Алматинцы давно обратили внимание на тенденцию – каждый новый городской аким приходит со своей стратегией развития, пафосные презентации которых стали уже своего рода традицией южной столицы. К этой традиции у контролирующих органов давно должны были появиться вопросы из разряда, а не занимаетесь ли вы тут бессмысленным расточительством. Но вопросов не возникает, поскольку ни представители этих органов, ни масса простых горожан не знают важного нюанса – все эти «новые» стратегии были придуманы еще при Ахметжане Есимове. Просто у старичка пиар был пожиже.
Многие алматинцы помнят Ахметжана Есимова как автора меметичных фраз, ярого сторонника велоспорта и племянника бывшего Елбасы. Однако мало кто знает, что изменения, произошедшие с городом, начиная с его сменщика Бауыржана Байбека, были заложены именно при Есимове.
Накануне акимат Алматы сообщил, что в этом году будет запущен очередной проект BRT. На этот раз его реализация затронет проспект Райымбека. Он был выбран по поручению акима Ерболата Досаева, поскольку именно через Райымбека проходят 83 маршрута общественного транспорта, из которых 11 - магистральные.
Проект намерены реализовать в два этапа. На первом будут созданы выделенные полосы на участке проспекта от улицы Ахрименко до Пушкина. Строительно-монтажные работы запланированы на второе полугодие 2024 года.
На втором этапе планируют охватить учасок от Ахрименко до рынка «Барлык». Его хотят реализовать в 2025-2026-е годы. Также в этот период запланирована пробивка Райымбека от Пушкина до ТПУ «Восточный».
Автолюбители помнят, что значительную часть отрезка от Ахрименко до Пушкина по Райымбека занимает центральная аллея с зелеными насаждениями. Как будет организован маршрут выделенных линий BRT на этом достаточно протяженном участке – пока непонятно. Но если сносить центральную аллею не станут, то линии BRT, скорее всего, проведут по верхней или нижней части проспекта, вытеснив автомобили на противоположную сторону.
На эту загвоздку мы обратили внимание неслучайно, поскольку выбор проспекта Райымбека – это единственная импровизация от акима Досаева к планам по развитию BRT в Алматы, о которых говорил еще Есимов. По задумке Ахметжана Смагуловича, линия BRT должна была начинаться в микрорайоне Орбита, проходить по улице Тимирязева, потом через центр города и уходить на ВОАД. Инфраструктура BRT в Орбите и по Тимирязева появилась уже при Байбеке, при акиме Бакытжане Сагинтаеве стали известны дальнейшие детали проекта. Так вот, после Тимирязева линии BRT должны были спускаться по Жарокова до Толе би, откуда направляться в сторону ВОАД. Для этого Толе би, собственно, и пробивали до Восточной объездной.
Можно, конечно, упростить ответ на вопрос, почему Досаев подкорректировал стратегию Есимова – дескать, чтобы показать, что Старый Казахстан даже тут ошибался. Но мы считаем, что это такая двухходовочка.
BRT на Райымбека все равно придется как-то соединять с инфраструктурой на Тимирязева (а ту – с инфраструктурой в Орбите), и для этого уже выбрана улица Жарокова. Да вот беда – на Толе би улица Жарокова упирается в здание Алматинского завода тяжелого машиностроения. АЗТМ, впрочем, на протяжении десятка лет дышит на ладан, зато общественные пространства вокруг него давным-давно облагородили. Почему бы не снести здание АЗТМ, чтобы пробить Жарокова до Райымбека, а заодно на освободившемся месте не построить пару-тройку ЖК? Кажется, корректировка плана Есимова нужна была именно для этого.