Переспать с впечатлениями от нового фильма Оксаны Бычковой ночь, две, пять - у меня не получилось. Я думаю о нем постоянно. Он идет в моей голове фоном. Что бы я ни делала. Какими бы другими фильмами и сериалами не пыталась его заглушить. А когда муж в 55-й раз спрашивает, что подарить мне на день рождения, отвечаю максимально нескромно: "Отвези меня в Тбилиси".
У фильма есть второе название - «Джонджоли» (это национальная грузинская закуска необычного вкуса и аромата). И после просмотра «Нины» это второе название кажется даже более точным и глубоким. Более колоритным.
Оговорюсь, что я не знаю, стала бы смотреть это кино, не будь в нем Пересильд и Цыганова. Кяро тоже отлично сыграл, но его роль здесь эпизодическая. А вот Юлия и Евгений... Нет, еще, безусловно, Тбилиси. Юлия, Евгений и Тбилиси - эти три главных героя великолепны. Они настоящие, красивые, живые, естественные, притягательные. Что бы ни делали. Что бы ни говорили. Как бы ни выглядели.
Кроме прекрасного женского возраста (героине 38-39), у Нины (Юлия Пересильд) есть все - любимый и любящий муж, милый сынишка, любимая работа (детский логопед), шикарный загородный дом в Подмосковье. Жизнь наполнена до краев, в ней нет пустот, которые еще надо бы чем-то заполнить, чтобы проставить все общепринятые галочки.
Но вдруг раздается звонок из прошлого. 15 лет назад Нина с любимым отдыхала в Тбилиси. Его звали Руслан (Евгений Цыганов), и он не стал ее мужем, - так бывает. Все эти годы они не виделись и не общались. И вот Руслан звонит и говорит, что болен, что будет операция, во время которой он может умереть. Приезжай.
Как бы Вы поступили на месте взрослой мудрой Нины? Сказать "с чего бы?" неловко, "почему я?" - тоже. Они даже не были женаты. Он - один из ее бывших влюбленностей. Нина должна бросить работу, семью, всем как-то объяснить причину своего срочного отъезда, и умудриться не поссориться с мужем. Она долго думает, и решает ехать. И даже зовет с собой мужа. Борис (Кирилл Кяро) доверяет любимой более, чем, и отпускает ее легче легкого. Одну, разумеется. Поцелуи, проводы на такси, договоренность каждый вечер выходить в скайп.
А Вы бы как поступили? Полетели бы? И муж спокойно бы Вас отпустил? Мой бы на развод подал.
Дальше - сводящая с ума Грузия. Тбилиси. Улочки, рынок, горы, вино, застолье, песни, гостеприимство, тепло, легкость, простота. Даже собаки относятся к гостям так радушно, что каждый раз, убеждая себя, что завтра ты ну точно полетишь обратно в Москву, так или иначе, но найдется причина перенести вылет. Да и внешне Руслан нисколько не похож на умирающего. Сердце он лечит вином и сигаретами, живет словно играючи, а на вопрос "почему ты здесь, а не в Израиле или Германии" отвечает, что ему хорошо только здесь, в Тбилиси. И его можно понять.
Я была убеждена, что режиссер фильма - Алексей Учитель. Не из-за Пересильд, а из-за стиля, в котором снята картина. Она очень похожа на учительскую "Прогулку". Герои постоянно в движении. Они не идут, а парят над чудесным городом. Плывут. Улыбаются. Вот-вот взлетят. Фильм как будто документальный. Красивый до невозможности оторваться. В нем очень мало слов, диалогов. Зачем они здесь, если есть лица. Только не говорите, пожалуйста, что Цыганов везде одинаково-неряшливый или какой-то еще. Это актер, которому необязательно быть разным, необязательно что-то говорить и необязательно быть одетым в дорогой костюм.
Пересильд, Цыганов и Тбилиси. Операторская работа завораживает. После фильма «Нина», даже если Вы будете им разочарованы, у Вас останется любовь к этому до вчерашнего дня абсолютно чужому городу. И к людям, которые в нем живут. К легкости, с которой они разговаривают, рассуждают о важном и простом, ведут себя в обычных или необычных ситуациях. "Я просто смотрю, не буду ничего покупать". "А я просто показываю, не буду ничего продавать" (из разговора на рынке). Легко? Легко.
Из Тбилиси не уехать. От его колорита, атмосферы. От его затягивающей словно в омут красоты. Этому омуту хочется отдаться с головой. Ну какое там еще Подмосковье?
И все же вечерами Нина "скайпится" с мужем, а днями - сдерживается, чтобы не изменить ему с Русланом (с трудом, но у нее получается это, ведь она "обещала. Кому? Себе. Что обещала? Мужу не изменять. А зачем тогда ты приехала?" (логичный вопрос от Руслана, не так ли? 😀).
Но отказ переспать с бывшим, с которым она приехала вроде как попрощаться, а также неоднократный перенос вылета, который она толком не может объяснить, выворачивает двух мужчин наизнанку, и парни, не выбирая выражений, без тени любви и уважения выдают Нине все, что они о ней думают на самом деле. Про некрасивые ноги в том числе.
И Нина мечется. Как птица в клетке. Места много, кругом простор, а она бегает туда-сюда, словно ее взлетную полосу ограничили несколькими метрами. Было два любимых. Ладно, один бывший. Но какой! Не к каждому бывшему полетишь просто потому, что мало ли что с ним может случиться во время операции на сердце. А по итогу оказалось, что ни одного. Бывший так и вовсе признался, что ему всегда Машка нравилась. Даже тогда, когда он с Ниной в Тбилиси отдыхал.
И вот была жизнь чашей полной, а стала - пустотой зияющей. В миг. Нет ничего. Ни любви, ни счастья, ни желаний. Как быть? Что делать? Как жить дальше? И идет наша Нина куда? Правильно! К молодому грузину. К тому красавцу, который на рынке работает. Попрощаться перед отъездом. "Как чувствуешь себя?", - спрашивает Нину Лери (Андро Чичинадзе). "Как бабка. Как ранняя бабка. Начало бабки", - отвечает ему молодая, красивая, умная, и вроде бы здоровая духом и телом Нина.
Состариться можно по-разному. Можно медленно, можно вдруг. Можно давно, но резко почувствовать себя старухой только сейчас. А ей нет и 40. И хочется спасения. Любви? Нет. Скорее - свободы. От чего? От только что любимых - мужа, работы, дома. Дома, мужа, работы. Работы, дома, мужа. И Нина отдается Лери. Она выбрала свободу? Я не знаю. Похоже, что так. Нарушила данное себе слово. Руслану - нет, Лери - да. И, королевой придя после к себе в гостиницу, она заснула, улыбаясь. И так до утра с этой улыбкой на лице и проспала. Выходит, между любовью (той любовью, за которой в том числе - обязанности и ответственность) и свободой Нина выбрала свободу и стала счастливой?
А почему же тогда такой финал? (Сознательно не пишу спойлеры). Я думала, что нам бережно показывают сон героини. Думала, что сейчас Нина проснется, поедет в аэропорт, в Москве ее встретит Боря, которому сразу после измены она отправила логичное смс "Я люблю тебя". Но финал оказался действительно финалом. Который - как обух по голове. И я до сих пор размышляю над ним. И похоже, он так и был задуман - стать для зрителя вопросительным. К слову, на мой взгляд, - женского зрителя.
Фильм шикарный. Наверное, это и есть артхаус. С печальным, но вдумчивым, и я еще не поняла, почему, но очень приятным послевкусием.
Буду рада Вашим откликам и комментариям (чур, без спойлеров! 😊).