукале. 22 мм
Вышли из бухты, поставили паруса, но что-то пошло не так и у нас начались сложности. Сломалась оттяжка грота вместе с закруткой. Оторвало 2 детали и грот не выдвигался. Далее шли со стакселем до бухты (скорость была 7 узлов), где мы планировали ночевать на якоре. Пришли в бухту, солнце уже не было видно, стояло пару яхт. Дул слабый ветер, и, обдумав ситуацию, мы решили отказаться от якорной стоянки и отправиться в Бузукале. Дошли под мотором, чтобы успеть до темноты. Швартовка прошла быстро, уже все было отработано.
Ужин заказали из ресторана Ларима на яхту. Ужин — 800 лир (креветки, осьминог, закуски 4 вида и салат с хлебом). Ели на палубе и смотрели фильм про экспедицию в Гренландию под звездным небом.
День 6. Бозукале — Чифтлик. 15 мм
Утро было солнечное и почти безветренное, вода 20 градусов. Приготовили завтрак и решили до обеда отдыхать и купаться. Прыгали с причала в прозрачную воду. Днем в ресторане никто не работает, обед готовят все сами (так было в апреле, наверное, в сезон все иначе).
На обед у нас были спагетти с песто, овощной салат и тунец + продолжение фильма.
У нас оставалась одна остановка до Мармариса. Покинули прекрасное место в 14 часов.
Шли под мотором 3 часа. Ветер до 3 узлов. Полный штиль временами.Пришли к вечеру, но еще светило солнце. Зашвартовались быстро, швартовые приняли на причале местные, я отвечала за муринг. В ряду с нами было ещё 4 лодки. А так в Чифтлике было много яхт.
Первым делом я искупалась, вода 20 градусов, выходить не холодно.
Ужинать пошли в районе 20 часов в ресторан AZMAK — 900 лир (фава, анчоусы, аджика, хлеб, вино по бокалам, пиво, рыба на гриле и микс из мяса, лаваш с морепродуктами). Уставшие, но довольные пошли спать.
День 7. Чифтлик — Мармарис (Марина Netsel). 11 мм
Завтракали готовили сами. Что может быть лучше, чем кофе солнечным утром с видом на море?
У нас по плану отправка была в 12. Так что мы быстро помыли нашу верхнюю одежду от морской соли, пару раз прыгнули с яхты в море и пошли осматривать окрестности. В Чифтлике был большой отель со своей территорией, сейчас все закрыто и зданию требуется ремонт (выглядит все заброшенным). Также вокруг много аккуратных домиков со своими мини-садами и террасами, растут лимоны, вокруг цветы и сосны. Пляж с песком и галькой, вход в воду ровный, вода прозрачная. Идеально место для отпуска с детьми. Можно было гулять еще, но у нас был тайминг и в 12 часов мы отплыли. Ветер был до 5 узлов. Временами полный штиль.
Шли под мотором. Ближе к Мармарису поставили геную и часть пути прошли с ним.Перед Мариной Netsel зашли в бухту, чтобы пообедать и еще раз искупаться.
По правилам, перед тем как сдать чартерной компании яхту, нужно заправить лодку топливом и слить бак для отходов. Мы пришли в Марину и сразу пошли к заправке, перед нами стояла задача стать лагом между двумя огромными яхтами. Получилось со второго раза. Заправили 30 литров — 650 лир. Позвонили в чартерную компанию чтобы нас встретили и сопроводили до места стоянки яхты. Нам нужно было просто развернуться и идти прями кормой вперед.
Швартовка на месте у понтона прошла успешно, потому что было много места, много сотрудников, которые помогали.
Cразу пришла ремонтная бригада, 30 минут и грот снова был в рабочем состоянии.
Депозит остался цел — мы рады.
Пока муж-капитан сдавал лодку и проходил чекаут, я пошла в душ и помыла голову со всеми средствами для волос, которые были у меня с собой.
Вечером ужинать пошли в новое место в Марине, искали где сесть долго, так как либо все занято, либо вообще никого нет. В итоге остановились на небольшом рыбном ресторанчике, название я не запомнила даже. Ужин — 600 лир (вино по бокалам, пиво, один салат с морепродуктами, 2 закуски, хлеб, 2 блюда из рыбы).
На кофе и десерт зашли в Spoon — это мясной ресторан со своей террасой на крыше хозяина ресторана Ларима (Бузукале). Он нас поприветствовал как своих знакомых и познакомил с братом и женой. Приятное завершение вечера.
Мы еще прогулялись и пошли спать на яхту.
Итоги путешествия:
Провела 3 экстремальных дня в море с ветром в 30 узлов и скоростью под парусами — 10 узлов.
Победила морскую болезнь (главное не спускаться в каюту).
Купалась на глубине в 40 метров впервые в жизни.
Всего потрачено: 10 750 лир на двоих (судовая касса у нас получилась больше чем планировали).
_______________________________________________________________
Дорогой читатель, спасибо за уделенное время. Надеюсь статья была полезной.