Найти тему
Лариса Логвиненко

Теберда. Сентинский храм (Преображения Господня) Спасо-Преображенский монастырь

Координаты: 43.63694° северной широты и 41.86583° восточной долготы. Широта и долгота в градусах, минутах и секундах DD°MM'Ss.s"

На возвышенности Бурун неподалеку от известного горно-лыжного курорта – Домбай, находится древний Сентинский храм. Путь к нему не так прост, как кажется на первый взгляд. Нужно подняться от дороги сначала по грунтовой, а затем по горной тропе к небольшому плато. Труды паломника вознаграждаются сторицей. И не только открывшейся панорамой Кавказского хребта, а прежде всего древним храмом лаконичной архитектуры с небольшой усыпальницей.

Сентинский храм – один из древнейших на территории России, причем, построен он, как свидетельствуют археологи на фундаменте еще более старого храма, предположительно V– VI века. Как раз в то время византийский император Юстинианн отправляет на Кавказ христианских миссионеров.

Если наши соседи Грузия и Армения крестились в начале 4 века, то аланы приняли христианство предположительно в 916 году. Но задолго до этого свет христовой веры коснулся, пожалуй, всех народов, живущих ныне на Кавказе.

В начале Х века патриархом Николаем Мистиком в Аланию была направлена группа миссионеров во главе с игуменом Евфимием. Результатом деятельности проповедников стало массовое принятие аланами христианства, что позволило учредить здесь архиепископскую кафедру, ставшую центром христианской жизни в регионе. В 914 г. был рукоположен и направлен на кафедру архиепископ Петр.

Под фресками Сентинского храма найдена надпись на греческом языке, обнаруженная в 2002 году молодыми археологами Белецким и Виноградовым. На каменной доске удалось прочесть надпись: «Возобновление Храма состоялось 2 апреля 6474 (965) года в царствование Византийского императора Никифора при правителе Алании Давиде и его супруге Марии и митрополите Алании Феодоре».

В XIIIвеке Алания пала. Орды кочевником нахлынувшие сюда, уничтожали на своем пути все, что могли… Настал период запустения и тишины. Казалось, ее уже ничто не может нарушить.

Но случилось иначе. Во второй половине XIX века у устоявших древних стен Сентинского храма появляется женский Спасо-Преображенский монастырь.

Как гласит история, сначала в ущелье реки Теберды, рядом с карачаевским аулом Сенты, был образован женский скит во имя Покрова Пресвятой Богородицы. А потом возникла иноческая обитель во главе с Евдокией

Макаровой, сестрой милосердия, потрудившейся в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Работая во Владикавказском военном госпитале, прослышала она о возникшем ските и вместе с послушницей Евдокией Анненской отправилась туда. По пути к Святой горе, как паломники именовали горный кряж у аула Сенты к ним присоединялись другие женщины, решившие в бедности и отречении от мирских благ посвятить себя проповеди слова Божьего.

В конце пути их ждало чудо. Древний византийский храм возвышался на скальном выступе. Целы были почти все внутренние фрески

Через год отремонтированный храм был освящен в честь Преображения Господня при большом стечении народа, включая и карачаевцев, состоялись службы, крестный ход, освящение воды реки Теберды.

Спасо-Преображенский женский монастырь всегда привлекал к себе много паломников и путешественников. Невозможно было остаться равнодушным созерцая дивные красоты гор, возрожденный древних храм – свидетель многовековой истории, слушая пение монахинь … Известный историк и богослов, профессор А. Воскресенский в книге «Спасо-Преображенский женский монастырь», изданной в 1910 году писал: «В куполе древнего храма, представлявшем из себя цилиндрический барабан с 8 узкими окнами и покрытом каменными вытесанными плитами, были устроены неприметные ниши с заложенными в них вытянутыми глиняными сосудами типа амфор для усиления звука - тайна акустики древних византийцев».

В начале 20 века число послушниц и монахинь монастыря составило более 100 человек. Вокруг монастыря в труднопроходимых чащобах начали возникать одинокие кельи монахов-отшельников, которые своим: присутствием создавали особую святость этого уголки Кавказских гор».

В 1923 годы монастырь закрыли. Монахинь репрессировали…

В советские годы в строениях Сентинского Спасо-Преображенского женского монастыря была обустроена больница для детей с тяжелыми заболеваниями. Затем лазарет закрыли, приспособив монастырские постройки под хозяйственные службы местного колхоза.

В настоящее время храм, являющийся частью историко-архитектурного комплекса Карачаево-Черкессии находится в запустении. И только один раз в году на Преображение Господне его своды оглашает молебное пение…

Литургия же совершается в здании бывшего женского Преображенского монастыря, основанного во второй половине XIX века при древнем храме. Как и много лет назад по дороге к храму можно встретить паломников. Они идут к древним стенам, чтобы прикоснуться к вечности и помолиться о участи храма, освящающего и утешающего своей красотой вот уже 11 веков просторы Благословенного Кавказа…