Перевод статьи Ираклия Шанидзе с добавлением необходимых технических иллюстраций из интернета.
Contax N Digital стала первой полнокадровой цифровой фотокамерой. Уже потом были Kodak DCS PRO и Canon EOS 1Ds. Причём в последних двух моделях использовались CMOS-датчики (в Kodak - вообще сторонней фирмы FillFactory), в то время как Contax N Digital был оснащён CCD-датчиком Philips. Который и стал причиной ужасного провала фотокамеры на рынке. Сегодня вам уже сложно будет найти работающий экземпляр Contax N Digital - CCD-датчик неизбежно выходит из строя. Я не читал и не слышал об эффективных способах восстановления или ремонта этой модели фотокамеры.
Так Contax N Digital стремительно стал историей...
Обзор Ираклия Шанидзе интересен ещё и тем, что это взгляд профессионального фотографа из 2004 года, переходящего с плёнки на цифру. Есть ряд полезных замечаний, применимых при цифровой фотосъёмке на любую из ваших камер.
📸📸📸📸📸📸📸📸📸
Необходимое предисловие редактора Luminous-landscape Михаэля Райхманна: "Этот обзор Contax N Digital публикуется в начале 2004 года, спустя много месяцев после того, как Contax отозвала эту злополучную камеру с рынка США. Однако, он все ещё доступен на некоторых рынках Европы и Азии. Почему я публикую этот обзор только сейчас? Это была важная веха в истории цифровой фотографии — первая полнокадровая 35-мм камера, вышедшая на рынок. Обзоров этой камеры опубликовано очень мало. Я очень старался получить его для тестирования в Contax US, но они игнорировали, обманывали и избегали меня в течение многих месяцев. В конце концов, я с отвращением сдался. Практически никакие другие обзоры не появлялись в американских журналах или на веб-сайтах, а другие рецензенты рассказали мне, что в отношении этого продукта Contax отказалась сотрудничать с ними тоже. Обзор написан Ираклием Шанидзе , фотографом и автором, чьи рецензии широко публикуются как в России, так и в США. Несмотря на то, что Contax N Digital потерпел неудачу на большинстве рынков, мы надеемся, что Contax оправится и выпустит цифровую зеркальную фотокамеру второго поколения; то, чего с нетерпением ждут владельцы объективов Contax 35 мм и камер 645 (включая меня). - Майкл"
Автор текста обзора: Ираклий Шанидзе
Contax N Digital стала первой профессиональной цифровой зеркальной фотокамерой с полнокадровым CCD-датчиком и разрешением 6 мегапикселей. Во многих отношениях это была и остается революционная фотокамера, обладающая множеством уникальных и инновационных функций. Не говоря уже о том, что это единственная цифровая камера, обеспечивающая доступ к профессиональной оптике Carl Zeiss, а также единственная из существующих цифровых зеркальных фотокамер, полностью совместимая с объективами и аксессуарами двух пленочных систем: системы Contax N1/NX 35 мм и Contax 645. Даже с появлением Kodak DCS 14n и Canon 1Ds, оснащенных полнокадровыми CMOS-чипами с разрешением более десяти мегапикселей, Contax N Digital остается единственной полнокадровой цифровой камерой, использующей технологию CCD для цифровой съемки.
Kyocera Optics удалось интегрировать чип Philips 3008x2008 точек 24x36 мм, использовавшийся ранее в цифровых задниках среднего формата, в корпус камеры, который до сих пор остается самым легким и компактным среди полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер.
Камера основана на известной пленочной камере Contax N1 и выглядит почти идентично N1 с интегрированной вертикальной рукояткой. Фактически, обе камеры удивительно похожи по расположению органов управления, обращению и работе. Все цифровые элементы управления расположены на задней панели, они очень просты в освоении и эксплуатации. Contax N Digital унаследовал такие замечательные функции N1, как брекетинг фокусировки, широкомасштабную диагональную автофокусировку с возможностью двойной фокусировки и очень надежную систему экспозиции.
