В начале января мировые СМИ обошла видеозапись, на которой вооруженные люди в масках захватывают студию эквадорского телеканала TC Televisión в крупнейшем городе страны Гуаякиле прямо во время эфира новостной программы El noticiero. Преступники, вооруженные пистолетами, ружьями, пулеметами, гранатами и динамитом, угрожали журналистам, и сцена захвата транслировалась на канале в течение 15 минут, прежде чем сигнал был прерван. В результате эквадорская полиция арестовала нападавших, однако этот эпизод стал всего лишь маленьким инцидентом в волне насилия, захлестнувшей южноамериканскую страну. Что происходит в Эквадоре, читайте в материале РИАМО.
Новый президент и борьба с преступностью в Эквадоре
В октябре 2023 года новым президентом Эквадора был избран 35-летний Даниэль Нобоа – наследник банановой бизнес-империи и самый молодой избранный глава в истории этого государства. Одними из главных пунктов его предвыборной программы стали борьба с преступностью, в том числе с уличным насилием и кокаиновым траффиком.
По количеству убийств на 100 тысяч человек населения Эквадор занимает место в первой двадцатке государств мира: в 2022 году этот показатель в стране составлял 27,0, и из сравнимых по населению стран выше Эквадора в рейтинге расположились только Гондурас (35,1) и ЮАР (41,9).
Однако борьба Нобоа с организованной преступностью пошла не слишком гладко, а своего пика это противостояние достигло в январе 2024 года.
Январские события в Эквадоре в январе 2024
7 января из тюрьмы сбежал 44-летний Адольфо Масиас по кличке Фито – лидер влиятельного наркокартеля «Чонерос», связанного с колумбийскими наркокартелями (название организации происходит от города Чоне эквадорской провинции Манаби). В 2011 году Фито был приговорен к 34-летнему тюремному заключению и сбежал как раз накануне перевода в новую тюрьму с максимально строгим режимом содержания. В ответ на побег опасного преступника Нобоа объявил в стране чрезвычайное положение сроком на два месяца, после чего и последовал захват телеканала в Гуаякиле. Реакцией на террористическую атаку стал новый указ президента Эквадора, в котором он объявил 20 наркокартелей террористическими организациями и отдал приказ военным «нейтрализовать» преступников «в рамках международного гуманитарного права».
Побег Фито из тюрьмы сопровождался всплеском насилия в пенитенциарных учреждениях, в результате которого десятки тюремных охранников были взяты в заложники, а некоторые из них – убиты. Насилие выплеснулось и на улицы эквадорских городов: в частности, в интернете появилось видео, на котором вооруженные люди проникают в университет Гуаякиля. Беспорядки отмечены и в столице страны, Кито.
О потере контроля над тюрьмами свидетельствует и то, что на следующий день после Фито на волю сбежал еще один видный представитель организованной преступности Эквадора, лидер банды «Волков» (Los Lobos) Фабрисио Колон, которого связывают в том числе с убийством кандидата в президенты Фернандо Вильявисенсио в августе 2023 года.
Нобоа не намерен отступать: помимо ввода войск на улицы городов, он уже объявил о намерении провести референдум, на котором будет предложено ужесточить меры по борьбе с преступностью – в частности, конфисковывать имущество подозреваемых и удлинить тюремные сроки. Вступать с «террористами» в переговоры президент не собирается.
Проблемы в Эквадоре настолько серьезны, что власти соседнего Перу объявили чрезвычайное положение в приграничной зоне и стянули к границе войска. С угрозой безопасности будут лично разбираться перуанские министры обороны и внутренних дел, отправившиеся на место событий.