Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение 13.3 ДОБРОТА по тексту В.А. Бахревского «Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью...»

Оглавление

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие поступки характеризуют доброго человека?». Дайте определение понятию ДОБРОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

✏️

Доброта — нравственное качество человека, которое проявляется в заботе о других и сострадании. На мой взгляд, доброго человека характеризует способность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

В тексте В.А. Бахревского добротой наделён Сергей. Мальчик заботится о лебедях, которые могут погибнуть на замёрзшем озере (предложение 30). Он укрывает птиц в подвале, приносит им еду (предложение 34). Этот поступок показывает, что Серый является добрым, милосердным и неравнодушным человеком.

Герой рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» тоже не остаётся равнодушным при виде чужого горя. Когда доктор Пирогов встречает бедного Мерцалова, он всеми силами помогает семье отчаявшегося человека: достаёт лекарства, наблюдает за больным ребёнком, даёт денег на еду. Способный на такие поступки человек наделён огромным сердцем, потому что бескорыстно помогает нуждающимся.

Таким образом, определить доброго человека очень просто. Он не сможет пройти мимо чужой беды, откликнется на страдания другого живого существа, всеми силами окажет помощь.

Разбор каждого этапа по абзацам:

1️⃣ Тезис

Определение понятия:

Доброта — нравственное качество человека, которое проявляется в заботе о других и сострадании.

Ответ на вопрос:

На мой взгляд, доброго человека характеризует способность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.

Клише - переход к аргументации:

Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

2️⃣ Первый пример (из данного текста)

Переход к тексту:

В тексте В.А. Бахревского добротой наделён Сергей.

Конкретный пример из текста с указанием номеров предложений:

Мальчик заботится о лебедях, которые могут погибнуть на замёрзшем озере (предложение 30). Он укрывает птиц в подвале, приносит им еду (предложение 34).

Пояснение к примеру (комментарий, как связан пример с анализируемым понятием):

Этот поступок показывает, что Серый является добрым, милосердным и неравнодушным человеком.

3️⃣ Второй пример (из читательского опыта)

Переход к аргументу - указание на произведение, из которого берём пример:

Герой рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» тоже не остаётся равнодушным при виде чужого горя.

Конкретный пример из произведения:

Когда доктор Пирогов встречает бедного Мерцалова, он всеми силами помогает семье отчаявшегося человека: достаёт лекарства, наблюдает за больным ребёнком, даёт денег на еду.

Пояснение к примеру (комментарий, как связан пример с анализируемым понятием):

Способный на такие поступки человек наделён огромным сердцем, потому что бескорыстно помогает нуждающимся.

4️⃣ Вывод

Таким образом, определить доброго человека очень просто. Он не сможет пройти мимо чужой беды, откликнется на страдания другого живого существа, всеми силами окажет помощь.

В выводе обязательно вернитесь к вопросу из задания: «Какие поступки характеризуют доброго человека?»

Убедитесь, что в пояснениях к примерам даны ответы на этот вопрос. А в выводе обобщите сказанное: неравнодушие по отношению к живым существам (и к птицам, как в примере 1, и к людям, как в примере 2) и характеризует доброго человека — то есть показывает его доброту.

Удачи в написании!

-2

Исходный текст:

(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову – за ум и отличные успехи.
(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради пятёрки говорить столько, сколько тянуло на эту самую пятёрку. (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.
(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.
(20)Конечно, пятёрка!
(21)Учительница Клара Ниловна говорит:
– Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (22)У меня вопрос. (23)Кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?
(25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой:
– Наталья! (26)Хочешь одну вещь покажу?
– (27)Покажи! – удивилась Лоскутикова.
(28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.
– (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.
(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.
– (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо.
(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.
– (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова.
– (36)Самые настоящие, – погордился Серый.
– (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!
(39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…
(По В.А. Бахревскому*)
* Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) – советский и российский писатель, поэт, классик детской литературы.

📝 Подпишись, чтобы не пропустить новые сочинения!

🔍 Ищешь сочинение? Напиши в комментариях задание, составим образец)