С тех пор как я купил Contax N Digital в июле 2002 года, он стал моей основной заменой 35-мм камеры в большинстве съемочных ситуаций. Переход с Contax N1, которым я пользовался раньше, оказался очень простым из-за поразительного сходства. После восьми месяцев почти ежедневного использования камеры с объективами от 17 мм до 300 мм я узнал много очень интересных, а иногда и не очень интересных вещей о Contax N Digital, которые могут показаться вам любопытными и полезными, особенно при рассмотрении вопроса о переходе с плёнки к очень мощной, но дорогой цифровой системе.
Сложно представить ситуацию, где мой фотоаппарат не был - разве что съёмку под водой или в открытом космосе. Я использовал его в идеальных условиях, например, в студии с полностью контролируемым освещением, и в таких плохих условиях, как уличная фотография под проливным дождем. Он прошел окончательную проверку на целостность, когда его случайно уронили на бетонный пол с уровня груди. Удивительно, но камера все еще работала, даже со смещенной и треснувшей верхней панелью. Мне удалось сделать семь фотографий, прежде чем он умер. Однако компании Contax USA потребовался всего один день, чтобы привести камеру в исходное состояние. Однако я был удивлен, что верхняя пластина треснула, поскольку, по словам Kyocera, у камеры должен был быть металлический корпус.
Позор и слава системы AF
Как я упоминал ранее, Contax N Digital использует ту же систему автофокусировки, что и другие камеры с байонетом N. Его конструкция гениальна с точки зрения простоты и эргономичности: внутри рамки имеется пять точек автофокусировки (одна в центре, остальные четыре расположены по правилу третей), и любую из них можно выбрать и активировать с помощью джойстика, удобно расположенного под большим пальцем правой руки. Еще один такой же джойстик расположен рядом с кнопкой спуска затвора на интегрированной батарейной ручке.
Естественно, я ожидал, что производительность системы AF будет такой же великолепной, как и дизайн её пользовательского интерфейса, но этого не произошло. При слабом освещении (ниже 1/15 секунды при ISO 100 и f/1,4) качество фокусировки для всех объективов оказалось очень плохим. Более того, я обнаружил, что только два объектива, а именно f/1.4/50 Planar и f/3.5~4.5/24-85 Vario-Sonnar фокусируются безупречно, тихо и быстро. f/2.8/17-35 и f/4-5.6/70-300 Варио-Соннары и f/1.4/85 Планарная фокусировка гораздо менее надежна и в большинстве случаев требует ручной регулировки. Еще одним заметным недостатком системы автофокусировки является резкое увеличение энергопотребления в условиях низкой освещенности. Можно разрядить новые батарейки менее чем за десять минут, просто часто включая автофокусировку, нажимая спусковую кнопку затвора наполовину.
Уникальной и очень удобной функцией системы N Digital AF является так называемый брекетинг фокусировки. В этом режиме камера делает три последовательных кадра следующим образом: первая фотография фокусируется нормально, но на двух других кадрах фокус смещается к внутренней и внешней границам глубины резкости. Пусть этот режим очень удобен при съемке пейзажей и натюрмортов, он практически бесполезен в быстро меняющихся ситуациях с участием людей и движущихся объектов.
Когда камера настроена на ручную фокусировку, точки автофокусировки работают в режиме помощи. Это очень удобно при слабом освещении, но, к сожалению, так же ненадежно, как и система автофокуса. Однако именно ручной режим фокусировки заслуживает похвалы. Он впервые появился на Contax AX, теперь используется в системах N и 645. Камера имеет кнопку помощи при фокусировке, при нажатии которой камера автоматически фокусируется в режиме ручной фокусировки. После этого ручная точная настройка фокусировки, если она когда-нибудь понадобится, будет очень простой. Я предпочитаю этот режим еще и потому, что он еще и самый экономичный с точки зрения энергопотребления.
