Найти тему

Во времена хрущевской оттепели в России был потоплен корабль-призрак “Летучий голландец”. Человека, который положил конец легенде, звали…

“ЭТО Я, АВТОР ЛЕГЕНДЫ О “ЛЕТУЧЕМ ГОЛЛАНДЦЕ”, СЕГОДНЯ, 15 СЕНТЯБРЯ 1967 ГОДА, ПОТОПИЛ СВОЙ КОРАБЛЬ…” (Виктор Соснора, “Летучий голландец” (цит. по изд. Посев, Франкфурт-на-Майне, 1979)

Виктор Соснора(1936 — 2019) — летучий голландец русской словесности. Получив благословение футуристов и Д.С. Лихачева, он не пристал ни к одному из берегов литературной рутины. Ребенок блокады, сын полка, слесарь на “Невском заводе”, воспевший море-Ладогу и родину-Нево — он был “пришельцем” приютившей его эпохи. Поэтесса Татьяна Галушко написала как-то: “здесь пососнорил бог”, как будто Бог действительно приправил вторую половину двадцатого века его стихами и прозой.  NevskyNotes.com приводят 10 цитат из прозаической книги раннего Сосноры “Летучий голландец”. Полная черного юмора, сюрреалистичных образов, абсурдистского переосмысления действительности  она погружает нас одновременно и в скудную советскую реальность, и в омут вечных жизненных вопросов.  В этой абсурдистской прозе-пьесе герои разговаривают на смеси детского лепета, пьяного бреда и дикого канцелярита, что позволяет передать широчайшую гамму чувств и подобно танцу буто снять многолетние “зажимы”, которыми так богаты все пассажиры планеты. Все на борт!

1. На вечно-пьющем корабле-призраке просыпается спавший 18 лет пьяным сном боцман-миллионер по имени Гамба:

Боцман очнулся и сказал: Почему Архимед, когда делал открытия, восклицал: “Еврейка”?

Никто не ответил. Почему Архимед восклицал “Еврейка”? — распрашивал Гамба.

Все молчали.

Тогда боцман спросил:

Где у мухи сердце?

И этого никто не знал.

Молодым женщинам рекомендуется употреблять в пищу электрические провода, — сказал Гамба и уснул.

2. Капитан Грам (а как еще могут звать капитана самого пьющего корабля современности!) дает приказ повесить матросов с чересчур загорелыми лицами. Его приказание выполнено.

Может, они  и не мертвы, — сказал доктор Амстен, — может, это у них случайное состояние, солнечный удар или летаргический сон?

Нет, они мертвы, — сказал капитан. — Иначе бы они сами сказали, что у них. Жалко. И смешно получается: пока добьешься положительных результатов перевоспитания, индивидуум уже умер.

3. “Летучий голландец” как гордый “Варяг” окружен пиратами, но сдаваться не собирается. Загадывая вперед скажем, что победа останется за ним.

Семь эсминцев, одиннадцать крейсеров, два линкора, четыре танкера для трофеев, один авианосец, тридцать восемь торпедных катеров и девяносто четыре подводные лодки окружали парусный трехмачтовый корабль. Уже над тремя мачтами летали самолеты, из люков самолетов, как рыбы, выглядывали авиабомбы.

4. Раздраженный звуком играющей гитары, капитан Грам пытается выяснить, кто же все-таки играет на гитаре?

Произвели перекличку.Вся команда была налицо. Но гитара не могла играть сама по себе. Думали, что это играет боцман Гамба, миллионер. У него были такие и подобные причуды. Но боцману было не до гитары. Он лежал в красном гамаке и был пьян. Тут бессмысленна была всякая судебно-медицинская экспертиза. Даже доктор Амстен сказал, что Гамба невменяем и на гитаре играть не может.

5. Кок Пирос уговаривает философа Дания “напиться вдребезги”:

— Я еще никогда не был пьяным, — сказал гусиная лапка <Даний>. — Что такое напиться — для меня секрет.

