Найти тему

Соучастница, и не ищи себе оправдания

На моих глазах происходит кража, я в шоке от того, что вижу. Стою в оцепенении и молчу.

В чужой стране соотечественники автоматически тянутся друг к другу. Помогают найти жилье, работу, просто выручают по мелочам. Перехватить денег до получки, например. И пусть в маленьких городах, где всего 20-25 тыс. человек населения, живут 20 наших, уже чувствуешь себя не таким уж одиноким. За долгую жизнь в Италии всякое было. Подставы от своих же, набиваешь шишки, клянешься, чтобы я еще раз, да никогда! Но проходит время, люди просят помощи и ты не можешь им отказать. Нас так воспитали. Годы пролетели, летом будет уже 20 лет, как мы тут. Многих я брала к себе в напарники на работу. Вот об одном из этих людей пойдет речь. Нормальная женщина, легкая в общении. До сегодняшнего дня я могла бы за нее поручиться опять перед моим начальством, если бы продолжала работать.

Вот говорят, держи язык при себе. А меня просто распирает изнутри. Нашла способ подработки и так и хочется им поделиться. Тем более, что эта женщина, назовем ее Верой, каждый базарный день бродит между лотков, полных секонд хенда, рассматривает вещи, примеряет кольца и браслеты.

— Привет, смотри, что я нашла!

фото автора
фото автора

фото автора
фото автора

Достаю куклу. На нее итальянцы даже не взглянут. На всех рынках любого города можно найти десятки похожих. Но я знаю приблизительную стоимость кукол. Знакомая бросила беглый “итальянский” равнодушный взгляд. Говорю, что купила за 1 евро, а продать можно от 25 до 50 евро. Есть такой сайт, типа нашего Авито. Со стороны Веры ноль реакции.

фото автора
фото автора

фото автора
фото автора
фото автора
фото автора

фото автора
фото автора

Достаю два винтажных браслета, цена та же, все по 1 евро. Включаю телефон, навожу на бижутерию и нахожу похожие товары. Цена приятно удивляет. Не очень хочется показывать продавцам, что пытаюсь найти пробу на обратной стороне вещей. Зрение не очень, приходится присматриваться.

фото автора
фото автора

фото автора
фото автора

Но на вот этом предмете сразу бросается в глаза проба. Беру! Серебро в Италии на рынках, обычное дело. Иду дальше, бусы, подвески, броши, стоп! Возвращаюсь. Достаю телефон, навожу. Не всегда мгновенно можно найти именно этот предмет, достаточно идентичный. Цена иногда заставляет распахнуться глаза. Стараюсь не показывать вида. И спокойным голосом, безразличным голосом спрашиваю:

— Ке преццо?

Беру, будто делаю услугу продавцу.

фото автора
фото автора

фото автора
фото автора

Оглянулась, за соседними рядами столов Вера с молодой девушкой, они всегда приходят на рынок вдвоем, роются в брендовой одежде. Третья часть вещей с этикетками. Стараюсь туда не подходить. Иначе не сдержусь, наберу французских платьев. Вспоминаю, что недавно приехала дочь Веры из соседней республики, сейчас ищет себе подработку, решаю подойти. Узнать, что она умеет и на каком уровне знает язык. (Вот оно мне надо было?) Поговорили буквально 5 минут. Отхожу от этих прилавков и стою в сторонке, жду мою подругу, с которой пришла на рынок. Она выбирает себе куртку. Лениво разглядываю разношерстную толпу. Итальянцы, марокканцы, палестинцы, наши из союзных республик, все вперемешку. На подсознательном уровне ловлю быстрый, цепкий взгляд вора. Я по непонятной причине с юности своей мгновенно замечаю эти особые взгляды. Где бы они ни мелькали. В поезде, автобусе, троллейбусе. Их ни с чем не спутаешь. Отгоняю мысли:

— Сдурела? С чего ты взяла?

Но уже не могу оторваться, слежу за каждым движением. Свободно общаясь между собой, Вера и ее спутница показывают друг другу вещи, не прячась кладут их в сумку-каталку. Курточка, свитер, еще один, брюки… Со стороны все выглядит естественно. Сейчас наберут, подойдут к продавцу и оплатят. Но я-то помню этот цепкий взгляд, брошенный на него. Проверяется его внимание. Жду развития событий, ведь пока ничего не произошло. Потоптавшись среди покупателей еще минут пять, парочка спокойно разговаривая отошла к другим рядам.

фото сгенерировано автором
фото сгенерировано автором

Пожилая итальянка кинулась к продавцу:

— Эти женщины не заплатили!

Стою в шоке, жду грандиозного скандала. Эмоциональные местные жители сейчас смешают с грязью всех иностранцев без разбора. И меня заодно, если подойду ближе. Подхожу к подруге:

— Сейчас будет скандал!

Она не вникая, отмахнулась:

— Не обращай внимание!

Продавец удивил больше всего. Пустым взглядом посмотрел туда, куда показала пожилая итальянка, разве что не зевнул и… отвернулся! Меня колотит. Понимаю, что я свидетель. Как вести себя? Поднять шум и опозорить их и саму себя в придачу? Ведь мы для итальянцев одно целое.

Подходит подруга:

— Пошли, я себе еще джинсы хочу посмотреть.

— Ты не понимаешь! Они украли целую сумку вещей!

фото сгенерировано автором
фото сгенерировано автором

— Не лезь, продавцу и без тебя об этом сказали.

Я не могу успокоиться. Ведь Веру я лично 8 лет назад приводила на свою базу работать. И все было нормально. Я хотела ее с дочкой привести в мой дом, показать подработку, которая дает заработок.

— Видишь, ты должна быть благодарна Богу, что он тебе открыл их истинное лицо.

Подруга права, но… Промолчав, я невольно становлюсь соучастником. И понимаю, что говоря сейчас открыто об этом, в первую очередь получу кучу негативных комментариев на свой счет. Заслужила… Для меня это стресс, который мне надо было выплеснуть наружу. Кидайте в меня тапками…