Для достижения хорошей успеваемости студенту приходится много трудиться. Не каждый студент способен самостоятельно разобраться в том, как организовать процесс выполнения обучения. Расскажем, как хорошо учиться. Наши практические советы позволят получать знания с удовольствием и достигать запланированных целей.
Как учиться лучше
Большинство рекомендаций сводится к необходимости посещать все занятия и поддерживать ресурсы организма на нужном для выполнения задач уровне. С первым пунктом всё понятно, а выполнить второй — сложнее. Приведённые в статье способы направлены на то, чтобы помогать студентам тратить на учёбу меньше времени, получая больше пользы.
Чередование предметов
Расписание занятий не зря сделано так, что изучаемые предметы постоянно сменяют друг друга. Продолжительность стандартной студенческой «пары» составляет 1,5 часа. Занятие в рамках курсов для взрослых может длиться немного меньше, в зависимости от особенностей программы. Иногда его делают сдвоенным, но несколько часов подряд изучать одну и ту же дисциплину не рекомендуется.
Усваивать информацию лучше блоками. Это не вызовет усталости и обеспечит продуктивность. Считается, что пики умственной активности у человека наступают каждый день в 9 утра и в 9 вечера. Поэтому полезно повторить сложный материал перед сном, а утром, «на свежую голову» хорошо решаются трудные примеры.
Сосредоточьтесь на одной задаче
Многозадачность применительно к учёбе не помогает, а мешает. От частого переключения внимания мозг быстрее устаёт. Если выполнять домашнее задание и параллельно пересматривать запись лекции, то есть риск не усвоить материал. Работу придется переделывать, и сил на это уйдёт еще больше.
Важно максимально сконцентрироваться на том, что вы делаете. Отключите уведомления в социальных сетях и мессенджерах, закройте не имеющие отношения к учёбе вкладки браузера. Заниматься лучше в тишине. Если возникает соблазн использовать телефон во время учёбы — установите приложение, которое временно ограничит доступ к устройству.
Сядьте в максимально удобную позу, чтобы не испытывать дискомфорта. Периодически выполняйте небольшую физическую разминку: достаточно раз в 20-30 минут встать и пройтись по комнате. Короткая прогулка стимулирует активность мозга и творческие навыки. После небольшого перерыва вы сможете продолжить учиться с новыми силами.
Используйте интервальное повторение
Еще во второй половине девятнадцатого века ученые исследовали механизм запоминания информации. Выяснилось, что человек лучше и дольше помнит то, что повторял с определённой регулярностью. Петр Возняк на основе результатов проведённых экспериментов еще в 1980-е годы разработал алгоритм запоминания. Согласно его упрощённой схеме материал нужно повторять со следующими интервалами — 24 часа, 7, 16, 35 дней.
Этот вариант подойдёт, например, если нужно подготовиться к итоговой контрольной или зачёту. Также психологи рекомендуют студентам использовать формулу пятикратного повторения через следующие промежутки времени после урока:
- 15-20 минут,
- 2 часа,
- сутки,
- 3 дня,
- неделю.
Адаптируйте эту схему под себя в зависимости от того, что именно и за какой срок нужно выучить.
Для повторения можно использовать метод карточек. Они могут быть бумажными и электронными. Использование иллюстраций и цветных букв облегчает и ускоряет запоминание. На одной стороне карточки пишут текст, на другой — пояснение к нему. Они должны быть краткими и понятным. Не пытайтесь уместить на каждой карточке максимум фактов и не используйте сложных слов. Преимущества этого подхода:
- Активное запоминание. Такая работа похожа на небольшой экзамен. Учащийся видит задание и пытается самостоятельно найти ответ. Мозг активизируется сильнее, чем при обычном чтении или механическом заучивании.
- Если делать карточки самостоятельно, то уже в процессе их изготовления информация откладывается в памяти.
- Простота использования. Взять с собой набор из нескольких заданий проще и удобнее, чем громоздкий учебник.