Голодный зверь
Еще одной характерной особенностью Contax N Digital является мучительно высокое энергопотребление. Это не стало неожиданностью, поскольку питание такой большой CCD-матрицы — непростая задача. В камере используются четыре перезаряжаемые NiMH батареи типа АА или она может работать от внешнего блока питания на D-элементах. Аккумулятора ёмкостью 1600 мАч, поставляемого в комплекте, хватает примерно на сотню снимков в идеальных условиях, то есть в режиме RAW, покадровой работе, ручной фокусировке. Однако съемка в режиме TIFF с включенным ЖК-дисплеем на самом деле может дать не более пятидесяти кадров. К счастью, новые NiMH-элементы большой емкости, такие как Varta 1950 мАч или Maha Powerex 2000 мАч, показали себя намного лучше. Четырех свежезаряженных аккумуляторов емкостью 2000 мАч хватает примерно на 200-220 снимков. Четыре элемента D-размера емкостью 9000 мАч обеспечивают достаточную мощность для съемочного дня.
Хотя низкое количество срабатываний на одной зарядке может быть связано с недостаточной мощностью аккумуляторов, ненадежная система индикации уровня заряда является полной ответственностью Kyocera Optics. Имеется два индикатора уровня мощности: один находится на верхнем ЖК-дисплее, а другой - на маленьком ЖК-дисплее состояния под главным экраном. Оба они показывают полный заряд даже тогда, когда батареи почти разряжены, а затем внезапно показывают индикатор низкого заряда батареи. Когда батареи разряжены, камера может работать нестабильно, зависать и даже создавать изображения с артефактами.
Выбор батарейки АА был бы совсем не плохим, если бы можно было использовать обычные щелочные батарейки, но это не тот случай. Причина в том, что большинство щелочных элементов недостаточно мощны, за исключением элементов Energizer Titanium и Energizer Lithium. Другая проблема заключается в том, что NiMH-элементы выдают напряжение 1,2 В, а щелочные - 1,5 В. По данным Kyocera, более высокое напряжение может быть вредным для внутренних цепей камеры.
Quiproquo обработки изображений
Contax N Digital создает изображения выдающегося качества, которое, по моим тестам, превосходит любую нынешнюю 6-мегапиксельную зеркальную фотокамеру и очень хорошо конкурирует с камерами Canon 1D и даже Kodak DCS Pro Back, установленными на Contax 645. Частично - благодаря выдающейся оптике Carl Zeiss, а частично - разработанному Kyocera тонкому фильтру нижних частот, который устраняет световые частоты, которые создают артефакты изображения, типичные для цифровых изображений.
Ничто в этой жизни, как мы знаем, не даётся бесплатно. Система обработки изображений Contax N Digital не является исключением. Подобно Русалочке, которая была вынуждена отказаться от своего божественного голоса ради человеческих ног, пользователю Contax N Digital предстоит сделать очень трудный выбор.
Камера имеет три режима записи изображений: JPEG (три уровня сжатия), несжатый TIFF и RAW. Для того, кто снимает исключительно B&W, первые два режима одинаково подходят и съемка в формате RAW вряд ли необходима. Благодаря выдающемуся динамическому диапазону и приглушенной контрастности Contax N Digital создает красивые монохромные изображения, которые при печати на полуглянцевой бумаге 11×14 практически неотличимы от традиционных влажных отпечатков. Однако с цветной работой ситуация становится гораздо более драматичной.
Хотя изображения в формате TIFF и JPEG-1, снятые с ISO 160 и ниже, имеют чрезвычайно гладкую и практически беззернистую структуру, они создаются с глубиной цвета 8 бит на канал и в цветовом пространстве sRGB. Изображения RAW можно обрабатывать с разрешением 16 бит на канал и в пространстве Adobe RGB, которое имеет значительно более широкую цветовую гамму, чем sRGB. Я обнаружил, что 8-битная глубина цвета почти всегда приемлема, но фотографии, снятые в пространстве sRGB, демонстрируют недостаточную точность цветопередачи в теневых областях и общую тусклость. Конечно, это можно исправить во время постобработки, но это требует такого объема работы, которого вряд ли следует ожидать от профессионального оборудования стоимостью 7000 долларов.
