Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Специалист по Арктике в Антарктике

Оглавление

Что интересного там увидел Павел Филин, старший научный сотрудник Центра арктических исследований Кунсткамеры?

Футуристичная «Харьковчанка-1». Здесь и далее фото П. Филина
Футуристичная «Харьковчанка-1». Здесь и далее фото П. Филина

В марте — июне 2023 года Павел Филин посетил шестой континент в составе экипажа судна «Академик Трешников».

От бухты Тихая до «Прогресса»

Павел, помимо Кунсткамеры, вы работаете заместителем директора в «Арктическом музейно-выставочном центре». Что это за структура такая?

— Это некоммерческая организация. У нас три направления деятельности. Первое — поиск и реставрация арктической техники. Часть коллекции уже экспонируется в Кронштадте на выставке «Полярные победы России», но здание нуждается в ремонте. Это второе направление деятельности нашего НКО. И третий проект — реставрация полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа и создание там же музея на базе авиаангара. Делаем мы этот проект совместно с Национальным парком «Русская Арктика». Станция была открыта в 1929 году, здесь сохранились строения, в которых жили и работали все наши известные полярники — Шмидт, Папанин, Водопьянов, Кренкель… Мы уже практически завершили реставрацию, как начался ковид.

Музей на Земле Франца-Иосифа сколько туристов сможет посещать? Это же такая даль.

— В последний доковидный год бухта Тихая приняла около 1200 туристов. Это самые богатые люди мира, заплатившие за двухнедельный тур на Северный полюс до 40 тысяч долларов. В 2024-м также планируются рейсы, но уже только с русскими туристами. Понятное дело, их будет меньше.

Антарктический айсберг
Антарктический айсберг

А как вы попали в Антарктику?

— Вообще, сфера моих научных интересов — изучение объектов историко-культурного наследия в Арктике. Этим занимается Морская арктическая комплексная экспедиция, которую придумал и до последних дней жизни руководил мой научный руководитель Петр Владимирович Боярский. Несколько лет назад возник вопрос о расширении деятельности экспедиции на шестой континент. В «Стратегии деятельности России в Антарктике» есть пункт, по которому исторические места и памятники, связанные с деятельностью России в Антарктике, подлежат изучению и охране. Ответственным назначили Арктический и антарктический НИИ, но это не совсем их профиль. В итоге я написал научную программу исследований, подготовил методику и отправил в институт. Там моя программа понравилась, и меня включили в состав 68-й Российской антарктической экспедиции.

Судно вышло в Антарктиду прямо из Санкт-Петербурга?

— Да, но я сел на судно в Кейптауне, куда добрался на самолете. Далее было примерно две недели перехода через океан. Все было как в присказках моряков — ревущие сороковые, неистовые пятидесятые и пронзительные шестидесятые. Я про широты. Первой мы посетили станцию «Прогресс». Швартовались в бухте Тала, недалеко от индийской станции «Бхарати. Оттуда на вертолете Ка-32 летали к «Прогрессу». Пока шла пересменка состава полярников и завозились грузы, у меня было три дня. За это время я объехал объекты, представляющие исторический интерес: памятники, стелы, вывески… В итоге у меня родился отчет, в котором без малого 500 страниц.

Пингвины в Антарктике, в Арктике — белые медведи. Не перепутайте!
Пингвины в Антарктике, в Арктике — белые медведи. Не перепутайте!

«Харьковчанка» и женский вопрос

Какой объект в этом отчете самый яркий?

— Рейс был с посещением только четырех наших станций, — «Прогресса», «Молодежной», «Новолазаревской» и «Беллинсгаузена», — поэтому многое увидеть не получилось. Пожалуй, самый необычный объект — вездеход «Харьковчанка» на «Прогрессе». Внешне он выглядит как такой параллелепипед на гусеницах. А по сути это самолет, поставленный на танк. Механики любили эту машину, так как двигатель в случае поломки можно было ремонтировать, не выходя из балка. Но в процессе эксплуатации выяснилось, что выхлоп каким-то образом попадает внутрь. Поэтому вторую «Харьковчанку» сделали с обычным капотом.

В психологическом плане  каково это работать на полярной станции?

