Найти в Дзене

Раннее Новое время

Оглавление

1525

Во Франции и в одежде мужчин приняты вырезы-декольте. Пышные рукава камзолов и догалине делают с разрезами. Нижняя часть шоссов стала длинными чулками из шелковых трико. Верхняя — короткими штанами с гульфиком.

Появляется обувь с широким квадратным носком — «медвежья лапа».

Костюмы женщин Лондона. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды»
Лукаса де Гира  (англ.)рус.. Около 1575 г.
Костюмы женщин Лондона. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды» Лукаса де Гира (англ.)рус.. Около 1575 г.

В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.

1540-е

После битвы при Павии (1525) победа досталась испанской чопорности. Конец декольте — теперь наглухо застегнутые робы с высоким воротником и подкладными плечами имеют жесткую форму пирамид. Преобладают чёрный и золотой цвета. Мужчины носят шпаги на боку.

Исключением остаётся Венеция, избежавшая испанского влияния. Тут дамы ходят на подпорках, которые увеличивают их рост на 30 сантиметров. Самые смелые надевают под юбку для пышности штанишки-кальсоны. Добиваясь белокурого цвета своих шевелюр, венецианки носят шляпы без донышка: волосы светлеют, выгорая на солнце.

1580-е

У королевы Елизаветы Английской 6000 платьев и 60 париков. Она любит накрахмаленные воротники.

А дамы при дворе Генриха III носят вертюгали с подложенными под юбки валиками (по англ. — фартингейлы). У мужчин подкладку камзолов-пансеронов набивают паклей или губкой для защиты от покушений, а ворот украшают гофрированными воротниками-фрезами. Носят очень короткие штаны-кюлоты.

С приблизительно 1580 по 1635 годы в мужской и женской моде используется ребато (также пикадиль)— широкий стоячий воротник на каркасе с зубчатыми краями. У женщин ребато порою возвышался гораздо выше головы, напоминая крылья.

1600-е

Европейские страны борются за превосходство. Испания и Италия теряют своё влияние. Законодательницей моды становится Франция.

В период разгоревшегося в Англии политического и религиозного конфликта костюм становится средством выражения политических взглядов. Английские пуританки носят поверх головного убора большие чёрные шляпы (капотены) — в таких прибыли в Америку первые колонисты. Лорд Денбиг привёз из Индии пижаму: длинные «штаны моголов» под свободно-развевающейся курткой.

Некоторые, как жители южных Нидерландов, остаются верны испанским фрезам (рафам), широким, как мельничные жернова. К середине XVII века раф уменьшился в диаметре и почти не крахмалился. В 1600-х годах введён в моду высокий стоячий воротник а-ля Медичи (также а-ля Мария Стюарт) специально для демонстрации кружева королевой Франции Марией Медичи, в честь которой получил своё название.

Но мода, как искусство, и научные идеи века меняется быстро и часто. Фартингейлы пропали, женщины вернулись к естественным линиям. Лицо обрамляют локоны. Надевают одно за другим сразу три платья: скромное с рукавами, украшенными лентами, лукавое, а под ним — секретное.

На голове у мужчин — фетровая шляпа с перьями. Плащи носятся на одно плечо. Фрезы забыты, им предпочитают жёсткие затянутые воротники-голилья. Сапоги делают с широкими отворотами, а туфли прикрывают розеткой из лент.

Питер Пауль Рубенс и Изабелла Брант в стомаке и воротнике-раф, 1609 - 1610 гг. (автопортрет), Старая пинакотека (Германия)
Питер Пауль Рубенс и Изабелла Брант в стомаке и воротнике-раф, 1609 - 1610 гг. (автопортрет), Старая пинакотека (Германия)
Франс Младший Пурбус — «Портрет Марии Медичи» (1613) в кружевном воротнике медичи. Галерея Уффици (Италия)
Франс Младший Пурбус — «Портрет Марии Медичи» (1613) в кружевном воротнике медичи. Галерея Уффици (Италия)
Саломон Месдах - Портрет Энн Буден Кортен (1619) в шляпе капотен
Саломон Месдах - Портрет Энн Буден Кортен (1619) в шляпе капотен
Франс Халс - Портрет мужчины (1622)
Франс Халс - Портрет мужчины (1622)
Антонис ван Дейк - Портрет Энн Карр (1638)
Антонис ван Дейк - Портрет Энн Карр (1638)
Бартоломеус ван дер Хелст - Портрет неизвестной пары (1661)
Бартоломеус ван дер Хелст - Портрет неизвестной пары (1661)

1663 — испанцы только что сменили дамские вердугадо на гардинфанты, более вытянутые в ширину, но все ещё жёсткие. И уже открывают для себя в Версале новую моду, представляемую молодым королём Людовиком XIV. Ленты соперничают с перьями и кружевами в экстравагантных нарядах. Пурпуэн (мужская верхняя одежда, ведущая своё начало от военного костюма XIII века; в данный период представляла собой куртку с отрезным по талии облегающим лифом, рукавами и баской) превратился в брассьер, из-под которого наружу топорщатся кружева — жабо воротника и манжеты сорочки. Самым удивительным предметом стали рингравы (в Англии называемые петикоут-бричз), короткие и широкие брюки-юбка с обилием кружевных воланов-канонов. Плоские шляпы покрыты страусовыми перьями; обувь на красном каблуке и с бантом.

С тех пор, как мадемуазель Фонтанж, фаворитка короля, подвязала свои волосы бантом, беспорядочные локоны больше не носят — все они должны быть высоко подняты. Дамы, чьи причёски открывают уши, — бесстыдницы, потому что дают повод для плутовских речей. Модные и у мужчин, и у женщин бархатные мушки, смотря по тому, где они наклеены, могут означать возвышенную или низменную страсть. Самые красивые мушки покупают в «Жемчужине мушек» на улице Сен-Дени.

В конце XVII века рингравы исчезли, а камзол сменили полукафтаны-жюстокоры. У них есть карманы. Галстук «а-ля Штейнкерк» имеет вид шарфа, продетого одним концом в петлицу. Мужчины вместо париков с отброшенными на спину волосами носят другие, очень высокие — «биннеты», названные так по имени их творца Бине.

Новые модные предметы для дам — маленькая муфта, перевязанная лентой, и менее жесткие корсеты-гургандины. Украшением общества становятся острословы и весельчаки.

Открылся салон моды мадам де Мосмеле.