Козы такие простые и, одновременно, такие сложные создания. Раньше считалось, что нет ничего проще, чем содержать козу. В деревнях, пожилые люди, которым уже не под силу было содержать корову, заводили козочек.
Я помню бабушкину соседку т Нюру. У нее были самые простые черно-белые козы. Бабушка Нюра была уже в годах, лет 80 ей было как минимум. Я думаю, что козы помогли ей жить активной жизнью. Если бы не они, то нет необходимости шевелиться. А в старости это очень важно, не залежаться. У нее было несколько дойных коз и, каждый год, она оставляла 1-2 молодых козявок.
Все лето мы ходили за ней и ждали, когда начнем раздаивать молодочек. Почему то молодых козочек, б Нюра раздаивала до окота, когда они еще не были беременными. И у всех росло хорошее вымячко. Как сейчас называют- приходило девичье молоко. Почему это было так, я не знаю. А сейчас и спросить не у кого.
Когда наступал час икс, мы были на седьмом небе от счастья. Нам так нравилось доить козочек. Взрослые нас к себе не подпускали, а вот молоденькие... Мы ставили козочку на лавку, давали ей мисочку с кормом и начинали доить.
Вообще, в бабушкиной деревне, очень многие держали коз. Было огромное стадо. Козы были серые и черные. Очень жалею, что в то время, не очень интересовалась породами, происхождением и качеством коз. Сейчас я бы, с удовольствием, посмотрела на них и узнала про них побольше.
Ничего не могу сказать про то, ходили ли в стаде мелкие козлики. Скорее всего были. Потому, что никто тогда не привязывал коз пастись на веревках. Ни у одного дома я этого не видела.
Но основным производителем, был огромный, лохматый, серый козлище. У него были широченные рога, раздающиеся далеко в стороны.
Боялись мы этого козла очень сильно. Характером он обладал суровым. Нападал на всех, кто попадался на его пути. Не трогал только т Катю, которая пасла коз, и моего деда, который за ним ухаживал.
Жил Яшка на колхозной конюшне. Когда тетя Катя пригоняла коз с поля и они расходились по домам, он сам топал к себе в конюшню. Но так, как характером обладал своевольным, то, порой, выносил перегородку и гулял по ночному селу. Помню одну историю. Как то мы, с подругой Ленкой, решили вечерком, прогуляться на конюшню. Коз уже пригнали. Мы проследили за Яшкой, он дисциплинированно, топал к себе. Дедушка закрыл его в загончике. И мы бодрым шагом зашагали по конюшне. И тут, видим движение в стороне Яшкиного загона. Козел подошел к перегородке, поднял ее рогами кверху, и вышел на волю. В сторону дома, мы летели намного бодрее, чем на конюшню.
Мы были молодыми и по вечерам ходили в клуб, в кино или на танцы. И вот возвращаться домой было страшновато. Яшка прекрасно знал где живет дедушка, и, нагулявшись, спать приходил к нам на крыльцо. И прежде, чем подойти к дому, я обходила его, пытаясь понять, там ли Яшка. Иногда приходилось стучать в окошко, что бы вышел дедушка.
Как хочется вернуться туда, в детство. Вдохнуть полной грудью, этот свежий деревенский воздух. Напоенный терпкими ароматами трав. И даже запах, доносящийся с фермы- силос и навоз, не портил этого опьяняющего состояния. Это сейчас все стали слишком чистюлями. Их раздражают коровьи лепехи, и пение петухов по утрам. А для меня это самые сладкие воспоминания. Это мое детство, где еще живы все родные. Сегодняшняя деревня, совсем не похожа на прежнюю. Или просто мы выросли.