Найти тему
Asya Kirik

"Русалка" Анны Меликян. Рецензия и творческий анализ фильма.

Картины Анны Меликян обворожительны и имеют свой особый сказочный флёр, который оставляет приятное послевкусие ещё несколько дней после просмотра.

Образ главной героини. Я не случайно пишу «сказочный флёр», ведь если взять, например, главную героиню, Алису Титову, и проанализировать её образ, сразу всё становится понятно. Уже само имя Алиса имеет нарицательный характер. Нашей культуре известны по крайней мере две Алисы, из произведения Кира Булычева «Сто лет тому вперёд» и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла. Я не просто так упомянула этих Алис, ведь это же девчонки, имеющие связь с другими мирами. Алиса Титова тоже не так проста, девочка с самого детства имеет связь с другим, необычным миром.

кадр из фильма "Русалка" реж . Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж . Анна Меликян
«Русалка» это не фантастический фильм о путешествиях в сказочные страны, это история о девочке Алисе, имеющей свой внутренний необычный и богатый мир. Алиса умеет исполнять желания - нужно лишь сильно и искренне захотеть и тогда желание исполнится. Однако не всегда желания человека, а тем более девочки подростка, благоприятно сказываются на окружающих…Но сейчас не об этом, Анна Меликян создала пространство, в котором реальный, обычный человеческий мир отражён через взгляд мечтательной и странной девчонки и это очаровывает.

Кинематографические приемы и элементы. В «Русалке» ни раз используется приём лирического отступления, где главная героиня появляется на жёлтом-жёлтом песочном берегу у моря, с ярко розовым зефирным небом, это и её сны, и её мечты, и её страхи, и её пророческие видения.

кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
В фильме используются элементы сказочности и шалости, присутствуют необычные детско-фантазийные моменты: это и золотая рыбка, и игра в «рассмеши мертвеца», и приворотный ритуал с сигаретами, история мамы Алисы о том, что до рождения Алиса была рыбкой. Картина имеет свои наивные и аккуратные правила существования. Имеет множество непредсказуемых развязок и поворотов.

Визуал кинокартины. Отдельного разговора требует операторская работа фильма «Русалка». Визуальные решения фильма очень привлекательны, симпатично сочетаются цвета, выстраиваются живописные композиции кадра, которые хочется тщательно рассматривать. Например, в сцене дома у моря, композиция имеет геометрический рисунок: прямоугольные окна, множество круглых горлышек стеклянных банок, овальная кресло-качалка, и другие мелкие детали.

кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
И снят этот кадр движущейся в пространстве камерой, зрителю с каждой секундой открывается интересная и стильная композиция. Так же в фильме используются яркий цветовой контраст и необычные точки съемки: в комнате маленькой Алисы, снизу через игрушки, зритель будто бы подглядывает за маленькой балериной в беленьких испачканных кровью носочках.
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
Для меня чрезвычайно интересными показались сцены, где план и крупность сменяются прямо внутри кадра без монтажной склейки, таких в «Русалке» много. Этот приём создаёт динамику внутри кадра.
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян

Также хочу выделить несколько особенностей, своего рода «фишечек» фильма «Русалка».

Во-первых, это говорящие плакаты, рекламные баннеры, надписи на одежде и т.д. Они выглядят как напутствия: «Всё будет хорошо», «Всё в твоей власти», «Следуй мечте», «Все оттенки твоих желаний» и т.д.
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
Во-вторых, это закадровый голос Алисы. Неслучайно это именно разговор со зрителем, Алиса рассказывает нам свою историю. И даже когда Алиса берет десятилетний обет молчания, из-за того, что её мать говорит ей, что она никогда не станет балериной и не увидит своего отца, девочка всё равно продолжает разговаривать с нами. В её словах часто звучит ирония к себе и окружающему её миру.
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
В-третьих, это контраст настроения. Драматические сцены часто имеют юмористические развязки.
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян

Почему русалка? И, наконец, про название фильма «Русалка». Я много размышляла на эту тему и поняла, Алиса русалка потому, что в сказках и язычестве русалки это вечно юные, красивые, чистые жительницы водного пространства, имеющие естественную силу воды, такой и является Алиса Титова. У неё есть сила желания любить и жить, она чиста и наивна, она родилась на берегу моря и папа у неё моряк, а умирает она молодой, такой же чистой и светлой.

кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
кадр из фильма "Русалка" реж. Анна Меликян
Настоящей русалкой Алиса становится именно тогда, когда ныряет в Москву-реку за пьяным Сашей, решившим покончить свою жизнь самоубийством. Алиса влюбляется и становится русалкой. Она снова начинает говорить, потому что у неё появилась мечта, она стала смелее, в ней появилась дерзость и смысл жизни.

На этом все! Благодарю за внимание, добавляйтесь ко мне в друзья вк https://vk.com/kuzya_domovoiy :)

А также, ловите ссылку на бесплатный просмотр фильма "Русалка" https://vk.com/video?q=русалка%20фильм&suggest_track_code=search_2a050972OjYir2NhiG4AIWunAZUfqWpSR3xNktF0tTz6cD-ki9HTzNxH781Y1nZ_GdUTgh2zVkxxa12a6WKzL_hnE6KLwGNGNchlZYdkCQoBE-A2_xC09J7Iky0013B7TJGcaD4Y16SRcg&z=video-189572186_456239911%2Fpl_cat_trends