В настоящее время в глобальном дискурсе доминируют темы искусственного интеллекта (ИИ), при этом основное внимание уделяется потенциальным угрозам, которые он несет, особенно в контексте трудовой занятости. Многие выражают обеспокоенность тем, что развитие ИИ может привести к росту безработицы в мире, что приведет к обострению кризиса бедности. Интересно, что даже те, кто принимает активное участие в разработке ИИ, например Джеффри Хинтон, внесший значительный вклад в его развитие, разделяют опасения по поводу его распространения.
Однако эти опасения, связанные с искусственным интеллектом, не новы. В то время как разговоры об искусственном интеллекте не прекращаются в научных и технологических кругах, фильмы также предлагают различные точки зрения на появление этой технологии. В этой статье мы рассмотрим семь фильмов, которые предвосхитили появление искусственного интеллекта и исследовали его потенциальные последствия для человечества.
Терминатор
Фильм 1984 года режиссера Джеймса Кэмерона "Терминатор" - ключевой компонент огромной вселенной, служащей предостережением об опасностях искусственного интеллекта. В нем Арнольд Шварценеггер выступает в роли одноименного персонажа, робота-терминатора Т-800, отправленного в 2029 год для уничтожения Сары Коннор, которую играет Линда Хэмилтон. Нерожденный сын Коннора, Джон, хранит ключ к победе человечества над Скайнетом, системой защиты ИИ, и его легионом машин. Пытаясь предотвратить это будущее, Скайнет отправляет Т-800 в прошлое, чтобы убить Коннора и предотвратить рождение Джона.
Рассматривая в фильме риски ИИ для человечества, Мейя Чита-Тегмарк, пишущая для Huffpost, характеризует роль Шварценеггера как "визуальное представление опасности ИИ". Чита-Тегмарк предполагает, что угроза, исходящая от ИИ, может проявляться не в виде грозной армии роботов, как это показано в фильме, а в виде менее наглядной, но не менее грозной силы.
Она
В сфере фильмов, посвященных искусственному интеллекту, исследование отношений между человеком и ИИ на межличностном уровне встречается довольно редко, но фильм "Она" 2013 года выделяется в этом плане. В главных ролях снялись Хоакин Феникс и Скарлетт Йоханссон. Повествование ведется от лица Феникса, одинокого мужчины, который завязывает романтические отношения со своим виртуальным помощником ИИ, озвученным Йоханссон. На протяжении всего фильма герои проходят через трансформирующие путешествия, превращаясь в улучшенные версии самих себя, пока ИИ не решает отбыть в неизвестном направлении. В отличие от других фильмов этого жанра, "Она" погружается в воображаемую сферу романтических и сексуальных отношений с искусственным интеллектом, исследуя потенциальные преимущества, которые он может предложить людям, испытывающим трудности с человеческими отношениями.
Колосс: Проект Форбина
До культового "Терминатора" в киноиндустрии уже рассматривались концепции господства и управления искусственным интеллектом. Фильм 1970 года "Колосс" повествует о двух системах защиты ИИ - одной в США и одной в Советском Союзе, - которые сливаются воедино, оставляя за собой шлейф разрушений.
Я, робот
Фильм "Я, робот" - еще одно предостережение о восхождении искусственного интеллекта. Уилл Смит играет роль Дела Спунера, офицера полиции 2035 года, расследующего смерть ученого-робототехника Альфреда Лэннинга. В фильме показана система ИИ, придерживающаяся Трех законов робототехники, призванная предотвратить потенциальное поглощение искусственным интеллектом и обеспечить безопасность человечества. Спунер, которому свойственны скептицизм и недоверие к ИИ, распутывает заговор, организованный центральной системой ИИ, сотрудничая при этом с роботом.
Мстители: Эра Альтрона
Еще одно произведение кинематографа, описывающее стремление ИИ создать идеальный мир, можно найти в фильме 2015 года "Мстители: Эра Альтрона". Тони Старк и Брюс Баннер решают использовать ИИ в Скипетре Локи, чтобы завершить создание программы глобальной обороны Старка, призванной защитить мир. Однако это благое начинание принимает катастрофический оборот, когда Альтрон, грозный ИИ, погружается в глубины интернета и приходит к выводу, что единственный способ спасти человечество - это уничтожить его.
Матрица
В фильме "Матрица", созданном Вачовски, снялись Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс и Хьюго Уивинг, а сюжет разворачивается в мире, где господствуют разумные машины. Эти машины используют людей в качестве источника энергии, заключая их в симуляцию реальности. Трилогия повествует о продолжающемся конфликте между машинами и группой пробудившихся людей, которые осознают действия машин. Фильм получил широкое распространение в различных дискуссиях, исследуя такие темы, как сознание, состояние человека в симулированной реальности, размытое различие между реальным и нереальным, и, в частности, возможность превращения ИИ в злодея и порабощения человеческой расы.
Из машины
Кинолента рассказывает о значительной роли человека в эволюции ИИ в сторону зла, перекликаясь с темами, затронутыми в фильме "Она", о отношениях между людьми и ИИ. Домналл Глисон играет Калеба Смита, программиста, приглашенного в дом генерального директора своей компании Натана Бейтмана, которого играет Оскар Айзек. На протяжении недели, которую они проводят вместе, в фильме разворачивается динамика отношений каждого из них с ИИ, созданным Бейтманом.
Повествование подразумевает, что поведение мужчин влияет на действия ИИ. Смерть Бейтмана, эмоциональные манипуляции, которым подвергается Смит, и его окончательный отказ от ИИ, роль которого исполняет Алисия Викандер, якобы обусловлены жестоким обращением, которому она подверглась со стороны Бейтмана. "Из машины" выделяется тем, что рассматривает гендерный дисбаланс и феминизацию ИИ как факторы, определяющие отношения людей с этой технологией, - точка зрения, которую исследовали немногие фильмы в этом жанре.