Съемка в режиме RAW имеет множество преимуществ: она очень быстрая и экономичная, позволяет создавать файлы размером 9 МБ, которые можно преобразовать в файлы TIFF размером 35 МБ, а в дополнение к 16-битному формату и возможностям Adobe RGB изображения можно обрабатывать с большой гибкостью экспозиции, цветности (насыщенности), а также регулировки контрастности и резкости. Программное обеспечение RAW Developer, входящее в комплект поставки камеры, обеспечивает удаленное управление с компьютера с прямой загрузкой изображений через интерфейс IEEE1394 Firewire. Все это звучит так чудесно, что можно ожидать какого-нибудь подвоха.
Первая, но незначительная проблема, простое неудобство, заключается в том, что камера не создает превью для RAW-изображений, и поэтому только что сделанные снимки невозможно просмотреть на экране камеры. Это не такая уж большая проблема для фотографа, привыкшего снимать на пленку, и я считаю это даже преимуществом, потому что это возвращает дисциплину пленочной фотографии.
Вторая, но очень важная проблема режима RAW — качество изображения. Хотя тональные градации и цветопередача абсолютно, я имею в виду АБСОЛЮТНО безупречны, изображения, разработанные с помощью Contax RAW Developer, имеют муаровый узор, которого нет в изображениях, обработанных встроенным цифровым процессором изображений, и в них совершенно не виден теневой шум. На изображениях, снятых в режимах JPEG и TIFF. В программном обеспечении предусмотрена возможность подавления теневого шума, но проверка этой опции, похоже, не влияет на конечный результат.
Упомянутый муар, похоже, не зависит от каких-либо настроек камеры, но шум на обработанных изображениях RAW, весьма заметный даже при ISO 50, становится настоящей проблемой при ISO 200 и выше, особенно если изображение имеет слегка недоэкспонированные и/или переэкспонированные зоны фокусировки, характерные для съемки на широкой диафрагме. Муар не является большой проблемой для отпечатков размером до 8×10 дюймов, а теневой шум — проблемой. Однако файлы TIFF и JPEG можно безупречно распечатать размером до 11×14 дюймов без какой-либо интерполяции, а обработка с помощью Genuine Fractals Pro 2.5 легко выдерживает увеличение до 13×19 дюймов.
Во время установки Contax RAW Developer использует уникальный диск с параметрами CCD, поставляемый вместе с камерой. Вторая версия RAW Developer способна поддерживать параметры CCD для нескольких камер, но файлы RAW, снятые камерой, для которой в RAW Developer не установлены параметры, будут обрабатываться неправильно. Ни одна другая современная цифровая камера или цифровой задник не имеет программного обеспечения с таким ограничением. Скорее всего, именно это ограничение помешало Adobe включить Contax N Digital в список поддерживаемых камер для своего плагина RAW Converter для Photoshop.
3 кадра в секунду. Что это?
Согласно спецификациям Kyocera, Contax N Digital способна снимать 3 кадра в секунду. Мне показалось это утверждение несколько необоснованным. Вы действительно можете достичь такой скорости, но только при съемке в формате JPEG и при условии, что камера питается от блока питания или адаптера переменного тока.
Серийная съемка в формате RAW по-прежнему возможна, но о съемке TIFF в режиме непрерывной съемки даже не мечтайте. Кроме того, камера имеет небольшой и медленный буфер записи, способный хранить только 5 изображений JPEG-1 или 3 изображения TIFF или RAW. При заполнении буфера скорость съемки автоматически снижается до скорости загрузки файлов на CF-карту. Съёмка серии файлов TIFF может привести к полной блокировке камеры.
