Найти тему
Okko

Огромные буфера и немного нервно: Как прошел «Золотой глобус»

John Salangsang/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images
John Salangsang/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images

Каждый год приходится писать тексты в стиле «Почему „Золотые глобусы“ — никому не нужная премия». Теперь этим вопросом задается американская пресса. Рассказываем, так это или не так, и вспоминаем, как прошла первая церемония, не связанная с учредителями премии.

Совсем немного истории

Джиллиан Андерсон идет за свой столик. Matt Winkelmeyer/Staff/Getty Images
Джиллиан Андерсон идет за свой столик. Matt Winkelmeyer/Staff/Getty Images

Самая сомнительная премия Голливуда — вовсе не «Золотая малина», а «Золотой глобус», которая издавна вызывала вопросы по своей этической части. Голливудская ассоциация иностранной прессы (HFPA), организовавшая ее в 1944-м, последнее время влипала в нехорошие истории, связанные со взятками, нецелесообразными расходами средств и запанибратским отношением к звездам. Долгое время «Глобусы» считались наградой, которую студии могли при желании купить, обеспечив своим фильмам необходимую перед наградами Американской киноакадемии шумиху, отчего премию HFPA в прессе, не связанной с киноиндустрией, называли «предшественницей „Оскара“».

Беспощадное время вывело на чистую воду компанию из 99 журналистов, скорее похожую на закрытый клуб для своих, нежели на некоммерческую организацию, а расследование LA Times 2021 года поставило точку в истории HFPA. После нескольких тщетных попыток реформирования 12 июня 2023 года HFPA прекратила свое существование, продала права на проведение премии «Золотой глобус» компаниям Dick Clark Productions и Eldridge Industries и передала вырученные средства в новую некоммерческую организацию, созданную для продолжения благотворительной деятельности Ассоциации.

Журналисты, входившие в состав HFPA, при желании могли остаться, получать оклад (75 000 долларов в год), работать над контентом для сайта премии и заниматься благотворительностью. Кроме того, они же голосуют за номинации и номинантов. Состав сейчас гораздо разнообразнее: 300 человек (вместо 99) из 76 стран, 46 % — женщины, 60 % — представители разных этнических групп.

Что нового?

Марго Робби во время церемонии. Jason Armond/Contributor/Getty Images
Марго Робби во время церемонии. Jason Armond/Contributor/Getty Images

Сразу две номинации впервые были представлены в этом году. Приз за кинематографические и кассовые достижения (он совершенно закономерно достался фильму «Барби»), а также премия за лучший стендап (ее получил Рики Джервэйс). Нечто похожее пытался ввести «Оскар», но против приза лучшему блокбастеру выступила вся американская киноиндустрия.

Долгое время церемонию показывали на канале NBC, однако в этом году хозяином мероприятия стал канал CBS — всё из-за скандалов, повлекших за собой изменения.

Что интересно, сразу несколько человек и несколько каналов отказывались показывать в этом году «Глобусы». Считалось, что премия настолько дискредитирована, что прикасаться к ней не хотелось. Канал CBS отказывался дважды, прежде чем решился подписать соглашение на один год.

Впервые церемонию вел комик Джо Кой, стендапер филиппино-американского происхождения, который получил пост 21 декабря 2023-го, за несколько дней до церемонии. Кою пришлось очень непросто: он никогда не выступал на «Глобусах», не имеет опыта работы с настолько звездной аудиторией, что было заметно.

Что плохого?

Ведущий церемонии Джо Кой. Rich Polk/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images
Ведущий церемонии Джо Кой. Rich Polk/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images

USA Today разносит церемонию в пух и прах, не стесняется в выражениях и называет Коя неизвестным, хотя ведущего стоит скорее назвать невезучим: он подхватил работу после того, как от нее отказались все остальные, и провалился так, что треск будет слышен еще пару дней.

«Мы все мечтали об этом моменте!» — сказал Кой, что вызвало недоумение в зале: в прошлом году некоторые звезды вообще бойкотировали церемонию, а Том Круз, узнав о скандале в 2021-м, вернул все свои премии оргкомитету. Так что мечтать о «Глобусах» после всего случившегося не приходилось.

«Едва я подписал контракт, сразу приступил к просмотру всех номинантов. Пока моя семья встречала Новый год, я смотрел „Оппенгеймера“. Мне понравился фильм! С одним но: ему не хватило еще одного часа! Мало предыстории. На Новый год я пообещал себе досмотреть „Оппенгеймера“ в 2025 году! Очень он мне понравился! Особенно первый сезон». Внимание на лицо Кристофера Нолана:

Golden Globes
Golden Globes

«Как же глупо», — продолжил Кой. Дальше было не лучше. Фильм, мол, ответил на давно мучивший Джо вопрос: есть ли у ученых половая жизнь? Есть, если они выглядят как Киллиан Мёрфи. «Барби» оказалась фильмом, снятым по кукле «с огромными буферами». На этом в зале раздалось неодобрительное «буканье». «Некоторые шутки писал я, некоторые — другие, — внезапно заявил Кой, почувствовав, что теряет внимание зала. — Люди, я подписался на это десять дней назад, а вы ждете идеальный монолог? Да ну вас! Притормозите! Кстати, вы ржете только над моими шутками». Не обошлось без упоминания грандиозного танца обнаженного Барри Кеогана в финале «Солтберна»: Кой шутил про член актера («Вот настоящая звезда!»), отметил, что в фильме «Барби» отчаянно не хватает пениса, зато потом он посмотрел «Маэстро», и «вот же он, на лице Брэдли Купера!» После появления в Сети первого кадра с Купером в роли дирижера Леонарда Бернстайна многие обсуждали неудачный и огромный искусственный нос, однако в фильме всё смотрится органично и никаких нареканий не вызывает.