Информация запомнится быстрее, если проговаривать её вслух. Можно сортировать задания по степени сложности и обмениваться ими с друзьями, превращая учебу в игру.
Контроль за самочувствием
Чёткий план деятельности повышает продуктивность. Привычка всегда начинать и заканчивать занятия в одно время способствует концентрации внимания. Распорядок дня помогает быстрее адаптироваться к учёбе.
Следите за осанкой. Во время учёбы студент вынужден долго сидеть в одной позе, которая становится привычной. Это приводит к нарушению осанки. Нужно следить за тем, чтобы посадка была прямой. Сидеть рекомендуется с опущенными плечами и немного прогнувшись в пояснице. Хорошо, если вы не откидываетесь на спинку стула, а держите спину.
Правильное питание. Недоедание или переедание вызывает нарушение обмена веществ и приводит к заболеваниям. Питаться необходимо 3-4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Важно, чтобы рацион соответствовал затратам энергии. Не допускайте и дефицита питьевой воды в организме. Чай и кофе не могут его восполнить. Научные эксперименты доказали, что даже обезвоживание организма на 1-2% снижает умственную деятельность. Полезно держать на столе бутылку воды и пить понемногу во время перерывов.
Поддерживайте здоровье глаз. Учёба связана с высокой зрительной нагрузкой. Для сохранения хорошего зрения рекомендуется:
- сократить время работы за компьютером и просмотра видео,
- следить за гигиеной глаз и выполнять специальную гимнастику,
- употреблять полезные для зрения продукты: морковь, апельсины, свежую чернику, печень, яйца и т.д.
Соблюдение личной гигиены. Поддержание чистоты собственного тела снижает риск заболеваний. Ещё одно преимущество в том, что регулярное выполнение студентом повторяющихся действий в установленное время делает его более ответственным и дисциплинированным.
Режим сна
Полноценный сон влияет на когнитивные способности и концентрацию внимания. Студенту следует спать не менее 8 часов в день. Доказано, что полноценный отдых влияет на то, как мозг воспринимает и усваивает информацию. Перед экзаменом важно нормально выспаться.
Часто студент чрезмерно загружен различными дополнительными занятиями. В результате он устаёт, не может учиться хорошо и перестает этого хотеть. Организм не выдержит высоких нагрузок, и начнутся проблемы со здоровьем. Помните, что вы не обязаны быть лучшим студентом на всем курсе.
Внутренняя мотивация
Никакие практические советы не помогут студенту хорошо учиться, если он не понимает, зачем ему самому это нужно. Из чего складывается внутренняя мотивация?
Целеполагание. Студент будет ответственнее относиться к учёбе, если она станет способом достижения важной для него цели. Например, он говорит себе: «Я буду хорошо учиться в университете, чтобы в будущем получить престижную профессию и стать программистом». Ещё одна часто встречающаяся цель — быстро окупить затраты на платное обучение
Интерес к знаниям. Нам хочется начинать и продолжать изучать то, что интересно. Правильно организованная учёба — это увлекательный процесс ежедневного получения и закрепления знаний. Если воспринимать обучение, как увлекательную игру с заданиями разного уровня сложности, то мотивация будет выше. Чем разнообразнее учёба, тем больше студент ей увлечен. Экскурсии, вебинары, экспериментальные форматы — тоже часть обучения.
Позитивные отношения с окружающими. Работа в команде с однокурсниками и педагогом часто приносит положительные эмоции, мотивирующие на достижение результатов в учёбе. Можно найти себе постоянного компаньона, с которым вы будете вместе разбирать домашние задания, следить за соблюдением друг другом дедлайнов и т.д.
Осознание своих сил. Постоянное столкновение с неразрешимыми заданиями вызывает стресс, нежелание к ним возвращаться и синдром выученной беспомощности. Если преподаватель отметит успехи студента, то страх перед сложными задачами исчезнет.