Всем доброго времени суток!
В центре Москвы, на территории бывшего Китай-города, расположена одна из самых древних и известных улиц - Варварка. Проходит она от Васильевского спуска до площади Варварские Ворота.
Название дано в честь церкви святой Варвары, построенной в 1434 году. Она стоит первой по правой стороне улицы, как идти от Красной площади.
Варварка: вначале аристократическая, потом воровская…
В средние века на Варварке располагались дворы бояр, богатых купцов и другой городской знати. В XVI в. здесь появилось первое в Москве иноземное посольство, рядом – крупнейшая усадьба бояр Романовых, превращенная впоследствии в Знаменский монастырь.
В XVII веке улица стала носить все более торговый характер, а в XVIII-XIX столетиях Варварка и вовсе прославилась "воровской малиной": питейными заведениями, мошенниками, обстряпывающими свои темные делишки.
В XVIII веке на территории Китай-города обосновался знаменитый вор Ванька Осипов по кличке Каин. Его шайка наводила ужас на москвичей, боявшихся даже нос сунуть на Варварку и в Зарядье.
Ванька Осипов по кличке Каин
Его звали Иван Осипов, родом он был из села Ивашево Ростовского уезда Ярославской губернии. Будучи сыном крестьянина, Иван по рождению был подневольным купца П.Д. Филатьева, который владел селом.
Подростком Ваньку отправили служить Филатьеву в его московский дом. Прослужил крестьянский сын в господском доме четыре года. Устав терпеть крутой нрав хозяина, унижения и побои, Ванька в один день вскрыл сундук барина с деньгами и бежал с награбленным. При побеге ему помогал бывалый вор Петр Романович Смирной, известный под прозвищем «Камчатка». Так, под его надзором Ванька начал свою преступную карьеру.
Однако вскоре люди купца Филатьева схватили беглеца, привели его на барский двор и привязали на цепь, чтобы высечь плетьми. Когда час наказания приблизился, а плети уже были наготове, Ванька громко выкрикнул «Слово и дело»! Эта условная фраза использовалась на Руси в XVII и XVIII веках до начала правления Екатерины Великой. Она означала, что сказавший «Слово и дело», знает о государственном преступлении и готов донести на причастных к нему лиц. Доносчика предписывалось незамедлительно доставлят в канцелярию тайных розыскных дел на допрос.
Филатьев, как и полагалось, передал Ваньку полиции для препровождения в московскую контору тайный розыскных дел. На допросе Ванька рассказал об истории, которую услышал от третьих лиц. По его словам, купец Филатьев или кого-то из его слуг способствовали убийству солдата, тело которого бросили в колодец во дворе купеческого дома.
Убийство военного человека расценивалось как тяжкое государственное преступление, и наказание за него было суровым. Проведенная проверка подтвердила факт преступления, и Ванька, получив вольную, был отпущен на свободу. А на воле его уже ожидали подельники… Так началась разгульная воровская жизнь Ваньки Каина и его банды.
Воровские "будни" Ваньки Каина
По протекции Камчатки Ванька получил доступ в сообщество воров и преступников, "малина" которых находилась в притоне «под Каменным мостом». Там, под пролетами Всехсвятского (Каменного) моста, собирались представители криминального мира, чтобы сокрыть наворованное и планировать будущие нападения. Шайка Камчатки промышляла карманными кражами и мелким разбоем сначала в Москве, а затем в Нижнем Новгороде и далее вниз по Волге.
Примечательно, что организационной и финансовой жизнью притона заправлял дворянин, опустившийся до уровня вора и скупщика краденого, Степан Болховитинов. Он держал воровскую казну и вел подробные списки краж и разбоев.
Вот как шайка "орудовала" в Нижнем Новгороде: (из показаний Камчатки на допросе) «… потом все пять человек ходили в том городе Нижнем для кражи разных чинов у людей ис карманов денег и платков и для кражи в торговых банях у парелщиков денег и платья и в том городе жили пять дней. И во время де того их житья как в вечеренних, так и в утренних банях, по вся дни крали у бурлаков и разных чинов у людей денги и платье… А потом ис того Нижняго Новагорода пришли все обще на Макарьевскую ж ярманку…».
Про воровскую смекалку…
О Ванькиной воровской смекалке народ слагал легенды. Якобы однажды, убегая с награбленным от погони, вор спрятал добро в огромной глубокой луже.
На следующий день в этой луже застряла карета некой барыни. Слуги были нерасторопными и вытаскивали барскую карету довольно медлено. При этом многие господские вещи оказались в грязи.
Разъяренная барыня ругала холопов на чем свет стоит, хлестала их по щекам и грозилась спустить с окаянных по три шкуры. Московские зеваки, собравшиеся посмотреть на это, вовсю потешались над происходящим! Никому и в голову не пришло, что вся эта сцена была разыграна шайкой Ваньки Каина. Так они на глазах у москвичей извлекли из лужи награбленное и спокойно укатили восвояси.
Как Ванька стал доносчиком
В 1741 императрица Елизавета Петровна подписала указ о прощении преступников.
И тут Ванька, что называется, "выкинул коленце"! Он отправился в Сыскной приказ, где заявил на себя и был прощен. А заодно высказал желание помогать полиции ловить воров. Дескать, он отлично знает преступный элемент и его повадки, а значит, никто лучше него не сможет изобличать грабителей.
Однажды за одну ночь он сдал 60 бывших своих подельников, в том числе и своего покровителя, вора Камчатку.
На сыскной службе Ванька Каин разбогател, опутал всю Москву паутиной коррупции и под прикрытием агента Сыскного приказа "обтяпывал" свои преступные делишки.
Кончил он, все же, плохо: вора судили, клеймили и приговорили к каторге, где он и сгинул без следа…А 20 лет спустя вышла книжка под названием «История славного вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина…писанная им самим при Балтийском порте в 1764 году».
Варварка после Ваньки Каина
В советское время жилые дома на Варварке превратились в коммунальные квартиры с минимумом удобств, а с конца 1940-х гг. начался их постепенный снос и расселение. Сама улица в этот период носила имя Степана Разина.
В 1967–2007 гг. на Варварке располагалась гостиница «Россия», занесенная в книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире на момент постройки.
Сегодня четная сторона улицы состоит из отдельно стоящих памятников московской старины: церквей и палат, а противоположную сторону занимает ряд фасадов торговых домов и Гостиного двора. В помещениях палат бояр Романовых и Английского двора – открыты музеи.
На этом все. До новых встреч!