Контролируйте тени, детализируйте светлые участки
Удивительно, насколько хорошо это правило применимо к Contax N Digital. Динамический диапазон его CCD-чипа очень впечатляет, а с помощью RAW-конвертера он может быть ещё расширен.
Я обнаружил, что съёмка с небольшой передержкой и последующей обработкой с помощью RAW Developer при -1/3EV дает наилучшие результаты, как с точки зрения детализации светлых участков, так и с точки зрения контроля шума в тенях. При съемке в режимах JPEG или TIFF контрастность и кривую изображения можно настроить в камере, но оказывается, что съемка в режиме контрастности по умолчанию и последующая настройка изображения в Photoshop дают лучшие результаты.
Идеальная экспозиция приводит к получению изображений потрясающего качества, но недоэкспонирование приводит к повышенному количеству шума.
Настраивать цвет очень легко с помощью утилиты баланса белого Contax N Digital. Его можно установить в автоматический режим, который позволяет справиться с большинством ситуаций при благоприятном уровне освещения. При слабом освещении баланс белого приходится выставлять вручную, и это удобно делать двумя способами. Цветовую температуру можно выбрать на ЖК-дисплее с более низким статусом или предварительно установить, наведя камеру на белый объект и нажав кнопку баланса белого. Камера срабатывает, но изображение не записывается, а баланс белого установлен.
Как я уже упоминал, недоэкспонировать файлы RAW — очень плохая идея, особенно при более высоких настройках ISO. В режимах TIFF и JPEG все не так уж и плохо. Однако, я обнаружил, что в условиях низкой освещенности более длительная выдержка приводит к более высокому уровню шума, а снимки, снятые с более высоким ISO и более короткой выдержкой, имеют меньше шума, чем снимки с низким ISO и более длинной выдержкой. Несмотря на то, что самая длинная выдержка составляет 32 секунды, любая выдержка продолжительностью 1 секунда и более приводит к настолько высокому уровню шума, что снимок невозможно использовать в обычных целях. К сожалению, Kyocera не признает эту проблему, и поэтому никаких решений не предусмотрено. Это особенно досадно, потому что эта проблема была успешно решена еще в Canon D30 два года назад.
Прошивать или не прошивать
Съемка со вспышкой TTL с помощью Contax N1, возможно, не так проста и удобна, как с помощью Canon EOS 1v. Я был очень разочарован, узнав, что с N Digital дело обстоит также. Как и в большинстве цифровых зеркальных фотокамер, замер TTL-вспышки проблематичен из-за высокой отражательной способности чипа. Вот почему Contax N Digital использует алгоритм, который позволяет фотографу использовать вспышку TTL только в полностью автоматическом режиме. Неплохо, если основным источником света является вспышка, но результаты заполняющей вспышки очень нестабильны, особенно на коротких дистанциях. После нескольких экспериментов методом проб и ошибок с моей вспышкой Metz 54ZM на специальном модуле SCA3802 Contax я обнаружил, что лучший режим для фотосъемки с заполняющей вспышкой — это автоматическая вспышка без TTL и приоритет выдержки. Более поздние тесты со вспышкой Contax TLA360 дали те же результаты.
Работа в студии
Удобство и экономичность цифровой съемки в студии нельзя недооценивать. На мой взгляд, именно в студии эта камера показывает себя лучше всего. 6-мегапиксельные задники среднего формата по-прежнему широко используются в студийной фотографии, и Contax N Digital является отличной альтернативой, особенно для широкоугольных задач. В отличие от этой камеры, с настоящим объективом 17 мм нельзя использовать цифровой задник.
Возможно, способность заполняющей вспышки TTL не является самой сильной стороной Contax N Digital, но студийная съемка со вспышкой, похоже, является тем, для чего эта камера была создана. Баланс белого можно точно настроить, выбрав цветовую температуру или просто переключив режим вспышки. На самом деле, камера превосходно справляется с задачей даже в режиме автоматического баланса белого, но при использовании смешанных источников или гелей может возникнуть проблема.