Вот и прелестно. Ты выпьешь две бутылки бренди и через полчаса разгадаешь страшную тайну своего секрета.

6. Капитан Грам убеждает радиста Эфа — гениального изобретателя, что его изобретательность не спасет его от виселицы:

Как знать, как знать. А я думаю, в наш век никакая сила никого не спасет от петли. У меня еще есть и сомнения: а гениален ли ты на самом деле? Ведь гениальность — не очень распространенное свойство среди матросов.

Если я не гений, то кто же я? — искренне удивился Эф.

7. Все сорок матросов “Летучего голландца” без исключения носят усы.

Каких усов здесь только не было — и как у Эйнштейна, и как у Ницше; как у Чингиз-хана, как у Вильгельма Оранского, как у Фридриха Великого, как у Гитлера, — и много, много других, всего сорок усов, ни больше, ни меньше.

8. Впередсмотрящий Фенелон необычным образом сопротивляется восстанию матросов, вспыхнувшему на корабле.

Фенелон дрался иначе: бесстрастный, он сидел в кресле-качалке Ламолье и читал Библию. Он сидел мрачно, как большая человеческая сова. Время от времени он слюнявил указательный палец, чтобы перевернуть страницу. Если какой-нибудь матрос подбегал к нему с агрессией, Фенелон подзывал его указательным пальцем  и показывал на страницу. Матрос наклонялся над страницей, и тогда Фенелон бил его снизу смертельным ударом под подбородок. В дыму и под пулями Фенелон читал “Откровение Иоанна Богослова”. Он знал, что делает.

9. Старпом Сотл совсем упал духом и признается в этом Фенелону:

— Кто мы? — сказал Сотл. В его голосе послышались слезы. — Луна объемна, как будто совсем перед глазами. Все ее кратеры обозначены, как типографские значки. Удивительно, как луна висит сама по себе. Я знаю, что там никого нет, лишь вымпел какой-то великой державы. Уж лучше быть замороженным на луне. как вымпел, чем все время качаться в этой тошнотворной лоханке. Куда мы плывем, Фенелон, и зачем? Если тебя все хотят повесить, значит, ты самый умный, объясни мне, я сомневаюсь. Откуда мы? Ты знаешь?

10. Фенелон утешает Сотла:

… мы любим свой тотальный театр абсурда, как Христос любил свое распятье, как заключенный любит свою тюрьму. Вот в чем дело, Сотл.

и напоследок:

11. Философ Даний объясняет матросам эволюцию, оказывается главное — это полоски:

— …Зебра быстро добежала до прекрасных джунглей и присмотрелась. Но прекрасные джунгли оказались не так прекрасны. Они кишели змеями, крокодилами, носорогами, пятнистыми пантерами и прочей прелестью. Тогда пчеле <которая стала зеброй> пришлось опять видообразоваться. В общем-то это было менее трудное дело. В джунглях шла борьба за существование. Там нужны были клыки, когти да мускулатура. Двести пятьдесят лет зебра упражнялась. И не без успеха: клыки у нее увеличились, когти появились мускулатура развилась — главное, что не надо было менять, как и прежде, шкуру. Шкура осталась полосатой: зебра стала тигром. В какое животное она разовьется еще через двести пятьдесят лет — науке не известно. Так. Но все не так у людей. Развитие человечества шло скачками. Люди как-то выскочили из ледников. Они стали — полюбуйтесь на себя! — не люди, а — красота! У вас ведь совсем современное мышление и подсознательные элементы! Вы ведь все с большими усами. И вы тоже: сидите, сидите в своем леднике <матросском кубрике>, а потом возьмете и сделаете по собственному желанию скачок на мачты. А на мачтах — и солнечная современность, и голубой космос!

И качается повешенный матрос Бал, — добавил Фенелон…

На этом все. Кстати, кто же все-таки играл на гитаре?