Найти тему
natasha.anikiewa

Мадонна или Венера на фотографии Лейбовиц? Разбираем портрет Натальи Водяновой.

Фотография это искусство? Может ли фотография быть похожа на картину без доработки в фоторедакторе? Порассуждаем об этом глядя на портрет Натальи Водяновой с ребенком на руках.

Наталья Водянова. Фотограф - Энни Лейбовиц
Наталья Водянова. Фотограф - Энни Лейбовиц

Энни Лейбовиц
Энни Лейбовиц

Это один из 13 фотопортретов сделанных Ани Лейбовиц в своей студии для эксклюзивного календаря Pirelli на 2016 год. Задача была снять 13 выдающихся женщин такими, какие они есть без прикрас и притворства (слова самой Лейбовиц). Вместе с Натальей для календаря снялись Йоко Оно, Сирена Уильямс, Эми Шумер и многие другие знаменитости. Я сделала выбор в пользу… так сказать не самого популярного (по мнению англоязычной Википедии) портрета. И сейчас объясню почему.

На примере этой работы очень наглядно можно проследить влияние классического искусства на современную фотографию. Энни Лейбовиц в конце 60х годов 20 века закончила в Сан-Франциско институт искусств, намереваясь стать художником и учителем рисования, так что на ее примере мы видим, что знакомство с историей искусств помогает в создании портретов.

Давайте повнимательнее присмотримся к фотографии: перед нами молодая женщина, снятая в полный рост, держащая на руках ребенка. Для человека знакомого с историей живописи, с традициями западноевропейского и русского искусства эта фотография вызывает вполне конкретные ассоциации с Девой Марией с младенцем Иисусом на руках. А эта фотография с конкретным изображением «Сикстинская мадонна» кисти Рафаэля.

Сикстинская Мадонна. Рафаэль
Сикстинская Мадонна. Рафаэль

Мадонна с ребенком на руках, как бы спускается к нам с небес, вот она уже с нами, но еще на облаке… Спокойный, уверенный, печальный взгляд смотрит прямо на нас, она обращается к нам. С какой легкость она держит в руках такого большого, тяжеленького младенца. Как будто легкое дуновение ветра колышет складки ее одежды…. Художник выбрал интересное композиционное решение для своей картины, сделал ее несколько театральной …. Какие-то магические силы раздвигают драпировки, занавеси обрамляющие картину, папа Сикст (поэтому и Сикстинская…) и святая Варвара изображены внизу, встречающие Деву Марию… Теперь посмотрим на фотографию…героиня в полный рост в плаще, спадающими мягкими складками к ее ногам, держит в руках упитанного младенца. Да, она не на облаке, но на возвышении (подставке), здесь нет тканей-распахивающегося занавеса как на картине, но … давайте приглядимся… в верхнем левом углу…. Фон-холст загнут…. Отсылая нас к драпировкам на картине… а оставленный незакрытым холстом край справа, добавляет фотографии объема и воздуха… которые художник на картине показал облаками. Фон, что у картины, что и у фотографии спокойный, ровный с еле заметными градиентами… но что это…. У Мадонны Рафаэля за спиной…. Это не облачка….. это тонко прописанные детские личики… лица ангелочков….. она вся в мягком сиянии ангельского света… Кстати о свете….. давайте посмотрим на фотографию….. откуда здесь льется этот мягкий, все заполняющий, заливающий свет? Сверху…. Через окно в крыше мастерской… такие окна обязательный элемент студии художника и фотографа…(по крайней мере 20 века). Свет… свет очень важен на картине и на фотографии, особенно для такого сюжета. Свет здесь также главный герой, это не просто свет… это Божественный Свет….он наполняет всё, он везде… недаром на христианских иконах и религиозных изображениях нет резких теней и контрастов, потому что там где Божественное там не может быть тени, нет тьмы. Бог- есть свет.

Но мы с вами пойдем дальше…. Конечно, кто-то скажет богохульство сравнивать Деву Марию с полотна Рафаэля и модель с фотографии, еще и с полуобнаженной моделью… но не все так просто. Мы с вами найдем еще одну параллель… между портретом Натальи Водяновой и шедевром Итальянского Возрождения…. Только уже другого великого художника - Сандро Боттичелли .. и картина эта – Рождение Венеры….

Рождение Венеры. Ботичелли
Рождение Венеры. Ботичелли

Прекрасная богиня плывет к нам в раковине, из пены морской, подгоняемая Зефиром, Богом западного ветра, в объятьях своей жены Хлориды (флоры). У берега, новорожденную богиню встречает одна из Граций с пурпурной мантией в руках. Поза Венеры отсылает нас к античным статуям (поза с переносом тяжести на одну тогу и положение рук, одной закрывающей лоно, другой грудь). Пурпурная мантия имеет и ритуальное значение, в такие мантии заворачивали как новорожденных так и усопших.

В средние века атрибуты богини Венеры (розы и раковина) стали ассоциировать с Девой Марией. Раковина символизировавшая плодородие, сексуальность, чувственные наслаждения, стала в христианском мире означать чистоту и непорочность.

Посмотрим на фотографию и увидим полуобнаженное прикрытое мантией тело молодой женщины, плавную линию бедра, с опорой на одну ногу, покатые мягкие плечи, тонкую длинную шею….Перед нами не Мадонна, перед нами женщина, объект любви, поклонения, обожания. Фотограф сделала свою фотографию монохромной, это и общий стиль заказа (календаря) и всех 12 остальных снимков, но здесь, я думаю, это еще и прием, сконцентрировать наше внимание на композиции, на героине, на истории. Цвет в данном случае сильно бы отвлекал, уводил в сторону, «пудрил бы нам мозги».

Так что же хотела сказать нам Энни Лейбовиц своей работой? Не забываем, что это был заказ на портреты выдающихся женщин ….. Почему красавицу модель, мать 4х (на сегодняшний момент) детей Наталью Водянову она представила нам в таком образе…

Можно конечно, спросить саму Энни, но думаю, что мы можем сами ответить на этот простой (после всего прочитанного, сказанного) вопрос.

В героине гармонично уживаются два образа, две ипостаси… мать, приносящая в этот мир, иногда очень жестокий, новую жизнь…. Не зная, что ждет ее детей…. Это всегда история любви через страх неизвестности и боль возможных утрат. И женщина богиня, объект восхищения, обожания, желания (Наталья - супермодель). Каждая из нас, женщин это совмещение несовместимого, в разных пропорциях гремучий или не очень коктейль. Мы уникальны, этим мы и прекрасны. Это с таким успехом способен показать талантливый, трудолюбивый, упорный фотограф-художник. Ведь именно Энни Лейбовиц удостоилась первой из женщин и второй из живущих фотографов персональной выставке в Национальной портретной галереи США.