Монолог Джо Коя снова вызывает вопрос: а зачем вообще этой премии ведущий? Если всё равно номинантов анонсируют приглашенные пары звезд, они же оглашают лауреатов. Все шутки прописаны заранее, отходить от текста могут только комедианты, остальным хочется как можно быстрее вернуться за стол к шампанскому. Не зря «Глобус» заслужил прозвище «пьяный брат „Оскара“».

Неловкость от происходящего лучше всего выражает Тейлор Свифт после того, как Кой пошутил, что эта трансляция лучше, чем американский футбол, ведь здесь Тейлор показывают реже (певица сейчас встречается со звездой NFL Трэвисом Келси).

Golden Globes
Golden Globes

Казалось, что хуже, чем Рики Джервэйс, ведущий «Глобусов» быть не может. Оказывается, может, и для этого достаточно просто пригласить малоизвестного комика и не выделить ему достаточно времени на подготовку качественного монолога.

Что хорошего?

За хорошим — к лауреатам. Лили Гладстоун произнесла искреннюю речь, принимая награду, а зал рукоплескал ей стоя. Она говорила о матери, которая сохраняла язык племени блэкфит, о новых временах, когда коренные американцы могут говорить на своих языках в кадре. Благодарила всех, кого можно, — благо это исторический момент для «Глобуса», Гладстоун стала первой коренной американкой, получившей эту награду.

Роберт Дауни — младший, принимая награду за «Оппенгеймера», заявил, что принял бета-блокаторы (лекарство, купирующее действие адреналина), поэтому будет краток. Благодарственную речь он прочитал по бумаге, в кои-то веки не прибегая к импровизации, чем он славится. Что интересно, Дауни-младший единственный отметил в своей речи изменения среди учредителей премии.

Музыканты Андра Дэй и Джон Батист забавно представили номинантов на лучшую песню, напевая тему из «Соника»:

Киран Калкин случайно рыгнул в микрофон, извинился, а потом вспомнил, как его номинировали лет 20 назад (за фильм «Игби идет ко дну») и он был уверен, что больше никогда сюда не вернется. Но вот, пожалуйста, премия за «Наследников», его первый «Глобус». «Выкуси, Педро», — обратился Калкин к своему конкуренту по номинации «Лучший актер в драматическом сериале».

Стивен Ян, получая премию за «Грызню», выдал речь с неожиданным поворотом. «Истории, в которых я обычно играю, повествуют об уединении и разобщенности. Но когда поднимаешься сюда, то все мысли только о других. Такое ощущение, будто это сюжет „Холодного сердца“».

Неожиданное признание выдала Билли Айлиш, получая награду за лучшую песню (What Was I Made For к фильму «Барби»). «Ровно год назад нам показали фильм. Тогда я была очень-очень несчастна и страдала от депрессии. Сочинение песни в некотором роде спасло меня».

Режиссер Йоргос Лантимос, принимая награду за «Бедных-несчастных», сообщил, что весь вечер хотел поговорить с Брюсом Спрингстином. «У нас с вами день рождения в один и тот же день. 23 сентября. Это мой кумир с самого детства». Спрингстин явно обрадовался. И тут, пожалуй, стоит выделить главный смысл любых наград, но «Глобуса» особенно. Звезды (вот сюрприз!) тоже люди и рады увидеть других знаменитостей, познакомиться или просто поболтать, если давно не виделись. Да еще и в настолько неформальной обстановке.

Стивен Спилберг и Рэйчел Броснахэн. Christopher Polk/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images
Стивен Спилберг и Рэйчел Броснахэн. Christopher Polk/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images

Впрочем, пожалуй, самый трогательный момент, подтверждающий эту теорию, случился до начала церемонии. Бри Ларсон дает интервью перед началом и видит, как по ступенькам поднимается Дженнифер Лопес. У Ларсон — а она тоже человек и когда-то фанатела по Джей Ло — случается легкая истерика, она забывает про интервью и с обожанием смотрит на проплывающую мимо Лопес в роскошном платье с розами. К счастью, Лопес разворачивается, Ларсон бросается к ней в объятия и рассказывает, что захотела стать актрисой, увидев ее в фильме «Селена». Дженнифер Лопес такого признания не ожидала и тоже расплакалась!

Но что же награды?

Кристен Уиг и Уилл Феррелл на сцене. Rich Polk/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images
Кристен Уиг и Уилл Феррелл на сцене. Rich Polk/Golden Globes 2024/Contributor/Getty Images

Полный список лауреатов у нас вот здесь, но если вы еще не успели подсчитать, несколько цифр.

Лидеры по количеству наград

«Оппенгеймер» — 5

«Наследники» — 4

«Медведь» — 3

«Грызня» — 3

По две премии у «Барби», «Оставленных» и «Бедных-несчастных». Ругать выбор «Глобуса» не поднимается рука — разве что немного обидно за Наташу Лионн, блестяще сыгравшую в черной комедии «Покерфейс». Неожиданно удививший американских журналистов приз за сценарий драме «Анатомия падения», обладателю главной награды прошлогоднего Каннского фестиваля, говорит об увеличившемся количестве европейской прессы, повлиявшей на голосование в этой категории.

Пусть сама церемония была не очень-то удачной, но распределение наград вышло весьма достойным. Как радостно выразился со сцены Уилл Феррелл, «„Золотые глобусы“ не изменились». Но думается, что со временем эта премия может объединить кинопрессу со всего света, став по-настоящему международной. Пока же «Золотой глобус» смотрится как «Евровидение» на фоне «Грэмми»: здесь смешно, иногда кринжово, но свою цель, развеселить звезд и зрителей, он пока выполняет.

Текст: Татьяна Шорохова

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.