По этой причине я предпочитаю устанавливать баланс белого вручную. Цветопередача со студийной вспышкой очень точная, а широкий динамический диапазон CСD-матрицы делает работу со студийной вспышкой удовольствием, поскольку по сравнению с обращенной пленкой Contax N Digital гораздо более устойчива к передержке. В то же время съемка в режиме контрастности по умолчанию дает изображения с почти плоской тональной кривой. Это очень удобно, особенно при работе с жестким освещением, ведь повысить контраст при постобработке гораздо проще, чем бороться с выгоревшими светами и заблокированными тенями.
ЖК-экран камеры обеспечивает предварительный просмотр изображения с возможностью масштабирования (конечно, не в режиме RAW), который постоянно примерно на полступени ярче, чем само изображение. Кроме того, доступна гистограмма, а также режим, в котором мигает переэкспонированная часть изображения, что позволяет использовать предварительный просмотр вместо теста Polaroid.
Программа Contax RAW Developer также была создана с учетом студийной фотографии. Он способен удаленно фокусировать и включать камеру, а предварительный просмотр изображения доступен на мониторе компьютера в течение секунды. В этом случае предварительный просмотр представляет собой то, что вы видите, то и получаете, при условии, что монитор правильно откалиброван. Еще одна замечательная особенность Contax N Digital, ориентированная на студийную съемку, — это настройка ISO25. Он дает не только наилучшее качество изображения, но и позволяет использовать относительно широкую апертуру с мощными моноблоками или блоками питания.
Подходит ли Contax N Digital для вас?
После почти года работы с этой камерой я могу подтвердить, что это прекрасный фотографический инструмент, сочетающий в себе легендарное превосходство оптики Carl Zeiss с дальновидными идеями и технологическими достижениями цифровой эпохи.
Выдающееся качество изображения делает Contax N Digital весьма способной камерой даже по сравнению с зеркальными фотокамерами нового поколения с разрешением более 10 мегапикселей. Он особенно подходит для изобразительного искусства, гламура и портретной живописи, а также для пейзажной фотографии. Его студийное исполнение выдающееся.
К сожалению, есть некоторые задачи, которые Contax N Digital просто не способен выполнить достаточно хорошо. Высокое энергопотребление, маленький и медленный буфер, плохая производительность при слабом освещении и ограниченный выбор светосильных объективов делают его практически непригодным для фотожурналистики.
Настоящие недостатки Contax N Digital заключаются в программном обеспечении для обработки изображений и прошивке камеры. Именно качество изображения RAW Developer удерживает большинство профессиональных фотографов от использования системы Contax N Digital. Более того, тот факт, что формат Contax RAW не поддерживается плагином Adobe RAW Converter (или любыми другими независимыми приложениями для обработки RAW, такими как BibbleLabs 3.0 и им подобные), еще больше усугубляет ситуацию.
Прошивка камеры не обеспечивает прямой доступ компьютера к карте Compact Flash, установленной в камере, без Contax RAW Developer, и, наоборот, пользовательские функции камеры не могут быть установлены с компьютера. Хотя камера, скорее всего, способна создавать миниатюры изображений для предварительного просмотра в режиме RAW, это не так. В некоторых случаях камера работает с перебоями, например, съемка может быть невозможна без вставленной CF-карты, или она может остановиться без предупреждения при низком уровне питания.
Учитывая все вышесказанное, мой вывод таков: аппаратные возможности камеры намного опережают разработанное для нее программное обеспечение и прошивки. Если эти проблемы будут решены, Contax N Digital сможет конкурировать даже с профессиональными зеркалками Canon 1D и Kodak DCS 14n.
📸📸📸📸📸📸📸📸📸
Больше переводов иностранных статей по ссылке ниже
Моя коллекция старых цифровых фотокамер