— Это серьезное испытание. Оторванность от социума полная, а коллективы маленькие. В Арктике они совсем крошечные. При советской власти там до 20 человек жило, сейчас 4−6. В Антарктиде на наших станциях зимует в среднем порядка 20 человек. Сегодня в Антарктике отчасти выручает мобильная связь. Она на всех станциях абсолютно такая же, как у нас с вами. А вот интернет, увы, пока очень медленный.

Есть ли отличия станций на южном и северном полюсе?

— Разумеется, например, по признаку гендера. На российских антарктических станциях, в отличие, кстати, от станций других стран, редко зимуют женщины. А в Арктике едва ли не каждая вторая станция держится на семейной паре. Основы ритма станций разные. В Арктике ритм завязан на работу метеорологов. Они каждые три часа снимают показания датчиков и отправляют их на большую землю. В Антарктике тоже есть метеорологи, но кроме того геофизики, сейсмологи, озонометристы… Профессий больше, и у каждого свой индивидуальный график и темп наблюдений… Зато все сотрудники регулярно три раза за день встречаются в столовой. В Арктике и поваров-то не осталось — коллективы маленькие и люди готовят либо по очереди, либо просто сами для себя.. Врачей, кстати, в Арктике тоже нет в штате, а на антарктических станциях в штате имеются хирург и анестезиолог.

Сезонная база «Молодежная»
Сезонная база «Молодежная»

Ручей Станционный, он же Grand River

По каким-то внешним признакам можно понять, что ты находишься не в Арктике, а в Антарктике?

— Да, конечно. В Арктике, когда идешь на ледоколе по чистой воде, бывает, заметно болтает. И думаешь: «Скорее бы уже во льды запереться». Потому что во льдах не качает, сидишь, будто в купе поезда, только лед шуршит по бокам. В Южном океане не так. На переходе из Кейптауна была сильная качка. Шконки установлены поперек судна, соответственно, всю ночь у тебя то на метр выше ноги, то на метр выше голова. Утром встаешь с ощущением, что ты всю ночь мешки ворочал или картошку копал. Подошли мы, значит, ко льдам, и что бы вы думали — такая же ерунда. Льды там совершенно фантастическими валами ходят.

Наверное, и айсберги встречаются чаще…

— Не то слово. Места, где встречаются айсберги в российской Арктике — это архипелаг Земля Франца-Иосифа и Северная Земля. Иногда от Канады приплывают. В Южном океане на подходе к континенту айсберги везде, они огромные и невероятно красивые. Сами свойства морского льда в Арктике и Антарктике отличаются. В этом на практике убедились участники первой советской комплексной антарктической экспедиции 1956 года. Тогда на вроде бы прочный по арктическим меркам лед спустили трактор с санями, в кабину залез механик Иван Хмара, и в этот самый момент трактор прямо на виду у всех провалился под лед… Парень погиб, на станции «Мирный» ему поставлен памятник.

«Академик Трешников» во льдах Южного океана
«Академик Трешников» во льдах Южного океана

Какая сейчас международная обстановка вокруг шестого континента?

— В конце ноября в Антарктиде был генсек ООН Антониу Гуттериш. И посетил он чилийскую станцию, которая по факту составляет одно поселение с российской станцией «Беллинсгаузен». А перед его приездом там же побывал президент Чили. Сейчас Антарктида — это материк мира и научного сотрудничества. Но не все так гладко. Во-первых, договор об Антарктике 1956 года не снял, а лишь заморозил на неопределенный срок территориальные претензии целого ряда государств на «свои» сектора в Антарктиде. И эти страны продолжают как сотрудничать, так и соперничать.

В чем это проявляется?

— Если посмотреть, как распределяются исторические места и памятники разных стран в Антарктиде, то мы увидим, что они полностью совпадают с территориальными претензиями. Или вот пример, станцию «Беллинсгаузен» и чилийское поселение  разделяет ручей Станционный, который чилийцы называют Гранд-Ривер. Мы как-то уши развесили и переименования не заметили. Другие страны к этому очень серьезно относятся — как к способу фиксации своих претензий на данную территорию. Практически все острова, названные в экспедицию Беллинсгаузена-Лазарева, теперь переименованы. На каком основании — совершенно непонятно.

Павел Филин снимает «Харьковчанку-1» с дрона
Павел Филин снимает «Харьковчанку-1» с дрона

***

Автор: Алексей Егоров, специально для GoArctic