Немного уже не актуально, однако всё равно эта тема так или иначе всплывает. Поэтому очень хочется обсудить запрет мобильных телефонов в школе. Да и в целом тему запретов.
19 декабря 2023 года президент подписал закон о запрете мобильных телефонов в школе. По этому закону,
«Школьники не смогут пользоваться телефонами во время занятий. Исключение сделано для экстренных случаев, в частности ситуаций, когда жизни и здоровью обучающихся что-то угрожает».
Закон, кстати, вступает в силу сразу.
И тут есть 2 момента: соблюдение этого закона и польза от него.
Главный мотив очень простой – в год Педагога и наставника поддержать учителей и помочь им вести урок, чтобы обучающиеся не отвлекались на гаджеты. Но мы снова приходим к важному вопросу о запретах - всегда ли они эффективны?
Мы живём с вами в цифровую эпоху. Гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Соответственно, для большинства детей с самого детства общение с миром происходит, в том числе, и с помощью телефона. Нравится это кому-то или нет, но это факт и наша реальность. И, к сожалению, данное дополнение к «Закону об образовании» не учитывает этот факт.
Запретить телефоны - самый простой шаг. Но давайте для начала подумаем, как это делать. Чтобы запретить детям использовать телефон в школе (вообще) их нужно забирать. Забирать перед каждым уроком - ок, можно, но есть перемена. Забирать на весь день – кто будет нести за них ответственность? Соответственно, в полной мере оградить от телефона ребёнка невозможно. Станут ли дети от этого больше учиться и внимательнее слушать учителя? Сомневаюсь...
Если они отвлекаются на телефон, значит им неинтересно. Если у них не будет телефона, они придумают чем себя занять – от крестики-нолики до морского боя. Поэтому данное решение я, честно говоря, понять не могу. На мой взгляд, акцент делается не на то. И, соответственно, какая от этого польза?
Если мы исходим из нашего современного мира, то почему мы не стали развивать ту идею, которая была придумана при техническом переустройстве школ? Когда устанавливались новые электронные доски планировали давать детям планшеты. Сценарии уроков в МЭШ создаются до сих пор на 3 экрана (доска, устройство учителя и устройство ученика). Почему эту идею мы забрасываем?
Да, всем раздать планшеты это затратно. Да, пользовать постоянно телефонами вредно и не совсем правильно. Допустим. Но почему нужно идти обязательно по самому простому и при этом не самому эффективному пути? Может суть сводится всё-таки к тому, что детям должно быть интересно? У любого поколения были предметы и учителя, которые нравились больше и которые нравились меньше. И во все времена были те, кто прогуливал уроки и халявил на них. И мобильные телефоны тут просто средство, а не корень проблемы.
Но кроме этого, если речь идёт о вреде телефонов, а мы живём в цифровом обществе, то не лучше ли сделать так, чтобы телефоны становились полезнее? Не лучше ли обращаться к ним, учить детей искать грамотно информацию, работать с информацией, прививать цифровую грамотность? Ведь обратно время не пойдёт, технологии будут только развиваться. А если мы пойдём по пути отмены прогресса, а не трансформации его, то будет как в университете, когда учился я – в школах уже висят электронные доски, а нас учат как план урока писать мелом на доске. А что в школах Москвы есть доски – ни слова.
Я не являюсь ярым сторонником использования мобильных телефонов, чтобы все дети постоянно находятся в них, но это реальность. С этой реальностью нужно считаться и нужно работать. Ведь запреты (как это обычно и бывало) редко дают 100 % позитивный результат.
Подписывайтесь на канал, всегда рад!