Найти тему

Складской рынок Кыргызстана ждет рост складских площадей

Как и другим республикам Центральной Азии, Кыргызстану остро не хватает современной логистической инфраструктуры. На страну с 7-миллионным населением приходится менее 50 тыс. кв. м качественных складских площадей (весь этот фонд сосредоточен в столичной агломерации) и всего один комплекс класса «А». Однако уже в перспективе ближайших двух лет ситуация должна радикально измениться. Анонсирован ввод в эксплуатацию двух крупных логопарков и нескольких объектов меньшего масштаба.

Потенциал Кыргызстана как стратегического транспортного узла огромен и очевиден. В этом сходятся все отраслевые эксперты. Они приводят несколько объективных факторов, которые работают в пользу республики. Прежде всего, географическое расположение позволяет стране активно участвовать в транзитной торговле Китая с Ближним Востоком, СНГ и Европой, а также России и Казахстана с государствами Южной Азии. Внутренний рынок Кыргызстана переживает период бурного роста. Он лидирует в среднеазиатском регионе по увеличению объемов розничной торговли. В прошлом году показатели поднялись на треть. За тот же период зафиксирован 40-процентный прирост внешнеторгового оборота с Россией (третий результат на постсоветском пространстве) – сказался эффект от параллельного импорта. Также следует отметить успехи интернет-коммерции. Только на площадке Wildberries кыргызстанские предприниматели ежемесячно продают товаров на сумму, идентичную 1 млрд рублей. Ozon, в свою очередь, не собирается целиком уступать перспективный рынок конкуренту и тоже намерен закрепиться в республике.

Однако остается открытым вопрос, в какой мере Кыргызстан сможет воспользоваться благоприятными предпосылками для расширения и усовершенствования логистической инфраструктуры. Во многом это зависит от лояльности со стороны институциональных инвесторов. А они пока не готовы вкладывать средства в конкретные проекты, хотя и демонстрируют заинтересованность. Зарубежных игроков беспокоят риски, связанные с высокой инфляцией. Правительство Кыргызстана не имеет достаточно ресурсов для поддержки индустрии и стимулирования рынка. Руководство страны возлагает надежды на помощь по линии Евразийского экономического союза. В частности, обсуждается строительство северной объездной дороги для нужд столицы и 400-километрового ответвления железнодорожного маршрута Новосибирск-Алматы- Бишкек (от Балыкчы до Джалал-Абада). Слабость национального девелопмента и необходимость импорта ряда материалов (включая сэндвич-панели и специализированное оборудование для доков) обуславливает высокую себестоимость строительства. А это задает сравнительно высокий уровень арендных ставок – в среднем 114 долларов за квадратный метр (без учета НДС) для строящихся комплексов, что на 37% выше среднероссийского показателя.

К текущему сезону рынок складской недвижимости Кыргызстана подошел лишь с одним логистическим центром класса «А» – Smart Logistic на 12 тыс. кв. м. Фонд складских площадей класса «B» измеряется 34 тыс. кв. м. В сумме это дает 0,007 кв. м на одного жителя республики – запредельно мизерный показатель, на порядок ниже, чем в соседнем Казахстане, и в 40 раз ниже, чем в России. Но положение скоро изменится к лучшему. На осень следующего года анонсирован ввод в эксплуатацию логистического комплекса, который займет участок в 28,8 га к северу от Бишкека (на первой линии дороги ЭМ-11). С его открытием рынок получит 163 тыс. складских площадей класса «А». В начале 2025 г. к нему присоединится еще один масштабный современный качественный объект – причем в той локации - «Батыр Логистик Центр» на 110 тыс м2, который имеет ключевое значение в регионе, его реализация осуществляется при государственной поддержке. Стратегическая локация «Батыр Логистик Центр» (расположен в непосредственной близости от главной автомагистрали региона, трассы А365, которая связывает Бишкек и пограничный КПП Торугарт на границе с Китаем) имеет важное значение для потенциальных арендаторов. А в целом, формирование в единой локации логистического кластера с высококлассными объектами дополнительно увеличит емкость высококачественного складского предложения и усилит инфраструктуру региона. О планах по строительству собственного логистического центра на 100-150 тыс. кв. м заявила владелица Wildberries Татьяна Бакальчук. В девелопмент этой площадки предполагается вложить минимум 95 млн долларов. Также нужно упомянуть о некоторых премьерах меньшего масштаба – второй и третьей очередях Smart Logistic (в сумме 14 тыс. кв. м) и складском комплексе «Неман-Фарм» (12 тыс. кв. м), который строится для обслуживания корпоративной логистики.

То, что после стольких лет «засухи» рынок быстро впитает все пополнения, не вызывает сомнений. Потребности торговой индустрии Кыргызстана на ближайшие полтора-два года оцениваются, по крайней мере, в четверть миллиона квадратных метров современных складских площадей. Поэтому операторы логистических центров будут работать в режиме гарантированного спроса.

Несмотря на вызовы, новые проекты в сфере логистики будут способствовать экономическому подъему Кыргызстана. С развитием складских комплексов улучшится логистическая связь между ключевыми торговыми партнерами, что укрепит позиции страны как транзитного узла. Это также создаст благоприятные условия для местных и международных предпринимателей, позволяя расширять бизнес и увеличивать торговые потоки.

Учитывая растущий интерес к электронной коммерции и увеличение объема розничной торговли, необходимость в качественных складских площадях становится очевидной. Введение новых складских мощностей может значительно улучшить логистические операции, уменьшить временные затраты и стоимость доставки, что положительно скажется на потребительском рынке.

В долгосрочной перспективе, развитие логистической инфраструктуры в Кыргызстане может также способствовать привлечению зарубежных инвестиций, что поддержит экономический рост и повысит уровень занятости в стране. Правительственная поддержка и сотрудничество с Евразийским экономическим союзом будут играть ключевую роль в реализации этих планов.

#складыроссии #складырф #складыкиргизия #складваренду #транспортнаялогистика #строительствосклада #девелопмент #инвестиции #логистика

@СКЛАДЫРОССИИ