Человек ест арбуз и очень радуется, что ему попался именно тот кусок, в котором нет косточек или их там очень мало. Так и во всей своей жизни человеческое существо подсознательно всегда стремится избегать неприятных проявлений и получать всегда удовольствие. И кажется в этом и заключена вся природа человека, которая ищет от жизни не страданий, но радости. Может поэтому и буддизм определил для себя цель – освободить всех живых существ от страданий и наделить всех счастьем.
Да вот только сам человек в своем рассудке и во всех своих внешних чувствах далек от тех методов освобождения от страданий, которые предлагает ему буддизм или какое-либо другое духовное учение. Ведь страдания и боль совсем не то же, что человек понимает под ними в своих чувствах и мыслях. Но воспринимает все это, как жестоко обрушивающимся в его жизнь слепой рок, хаос природы или чей-то злой умысел (какого-то другого человека, системы или бога).
Однако мудрый, прозревший истину, начинает осознавать, что это вовсе не так, но наоборот – Благо, То Откровение, которое посылает ему Божественный, чтобы человек узнал что-то очень важное для себя. И при этом пришел к пониманию, что страдания, которые он испытывает, это не потому, что он – «никчемное существо», и «Великий Бог», «Посылающий» ему все эти страдания, совершенно далек от всего этого. Но напротив, это Он (Всевышний), Кто в первую очередь и Испытывает все эти страдания внутри человека и в этом мире, и насколько это возможно Принимает их на Себя, чтобы облегчить страдания человека, и при этом Помочь ему продвинуться в самосознании и на Пути Эволюции.
Ваша боль от того, что ломается оболочка, скрывающая вас от пониманья вещей. Чтобы сердце плода могло предстать перед солнцем, его твердая косточка должна расколоться, вот так же и вы должны узнать боль. И если бы сердце ваше не переставало изумляться чудесам, которые жизнь приносит вам каждый день, ваша боль казалась бы вам не менее длинной, чем радость. И вы бы смирились со сменой времен года вашего сердца, подобно тому как принимаете смену сезонов, проходящих через ваши поля. И наблюдали бы с безмятежностью за зимами ваших печалей. Значительную часть вашей боли вы выбрали сами. Это горькое снадобье, которым врач внутри вас лечит заболевшую часть вашего Я. Поэтому доверьтесь врачу и пейте его лекарство молча, безропотно. Потому что, как ни тяжела и жестока рука ‑ она управляется бережной рукой Невидимого. И чаша, что он вам поднес, хотя и жжет ваши губы, сделана Гончаром из глины, смоченной Его собственными святыми слезами.
– Халиль Джибран
И по этому поводу есть образная причта. Один человек после смерти, обозревает весь пройденный им жизненный путь, и обнаруживает его, как следы на песке. И вот видит, что в благоприятные периоды свой жизни его следы сопровождают также следы многих. А в тяжелые времена следы остаются совсем одни, и нет никого рядом. И взывает человек к Богу: «О, Господь, что же ты меня оставлял всякий раз, когда мне так нужна была Твоя помощь!» И Всевышний отвечал ему: «Всю, всю твою жизнь Я Шел всегда рядом с тобой. Но когда на тебя обрушивались какие-то испытания, и тебе было особенно тяжело, Я Брал тебя на Руки».
Таким образом, всякая боль и страдания связана, во-первых, с нашим незнанием чего-то очень важного о себе, что Бог (наше Высшее Я) Желает Открыть нам. А значит восприятие нами всякого страдания – это есть всего лишь наше невежество. А наша способность через эту боль Открыть для себя Истину, наоборот, помогает нам направиться к разумному действию, благодаря которому мы и освобождаемся от проявившегося для нас «страдания». И во-вторых, не следует отделять себя от Бога в часы наших страданий, потому что это Он, Кто поддерживает нас во все эти часы нашей нужды.
И все, кто понял эту истину, уже не избегают страданий, но стараются подражать в этом Богу, и стремятся выражать к окружающим Милосердие Божественного, разделяя с ними их боль, насколько позволяет Великий Закон. И тем самым облегчают не только страдания других, но и сами поднимаются над всем этим миром страданий и боли, и так освобождаются от всякого его влияния на себя. Высочайшим примером такого Милосердного действия является, конечно, миссия Христа Иисуса, в которой, он, как Аватар Всевышнего, принял на себя тяготы мира, чтобы тот мог продолжить свою эволюцию. Как знаем, распятие Христа завершилось Воскресением и Вознесением – высшим Торжеством в человеке Жизни над смертью и всяким страданием. Таким образом, приходим к заключению, что преобразование себя к духовной природе только и способно освободить нас от всех страданий этого мира.
Глупцы думают, что страдания заключаются лишь в болезненном ощущении. Воистину, чувства их извращены. Они уподобляются больному, представляющему себе, что сахар горек. Пушинка шерсти, опускаясь на руку, не осязаема, но проникая в глаз, она причиняет сильную боль. Ладонь - это невежественный человек, глаз - это мудрец. Лишь мудрый потрясен зрелищем страдания мира.
– Наталья Рокотова
Жизнь всякой людской толпы лишена рассудительности либо по невежеству, либо из-за отсутствия самообладания, либо по обеим этим причинам ... Мы же не хотим избрать такой род жизни, где перевешивают страдания ... В целом мы можем сказать, что жизнь рассудительная перевешивает разнузданную, разумная - безрассудную, мужественная - трусливую, ибо в первых как удовольствий, так и страданий меньше, они незначительнее и реже. Но в первых перевешивают удовольствия, а во-вторых, наоборот, страдания ... Поэтому первые виды жизни приятнее вторых ... Словом, жизнь, причастная добродетели, душевной ли или телесной, приятнее жизни, причастной пороку.
– Платон
Пять причин страданий – это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, желание жизни. Невежество (авидья) – питательная среда для всех других – спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу. Невежество (авидья) – это принятие невечного, нечистого, злого, не-Атмана, за вечное, чистое, доброе и Атман. Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом познания. Привязанность (рага) – это влечение к тому, что приносит удовольствие. Отвращение – это стремление избежать то, что приносит несчастье (дукха) ... Тонкие (причины страданий) должны быть устранены путем развития их противоположностей.
– Патанджали
«Ave» означает «без боли». Кто не создан, для того нет боли и ада; и тварь, которая обладает наименьшими свойствами твари, наименее знает боль ... Когда душа уходит от времени, в ней не остается ни боли, ни адского страдания. Даже горе становится для нее там радостью. Все, что только можно вообразить себе в смысле радости, веселья, блаженства и жара любви, перестает даже быть радостью в сравнении с тем блаженством, которое испытывают в этом рождении.
– Экхарт